СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ




Титульный лист

 

 

Лист задания

 

 

Целевая установка (1-2 стр.)

 

 

Ведомость

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
  Проектирование и разработка коллекции женских украшений  
1.1 Художественные средства и приемы изготовления женских украшений  
1.2 Эскизное проектирование женских украшений  
  Технология художественной обработки поделочных материалов  
2.1 Технология обработки природного камня  
2.2 Технология обработки материалов различных классов  
2.3 Технологическая карта на выполнение коллекции женских украшений  
2.4 Опасные и вредные производственные факторы при изготовлении изделий ручной работы  
  Разработка бизнес-плана производства женских украшений  
3.1 Общее описание продукции  
3.2 Рыночное окружение  
  ….  
     
Заключение  
Список использованных источников и литературы  
Список сокращений и условных обозначений  
Словарь терминов  
Приложение № 1 «….»  
Приложение № 2 «…..»  

 

СО

 

 

ДЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Эксклюзивные украшения во все времена пользовались популярностью. Некоторые люди готовы заплатить за них большие деньги. И все для того, чтобы выглядеть оригинально, стильно и не быть похожими на других. Огромной популярностью нынче пользуются украшения ручной работы.

Изготовленные своими руками авторские изделия всегда оригинальны. В настоящее время можно встретить множество украшений и аксессуаров, выполненных в разнообразных техниках своими руками с применением различного рода материалов (бусины, бисер, текстильные материалы, стекло, металл, дерево, полимерная глина, войлок, бумага, проволока и т.д.).

Красиво и правильно подобранные украшения завершат любой образ, придавая ему уникальность, неповторимость, своеобразность. Поэтому, исходя из этого, на сегодняшний день все актуальнее становится выбор аксессуаров и украшений, как для повседневного образа и для торжественных мероприятий.

Многие обращают внимание на украшения и одежду, выполненные по индивидуальному заказу, так как они полностью соответствуют всем пожеланиям заказчика. А для этого в настоящее время дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают новые технологии.

В связи с актуальностью и проведенным нами анализом уже существующих работ, в точности украшений, выполненных в различных техниках (войлок, кожа, бисер и т.д.) на базе технологического факультета нами была определена тема выпускной квалификационной работы: «Проектирование и изготовление коллекции женских украшений с применением галтованного камня и поделочных материалов».

Исходя из проблемы исследования, была сформулирована цель: спроектировать и изготовить коллекцию женских украшений из материалов различного класса и природного поделочного камня (яшма, кремень).

Для решения цели были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить приемы изготовления аксессуаров из материалов различных классов;

- провести анализ моделей женских украшений и аксессуаров, выполненных студентами технологического факультета и на его основе сформулировать эскизное проектное предложение;

- изучить технологии обработки камней галтовочным оборудованием и материалов различного класса;

- представление наглядного изображения галтовочнного оборудования (на примере самодельного галтованного оборудования)???;

- разработать и изготовить пять вариантов модельных конструкций женских украшений из материалов различного класса (бисер, природный материал, сутажная лента, джутовый шпагат, береста) и галтованного камня;

- разработать бизнес-план по производству украшений.

При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной литературы;

- анализ, сравнение, моделирование.

Из поставленных выше цели и задач ВКР нами были определены объект и предмет исследования:

- объект - технология изготовления коллекции украшений с использованием материалов различного класса и их сочетания;

- предмет - способ обработки природного камня и поделочных материалов в различных техниках (бисерная и сутажная вышивки, джутовая филигрань, выжигание по бересте) в создании коллекции женских украшений.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

 

1 Проектирование и разработка коллекции женских украшений

 

1.1 Художественные приемы в изготовлении украшений из материалов различных классов

 

На сегодняшний день существует несметное количество различных украшений и аксессуаров, выполненных в многообразных техниках с применением различного рода материала. Так, для их создания современные дизайнеры основываясь на художественных средствах и приемах, создают все новые и новые бижутерии, изучают, разрабатывают и совершенствуют ранее изученные технологии по их изготовлению.

Тем не менее, в современном мире аксессуары и украшения, выполненные собственноручно всегда оригинальны. Их особенность заключается в том, что даже в одном комплекте украшений, добавляя что-то новое или изменяя детали, мастер, создавая изделие, не сможет повториться[1].

Изучив и проанализировав источники, нами были раскрыты основные понятия «украшение», «бижутерия» и «аксессуар» (Таблица – 1.1).

