Содержание к диссертации
Введение
Глава I Теоретические основы освоения социального опыта в младшем школьном возрасте
1.1 Сущностная характеристика понятия "социальный опыт" 11
1.2 Особенности освоения социального опыта младшего школьника в образовательном процессе 39
1.3 Обоснование педагогической модели процесса освоения социального опыта младшими школьниками 61
Глава II. Организация освоения социального опыта младшими школьниками в практике работы общеобразовательных школ
2.1 Анализ практики освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе 94
2.2 Реализация педагогической модели процесса освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе 129
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по организации процесса освоения социального опыта младшими школьниками 151
Заключение 172
Список используемой литературы 174
Приложение 195
- Сущностная характеристика понятия "социальный опыт"
- Особенности освоения социального опыта младшего школьника в образовательном процессе
- Анализ практики освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе
- Реализация педагогической модели процесса освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе
Введение к работе
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, характеризующемся стремлением к преодолению кризиса в различных сферах жизни, становлением элементов гражданского общества, развитием национального самосознания, усложнением условий жизни, особую значимость приобретает процесс освоения социального опыта, обеспечивающий эффективную социализацию личности.
|
Поэтому одной из основных функций школы становится создание оптимальных условий для формирования системы ценностей, норм и других составляющих социального опыта, которые позволят личности в будущем эффективно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, станут основой ее противостояния негативным внешним влияниям, активного участия в социальной жизни и в процессе ее преобразования. В связи с этим возникает необходимость исследования процесса освоения социального опыта в различные возрастные периоды.
Одним из возрастных периодов, представляющих наибольший интерес в изучении процесса освоения социального опыта, является младший школьный возраст. Именно на этом этапе развития происходит переход от преимущественно стихийного накопления элементарного опыта к относительно контролируемой социализации, к усвоению научных понятий, формированию единой системы представлений, знаний, умений, навыков, опыта общения.
Все это требует изучения особенностей организации образовательного процесса в начальной школе, влияющих на освоение социального опыта в этом возрастном периоде.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что к рассматриваемой проблеме обращены исследования во многих областях и изучению подвержены различные ее аспекты. Общетеоретические и методологические основы социализации и развития личности освещены в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Б.З. Вульфова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, А.В. Петровского и др.
|
Сущность социального опыта как философско-педагогической категории определена в исследованиях Б.М. Бим-Бада, Л.П. Буевой, Н.Ф. Головановой, И.Н. Дашук, Д. Дьюи, П.Л. Ильина, Дж. Мида, М. Мид, А.А. Сидорова, А.И. Раева и др.
Ряд работ Б.Н. Алмазова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова, Д.И. Фельдштейна и других посвящен рассмотрению вопроса о роли деятельности в формировании опыта.
Проблема организации образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы рассмотрена в работах Ю.К. Бабанского, О.Ю. Елькиной, В.И. Казаренкова, И.Л. Кряжевой, В.О. Кутьева, Н.Л. Селивановой, Ю.В. Сенько.
Изучению различных сторон обучения и воспитания младших школьников посвящены труды Ш.А. Амонашвили, О.С. Богдановой, Г.И. Вергелес, В.В. Давыдова, Л.Г. Золотаревой, А.Э. Симановского, Н.Ю. Синягиной, О.А. Черновой, А.И. Шемшуриной, Д.Б. Эльконина.
Однако, несмотря на наличие значительного комплекса научных исследований по проблемам освоения социального опыта, отсутствует целостное представление о структуре данного процесса и особенностях его протекания в младшем школьном возрасте в условиях начальной школы.
Актуальность данной проблемы обусловлена обострением следующих противоречий: между возрастающим разнородным влиянием общества на личность учащихся начальных классов и недостаточной готовностью школы эффективно реализовывать социализирующую функцию, обеспечивающую освоение детьми положительного социального опыта; между растущими требованиями общества к уровню освоения школьниками положительного социального опыта, применения его в реальных условиях и недостаточной разработанностью теоретических основ, методики организации процесса освоения социального опыта в условиях начальной школы.;$ С учетом названных противоречий была определена и следующим образом сформулирована проблема исследования: каким образом должен быть организован образовательный процесс для успешного освоения социального опыта учащимися начальной школы?
|
Объект исследования — социальный опыт детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе.
