Соседи Римской империи
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с жизнью соседей римлян; содействовать формированию навыка работы с картой, находить границы Римской империи, показывать народы и страны, находившиеся под властью Рима; создать условия для развития умения составлять рассказ по рисунку |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / лабораторный урок |
Планируемые результаты (предметные) | Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом |
Личностные результаты | Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, естественности, причины неудач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Установление мира с Парфией. Разгром римских войск в Германии. Жизнь германцев. Предки славян. Рост Римского государства. Император Август |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Карта «Рост Римского государства». Учебная картина «Захват деревни римлянами». Проверочные материалы |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу | Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют учебные действия | Беседа |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Рост Римского государства. Соседи Римской империи | Групповая. Практический, словесный. Работа с текстом, картой, беседа | Организует работу с § 54, картой, обсуждение вопросов рубрики «Проверь себя» и выполнение задания «Поработайте с картой» | Работают с картой. Рассказывают, как строились отношения между Римом и провинциями. Составляют план текста | Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами | Работа с картой, беседа по вопросам |
Захват деревни римлянами | Групповая. Словесный, творческий. Работа с картиной, рассказ | Предлагает рассмотреть картину, составить по ней рассказ. – Как ведут себя римляне с безоружными людьми? - Римская империя простиралась от Атлантического океана на западе, до Двуречья на востоке, от Египта на юге до острова Британия на севере. - Римляне, пытаясь расширить границы, сталкивались с соседями. Установление мира с Парфией - На востоке от Рима – Парфянское царство. - У Парфии было сильное войско. - Император Август вступил с Парфией в переговоры. - Парфия вернула пленных. - Войн с Парфией не было долгие годы. Разгром римских войск в Германии - Римляне подчинили племена германцев, живших около реки Рейн. - Германцы тайно готовили восстание. - Несколько дней длилось сражение. - Три римских легиона было уничтожено. - Ежегодно день поражения отмечался в Риме как день траура. - Германцы стали самыми опасными врагами империи. Как жили германцы - Германцы разводили скот, занимались земледелием. - Много охотились, т.к. жили в лесах. - Совершали военные набеги на соседей. - Вождя в племени выбирали на Народном собрании. - На Собрании судили за тяжкие преступления. - Германцы обожествляли явления природы. - Главным богом был бог грозы Донар. Что известно о предках славян - Восточнее германцев жили предки славянских народов. - Римляне называли эти племена венедами. - Венеды жили далеко, поэтому описаний мало: - жили среди лесов, - жилища – избы и землянки, - занимались земледелием, скотоводством, охотой. - были ремесла – кузнечное, оружейное и др. - поклонялись богам солнца, грозы и др. - В первые века н.э. славянские племена приблизились к границам империи. | На основе картины составляют описание исторического события | Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания | Рассказ |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа | Предлагает обсудить проблемные вопросы (см. Приложение 1) 1. Составьте описание самого грозного бога германцев – Донара. Объясните, почему германцы главным выбрали бога грозы. 2. Почему после похода полководца Вара против германцев император Рима долгое время не стриг волосы в знак траура и время от времени восклицал: «Вар, верни легионы!» | Анализируют полученную информацию | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи | Беседа по вопросам |
Парная. Практический. Тест | Организует работу с тестами (см. Приложение 2) | Применяют имеющиеся знания для выполнения тестовых заданий | Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения | Тест | |
V. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Задание 70 в рабочей тетради (разгадать 2-ю половину кроссворда); индивидуальные задания: подготовить сообщения о Нероне и Сенеке | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Кроссворд, сообщения |