Земельный закон братьев Гракхов
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с причинами и последствиями проведения в Риме земельных и иных социальных реформ, предложенных братьями Гракхами; создать условия для выявления внутренних противоречий в римском обществе, выявившихся в процессе и после деятельности Гракхов |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / исследовательская лабораторная работа |
Планируемые результаты (предметные) | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом |
Личностные результаты | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Основное содержание темы, понятия и термины | Разорение крестьян в результате завоевательных войн. Избрание Тиберия Гракха народным трибуном. Земельный закон Гракха (133 г. до н. э.). Убийство Тиберия Гракха и его сторонников. Деятельность Гая Гракха. Убийство Гая Гракха и его сторонников. Неудача реформ братьев Гракхов. Октавиан. Земельная реформа, гражданская война |
Образовательные ресурсы | Учебник. Рабочая тетрадь № 2. Электронное приложение к учебнику. Проверочные материалы |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля | |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Работа с хронологией | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа с «линией времени», хронологические задачи | Организует работу с хронологическими задачами (см. Приложение 1) | Называют даты важнейших исторических событий, устанавливают последовательность и длительность событий | Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности | Хронология |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу урока | Слушают учителя и формулируют учебную задачу урока | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия | Беседа |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Разорение крестьян в Италии. Борьба крестьян за землю и закон Тиберия Гракха | Групповая. Словесный, практический, проблемный. Работа с текстом, карточками, беседа | Предлагает прочитать § 50, выполнить задания на карточках, обсудить вопросы в группах (см. Приложение 2) - После установления власти в Средиземноморье, в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами населения – гражданские войны. Заморские походы разоряли воинов-землевладельцев - В армии служили только землевладельцы. - Жена не могла управиться с хозяйством, когда муж был на войне. - Хозяйство приходило в упадок: поле зарастало сорняками, сарай покосился. - Землевладелец часто в таком случае продавал участок и перебираля в Рим. - Иногда участок в отсутствие хозяина отбирал богач и тогда тоже дорога в Рим. - В Риме жили случайными заработками или становились нищими. Заступник бедняков Тиберий Гракх - Тиберий был родом из плебеев. - Тиберий понимал, что большое скопление рабов опасно для государства. - Разорение землевладельцев ослабляло военное могущество государства, т.к. в армию не брали неимущих. - На сходках граждан он произносил речи в защиту бедных граждан. - Тиберия выбрали трибуном. - Бедняки призывали его произвести передел земли. Принятие земельного закона. - Завоеванные земли становились собственностью государства. - Однако большинство земель захватили богачи. - В 133 г. до н.э. Тиберий предложил закон: - ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли. И - Излишки отобрать и небольшими участками раздать беднякам, но без права продажи. - Сенат был против этого закона. - Но Народное собрание приняло этот закон. Гибель Тиберия - Тиберий и его брат Гай руководили переделом земли. - Богачи сопротивлялись. - Тиберия обвиняли в том, что он хочет захватить власть. - Но Тиберий хотел быть избранным трибуном на новый срок. - Многие землевладельцы не могли прийти на собрание, т.к. работали на полях. - Противники Тиберия на Собрании устроили свалку и подняли шум. - Враги Тиберия заявили, что он хочет царскую корону. - Сенаторы выбежали на площадь. - Сенаторы, вооружившись, начали убивать сторонников Тиберия. - Погибло более 300 человек и сам Тиберий. Гай Гракх продолжает дело брата. - Через 10 лет Гай Гракх был избран трибуном. - Он продолжил передел земли. - Богачи возненавидели Гая. - Сенат ввел в Рим войска. - Погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. - Гай покончил жизнь самоубийством, не желаю попадать в руки врагов. - Через несколько лет запрет на продажу земли был отменен. - Богачи снова стали скупать земли бедняков. Итог: Разорение землевладельцев Италии продолжалось. | Проводят поиск необходимой ин- формации в учебном тексте; рассказывают об исторических событиях, их участниках | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются и приходят к общему решению | Работа по карточкам, беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний | Фронтальная, групповая. Словесный. Беседа, рассказ | Предлагает обменяться группам полученной информацией | Оценивают исторические события и личности | Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Мини-проект _____________________________ § 50, вопросы. Задание 68 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Вопросы и задания |