Цель исследования — выявить особенности освоения социального опыта младшими школьниками и определить оптимальные педагогические условия его организации в образовательном процессе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что освоение социального опыта младшими школьниками будет эффективным, если:
- реализовать цель, выраженную в желаемом объеме социального опыта, детерминированную возрастными особенностями младшего школьника и целью современного образовательного процесса;
- разработать содержательный аспект процесса освоения социального опыта;
- использовать комплекс активных методов и соответствующих методических приемов;
- осуществить диагностику и учет уровня освоения социального опыта;
- учесть влияние социальных, педагогических и личностных факторов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- раскрыть сущностные признаки социального опыта как педагоги ческой категории;
а 6
- выявить особенности освоения социального опыта в младшем школьном возрасте в образовательном процессе;
- сконструировать и апробировать педагогическую модель процесса освоения социального опыта младшими школьниками.
Методологическую основу исследования составляют: деятельност-ный подход к формированию и становлению личности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); аксиологический подход (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, В.А. Караковский, А.И. Шемшурина и др.); личностно-ориентированный подход (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Ф. Виноградова, Н.Ф. Голованова, И.С. Якиманская и др.). Основой для формирования теоретико-методологической позиции явились философские труды Л.П. Буевой, А.А. Сидорова, психологические исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, педагогические работы Б.З. Вульфова, И.С. Кона, И.Я. Лернера, А.В. Мудрика.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования, отражающих единство теоретического и эмпирического уровней познания: методы теоретического анализа; изучения и обобщения передового педагогического опыта; эксперимент; наблюдение; опросные методы (анкетирование, интервью, беседа и др.); методы моделирования и экспертных оценок; статистические методы.
Понятийный аппарат исследования.
Социальный опыт - это результат познавательной и практической деятельности, выражающийся в знаниях о социальных явлениях, социальных умениях и навыках поведения, единстве позитивного отношения к действительности и способности преобразовать и выразить это отношение в практике повседневной жизни.
Под освоением социального опыта младшими школьниками мы понимаем накопление, обогащение, осмысление, принятие в педагогически созданных условиях знаний о социальных явлениях, социальных умений и навыков, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности.
Опытно—экспериментальную базу исследования составляли общеобразовательные школы № 36, 32, 17, 23, 2 города Саранска Республики Мордовия. Исследованием были охвачены 648 учащихся 1 — 4 классов, 138 учителей начальных классов. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась (1999 - 2003гг.) на базе начальных классов школы-комплекса № 36 г. Саранска.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем с позиции гуманистического подхода обоснована педагогическая модель освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе; создана комплексная методика диагностики уровня освоения социального опыта младшими школьниками.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта сущность и определены особенности освоения социального опыта младшими школьниками; выявлены компоненты модели процесса освоения социального опыта младшими школьниками (целевой, содержательный, ор-ганизационно-деятельностный, диагностико-результативный, ресурсный); определены педагогические условия (реализация системы целей и задач, разработка содержательного аспекта организации процесса освоения социального опыта, использование комплекса активных методов и соответствующих им методических приемов, диагностика освоения социального опыта, учет влияния социальных, педагогических и личностных факторов), обеспечивающие эффективную реализацию процесса освоения социального опыта младшими школьниками; разработана система критериев (когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный, поведенческий), показателей и уровней (высокий, достаточный, промежуточный, низкий) освоенности социального опыта младшими школьниками.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения, выводы способствуют повышению результативности освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе. Предлагаемая система критериев, показателей и уровней освоения социального опыта, методические рекомендации и апроби-рованная авторская программа "Я и окружающий мир" помогут учителям более эффективно решать задачи организации освоения социального опыта младшими школьниками в условиях начальной школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Различные аспекты содержания диссертации неоднократно излагались на педагогических советах школ, на родительских собраниях, на заседаниях кафедры педагогики начального образования, на научных конференциях - XXXVI, XXXVII, XXXVIII, XXXIX Евсевьевских чтениях (г.Саранск 1999, 2000, 2001, 2002 гг.); в тезисах и статьях, опубликованных автором.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе непосредственной работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ Республики Мордовия и со студентами педагогического факультета Мордовского педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация процесса освоения социального опыта младшими школьниками обусловлена необходимостью формирования элементарных социальных представлений и понятий, знаний о социальной действительности, способов позитивного социального поведения, опыта построения эмоционально положительных отношений и стремления к их творческому преобразованию, то есть более целенаправленной реализации социализирующей функции образовательного процесса.