Таблица - 1.1

Источник Определение
Иллюстрированный энциклопедический словарь, Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. «украшение» - нем. «schmuck», франц. рarure – термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, который независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции – эстетические, удивления, уважения, страха и т.п.; «аксессуар» - фр., сопутствующий чему-либо предмет, особенно в художественном произведении; принадлежности чего-нибудь, обстановка;
https://fammeo.ru/articles.php «аксессуар» (франц. accessoire) – принадлежность к чему-либо, сопутствовать чему-либо (шляпы, шарфики, косынки, перчатки, сумки, галстуки, пояса и другие мелочи), которые должны гармонировать с костюмом (одеждой);
https://ru.wikipedia.org/wiki «украшение» — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью;

 

Продолжение таблицы 1.1

https://nacrestike.ru   «бижутерия» - от французского «bijouterie»— украшения из недорогих материалов, для производства которых могут использоваться разнообразные металлы и сплавы, прозрачное и цветное стекло, пластмасса, керамика, дерево и кожа. Но высококачественная бижутерия может состоять из дорогих кристаллов, позолоты или посеребрения.

 

Любое украшение и аксессуар как композиция, представляет собой сочетание и соединение различных частей в единое целое в соответствии с конкретной идеей.

Восприятие украшения в целом, как и любого художественного произведения или изделия, зависит от общего вида и его построения, от способа передачи главной идеи, то есть с помощью каких выразительных средств и приемов были достигнуты единство и целостность в композиции.

Для создания того или иного украшения как и в композиции для единого и законченного произведения, возможно использование следующих художественных средств и приемов (Блок-схема 1.1).

Блок-схема 1.1

Художественные средства и приемы
Группировка
Формат
Ритм и метр
Контраст и нюанс
Композиционный центр
Симметрия
Масштаб и пропорция
Цвет
Фактура и текстура
Стилизация

 

 


Рассмотрим подробнее основные понятия и определения, раскрытых автором Паранюшкиным Р.В. в учебном пособии[2], а также примеры украшений, выполненных в различных техниках:

- «группировка» - это прием является самым распространенным, и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточение элементов в одном месте и последовательное разряжение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению – это все группировка. Любое художественное произведение, прежде всего, содержит элементы, так или иначе, взаиморасположение относительно друг друга (Рисунок 1.1);

Рисунок 1.1 - Художественные приемы

и средства - «группировка»

(Комплект «Ванильные кружева», автор Н. Лобанова)

 

- «формат» - заданный заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер художественного произведения или изделия сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают начало композиционной идеи. Формат может быть любым и в зависимости от этого меняются композиционные задачи[3] (Рисунок 1.2);

Рисунок 1.2 - Художественные приемы

и средства - «формат»

 

- «масштаб и пропорция» - если сравнить графическую работу и монументально-декоративное произведение, сразу понятно как масштаб влияет на форму композиции. С увеличением масштаба повышаются требования к уравновешенности и целостности композиции. Если рассматривать масштаб внутри композиции, то соотношение между элементами регулируется пропорцией. Масштабная пропорциональность как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов (Рисунок 1.3);

Рисунок 1.3 - Художественные приемы и средства -

«масштаб и пропорция»

 

- «ритм» - это равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр». Самый простой метр – когда размеры элементов и размеры пробелов одинаковы. Изменение интервалов между элементами повышают выразительность и сложность ритма. Ритм как средство композиции часто применяется в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью (орнамент) или свободно. Ритм – это изменяющееся повторение, а метр – это повторение без изменений. Ритм в отличие от метра придает произведению динамизм. Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения[4] (Рисунок 1.4);

 

 

Рисунок 1.4 - Художественные приемы и средства -

«ритм и метр»

 

- «контраст», подобен ритм – это расположенные рядом резко отличающиеся друг от друга элементы (по площади, цвету, светотени, форме и т.д.) аналогично ритмическому чередованию, лишенного какой-либо точности. Контраст придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрастом есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством является «нюанс». Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок. Нюанс означает едва заметные незначительные отличия предметов по каким-либо свойствам[5] (Рисунок 1.5);

Рисунок 1.5 - Художественные приемы и средства –

«контраст и нюанс»

 

- «цвет» - три стандартных качества цвета – тон (собственно цвет), насыщенность и светлота – тесно связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой – яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Цвет, как универсальное и необходимое средство композиции, присутствует буквально в каждом художественном произведении независимо от его композиционных задач и форм[6] (Рисунок 1.6);

Рисунок 1.6 -

Художественные приемы и средства – «цвет»

 