2. Педагогическая модель процесса освоения социального опыта включает совокупность следующих взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:
- целевой - предназначен для определения ожидаемого результата, выраженного в необходимом объеме социального опыта, регламентации содержания процесса освоения социального опыта и способов его реализации; - содержательный - необходим для наполнения конкретным содержа нием каждого из компонентов социального опыта, которыми являются знания о социальных явлениях, опыт осуществления способов деятельности, опыт эмоциональных отношений, опыт творческой деятельности;
- организационно-деятельностный - обеспечивает целостность освоения социального опыта, основу данного компонента составляет организация образовательного процесса, в связи с этим организационно-деятельностный компонент реализуется через систему педагогических методов, средств, приемов;
- диагностико-результативный - предназначен для анализа оценки результативности функционирования процесса освоения социального опыта через применение системы критериев, показателей эффективности изучаемого процесса;
- ресурсный - служит для определения и учета совокупности внутренних и внешних условий, связей в структуре процесса освоения социального опыта.
3. Основные особенности освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе носят противоречивый характер:
- при несформированости единой системы социальных знаний развивается социальная сфера личности младшего школьника (основное обогащение происходит за счет появления новых социальных представлений, освоения элементарных социально-нравственных понятий);
- увеличивается стремление к социально-нравственной самореализации и совершению социально значимых поступков, но при отсутствии возможности его реализации ребенок не видит реального пути их осуществления;
- расширяется круг эмоционально окрашенных социальных отношений ребенка с окружающими без достижения высокого уровня освоения опыта эмоциональных отношений, так как эмоции младшего школьника раз рознены и с трудом выстраиваются в систему; - обогащается творческий потенциал, но при несформированности навыков самостоятельной творческой деятельности стремление к творчеству не всегда реализуется полноценно.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается разносторонним анализом проблемы при выделении исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, адекватного целям и задачам исследования; реализацией в ходе исследования деятельностного, аксиологического, личностно-ориентированного подходов к процессу освоения социального опыта младшими школьниками; позитивными результатами опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых положений.
Сущностная характеристика понятия "социальный опыт"
Современная социальная среда характеризуется наличием множества кризисных явлений, а следовательно, и отсутствием оптимальных условий для формирования у подрастающего поколения необходимой для активного участия в жизни общества системы ценностных ориентации, знаний о соци-альных явлениях, положительных эмоциональных отношений. В связи с этим возникает острая необходимость изучения особенностей освоения положительного социального опыта у подрастающего поколения. Более глубокое осмысление процесса освоения социального опыта требует обобщения сведений и данных, которые имеются в трудах философов, психологов, педагогов, и отражает различные аспекты проблемы. В связи с этим нами будет предпринята попытка: 1) рассмотреть точки зрения отечественных и зарубежных учёных на проблему освоения социального опыта, сделанных в различные времен-ные периоды и определить значение научных достижений для современного этапа исследования; 2) исследовать подходы современных учёных к понятию "социальный опыт" и на основе результатов изучения дать характеристику данной категории; 3) определить основные признаки изучаемой категории. Без употребления понятия "опыт" к рассмотрению вопроса о сущности социального опыта впервые обратились философы Древней Греции. Так, Платон указывает на непосредственное воздействие опыта взрослых на де тей. "Он (ребёнок) не может ничего сказать или сделать без того, чтобы они (родители) не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо, это по г) хвально, а то постыдно, что это свято, а то нечестиво, что это делай, а то не делай" (цит. по 218, 19). Аристотелю принадлежит важнейшая идея о способе передачи социального опыта - "ассимиляции" или "уподоблении", происходящем в процессе общения с другими людьми. Причём "уподобление" носит стихийный характер.
Это изначально основополагающие идеи, построенные на базе эмпирических наблюдений и констатирующие наличие процесса передачи сведений, способов поведения, типа мировоззрения от старших поколений младшим под воздействием внешних обстоятельств.
В рамках нашей работы данные положения определяют направление изучения способов и источников освоения социального опыта у детей в современных условиях. То есть в основу процесса освоения социального опыта нами положена идея о его осуществлении в условиях общества, основными агентами которого являются люди из ближайшего окружения, а основным механизмом данного процесса становится не что иное, как уподобление.
На абсолютную роль собственного приобретенного опыта в развитии личности указывали прогрессивные мыслители Г. Гегель, К. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Они исходили из того, что источником опыта является материальный мир.
Дж. Локк, развивая гносеологические принципы Ф. Бэкона и Т. Гоббса, утверждал, что источником всех знаний является внешний мир, опыт приобретается человеком через воздействие объективно существующих предметов на органы чувств. Он отрицал наличие всяких врожденных "запечатлений" в психической сфере человека. Дж. Локк подчеркивал, что "...все содержание нашего духа притекает к нам путем внутреннего или внешнего опыта, вне опыта нет возможности получить какое бы то ни было знание, так как привычным исходным пунктом являются чувственные вос-приятия"(154, 155).
Опираясь на вышеизложенные положения, мы получаем возможность, определить в качестве одного из сензитивных периодов процесса освоения социального опыта младший школьный возраст, поскольку именно он характеризуется современными исследователями высоким уровнем эмоциональности и восприимчивости, и первым проявлением элементов научного сознания. Это дает нам возможность говорить о том, что социальный опыт приобретается в процессе жизнедеятельности через чувственное восприятие и не передается биологическим механизмом наследования.
Одним из первых, кто применил понятие "жизненный опыт", был Ж.-Ж. Руссо. В его работах это понятие выступает синонимом современного понятия "социальный опыт". Он сумел связать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженным в науке. Ж.-Ж. Руссо считал, что знания, которые составляют жизненный опыт, ребенок должен получить не из книг, а из природы. Он утверждал, что "...существует три воспитателя человека: природа, люди, помогающие развернуться и созреть внутренней природе, и собственный опыт как дополнитель первых и питатель свободы"(209, 207).
У Г. Гегеля опыт выводится из движения сознания, которое ставит перед собой цель. Он считал, что поскольку достигнутый результат деятельности не полностью совпадает с поставленной целью, в процессе сравнения желаемого сдостигнутым происходит преобразование взглядов на предмет, появляется новое знание о предмете, этот предмет и составляет опыт. "Опытом следует считать не непосредственное созерцание, а созерцание, поднятое на уровень интеллектуального, мыслимое и поясненное, выведенное из его единичности и высказанное как необходимость" (65, 258). Таким образом, в освоении и обогащении социального опыта предопределяющая роль принадлежит практической деятельности индивидов, в результате которой "упражняются и растут силы: опыт жизни и ее задачи увеличивают знания" (65, 100-101). Следовательно, опыт есть опыт сознания.
В педагогике и в философии этого времени наиболее эффективными средствами распространения социального опыта признавались взаимодействующие системы просвещения, воспитания и культуры. Общество приобщает человека к накопленным материальным и духовным ценностям и тем самым превращает его в "свою природу".