- «композиционный центр» - часть, которая с наибольшей полнотой выражает главное в образном содержании сюжета или предмета. Выделяется размером элементов, обособлением главной части, цветом, особенной формой, освещением, силуэтом. Изображение или предмет организуется так, что взгляд зрителя как бы притягивается к самому интересному и запоминающемуся элементу композиции[7] (Рисунок 1.7);

 

 

Рисунок 1.7

Художественные приемы и средства –

«композиционный центр»

 

- «фактура» - это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно, как, допустим ритм и цвет. Фактурой поверхности художник завершает композицию. «Текстура» - близкая родственница фактуры, представляет собой видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора и т.д.), создающий эстетическую особенность произведения[8] (Рисунок 1.8);

Рисунок 1.8

Художественные приемы и средства –

«фактура и текстура»

 

- «стилизация» - это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. Применяется как средство дизайна и монументального искусства для усиления декоративности (Рисунок 1.8).

Рисунок 1.8

Художественные средства и приемы –

«стилизация»

 

Таким образом, зная основные понятия о композиции, художественных средствах и приемах, изучив источники и систематизировав полученные ранее знания, также основываясь на существующих работах на базе технологического факультета, мы решили сами спроектировать и воплотить в реальность идею создания коллекции женских украшений.

 

1.2 Эскизное проектирование коллекции женских украшений

 

Художественное проектирование является творческим процессом, одним из важных этапов которого является эскизное проектирование. На данном этапе предлагается и формулируется окончательная идея, полно определяющая все характеристики, стиль и образ будущего изделия[9].

На подготовительном этапе проектирования нашей будущей коллекции нами были проведены сбор и анализ информации касающейся непосредственно исследуемой темы. В результате, которого были определены основные предъявляемые требования к изготавливаемому изделию:

- соответствие формы содержательным характеристикам изделия;

- зависимость формы от конструкций и материалов;

- удобство в процессе эксплуатации;

- соответствие эстетическим и эргономическим требованиям;

- экономическая эффективность.

Исходя из требований, мы видим, что украшения и аксессуары должны быть удобными в процессе эксплуатации, отвечать эстетическим и эргономическим требованиям.

Для создания бижутерии на сегодняшний день существует большое многообразие техник и поделочных материалов, с помощью которых можно достичь соответствия вышеописанным требованиям.

Поделочными материалами, используемыми в качестве декоративной отделки в украшениях и аксессуарах, могут служить материалы различного класса (камень, стекло, дерево, керамика и т.д.) (Таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Морфологический анализ (матрица)

Основной поделочный материал Материал декоративной отделки Изделие Технология выполнения изделия
Металлы и сплавы Дерево Керамика Камень Стекло Пластмасса Кость Береста Джутовая нить Полимерная глина Кожа Бумага Пластилин Бисер Бусины Ткань Проволока Пластика Глина Керамопласт Папье-маше Пряжа для вязания Тесто Шерсть Гребень Запонки Галстук Ремень Ободок Заколки и зажимы для волос Клатч Герданы (гайтаны) Броши Браслеты Шляпы Колье Подвеска Серьги Кольцо Бусы Художественная обработка камня Резьба по дереву Выжигание по дереву Вязание Вышивание Филигрань Лепка Аппликация Художественная обработка металла Художественная обработка пластика Скульптура Низание Плетение Оклеивание Лэмпворк
       

 

Число идей решения: 7*17*16*15=28560

Исходя из составленной матрицы и проведенным нами анализом работ студентов технологического факультета (ТФ), нами был разработан поиск и выбор составных элементов каждого комплекта украшений, представленных в художественном проекте на плакатах (Рисунок 1.9).

 

Рисунок 1.9 - Выбор и поиск вариантов

 

Согласно требованиям, предъявляемые к эскизному проектированию, для коллекции нами были выбраны пять комплектов украшений (Рисунок 1.10).

Рисунок 1.10 – Наглядное изображение

Фото хорошее потом поставлю

 

При выборе практической части дипломной работы мы отталкивались от уже разработанных и выполненных в различных техниках украшений студентами ТФ (войлок, полимерная глина, бисероплетение, украшения из кожи и т.д.) (Приложение №1).

Для создания комплектов нашей коллекции мы остановили выбор на следующих видах материалов, таких как галтованный камень в сочетании с различными поделочными материалами (бисер, сутажная лента, береста и джутовая нить). Подробная технология выполнения каждого комплекта будут описаны во второй главе, а также отображены в приложении нашей дипломной работы. Состав, материал, технология выполнения каждого разработанного нами комплекта представлено в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Разработка комплектов

Название комплекта Состав комплекта Материал Технология выполнения
Комплект «Валентина» Серьги; колье Галтованный камень (яшма), ракушки, бисер и бусины, основа – фетр, фурнитура Вышивание бисером
Комплект «Елена» Серьги; браслет, колье Галтованный камень (кремень), джутовая нить, фурнитура Джутовая филигрань

 

Продолжение таблицы 1.3

Комплект «Анастасия» Серьги; колье Галтованный камень (яшма), береста, декоративный шнур, фурнитура Выжигание по бересте
Комплект «Вероника» Серьги; кольцо, колье Галтованный камень (яшма), сутажная лента, бисер и бусины, основа – фетр, фурнитура Сутажная и бисерная вышивка
Комплект «Виктория» Серьги; кольцо, колье Галтованный камень (кремень), бисер и бусины, основа – фетр, фурнитура Вышивание бисером

 

Каждый предложенный нами комплект выдержан в едином художественном решении и образует законченную целостную композицию.

Не стоит забывать и о правилах ношения украшения:

- определиться со стилем образа;

- гармонично сочетать наряд с украшением по цвету и форме (не рекомендуется одевать более 3-х видов украшений).

Из выше описанного, сделаем вывод, что украшения и аксессуары являются объектами художественного проектирования, поскольку они отвечают следующим требованиям:

- изделия изготавливаются всеми накопленными к данному времени методами;

- изделия не выпускаются серийно;

- изделия по характеру своего назначения и форме не требуют специальной конструкторско-технологической проработки.

Используя основные приемы и средства композиции, сочетая натуральные камни и поделочные материалы, приведя их в единый ансамбль можно создать уникальные и неповторимые украшения своими руками, которые дополнят и завершат образ.

В качестве основного поделочного материала для изготовления коллекции украшений нами был выбран галтованный камень (яшма и кремень), а в качестве декоративной отделки – материалы различного класса (береста, джутовая нить, сутажная лента, бисер и бусины, природный материал - ракушки). Технология выполнения галтовки и самих техник будет описана во второй главе выпускной квалификационной работы.

 

 

2 Технология художественной обработки поделочных материалов

2.1 Технология обработки галтованного природного камня

 

По разработанному нами эскизу в параграфе 1.2 в качестве основного поделочного материала для изготовления украшений нам понадобятся галтованная яшма и кремень. В данном параграфе рассмотрим происхождение и месторождение природных камней (яшма, кремень), а также способ и основной принцип их обработки галтовочным оборудованием.

Одним из используемых нами в практической части дипломной работы природных камней является яшма - понятие собирательное и объединяет различные минеральные образования, имеющие общие физико-механические свойства. К ним относятся горные породы, имеющие сильные окремнения (до 80% SiO2) и образования, лишенные кварца и его разновидностей. Все они характеризуются микротонкозернистой структурой, одинаковой плотностью, относительно высокой вязкостью, твердостью по Моосу 7 и малой способностью к истиранию и выветриванию. Яшма является одной из интереснейших разновидностей цветных камней по разнообразности окраски. Природа щедро одарила ее не только пестроцветностью, но и удивительными рисунками.[10](Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1- Разнообразие яшмы

 

По разнообразию окраски и по многообразию мест залегания с яшмой могут поспорить явно, что агаты различные яшмы столь причудливо окрашены, что создать единую классификацию этих камней по цвету и структуре не удается. Остается лишь прибегать к образным сравнениям.

Говорят о яшме кровавой, ленточной, глазковой, кирпичной, сургучной, акварельной, фарфоровой. Этот перечень можно долго продолжать. В начале XIX века в России был опубликован минералогический словарь. Его автор-ученый В.М.Севергин – перечислил пятьдесят три различных термина, которые уже тогда в разных странах использовались для обозначения различных яшм.

Месторождения яшм существуют на всех континентах и практически во всех странах. Многие местные яшмы имеют собственные наименования.

Одними из лучших в мире считаются русские яшмы. Наиболее известна пестроцветная орская яшма. Ее добывают вблизи города Орска на Южном Урале.

Самое знаменитое месторождение находится в окрестностях горы Полковник. Другие известные месторождения южноуральской яшмы – Сибайское и Миасское.[11]

Также в практической части нами был использован – кремень, который представляет собой минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах (на 90% состоящую из халцедона) и чрезвычайно широко распространенную на Земле.[12](Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 -

Декоративные кремни представляют собой монолитные тонко- и крупнозернистые кремнистые образования (конкреции округлой, пластинчатой, цилиндрической и др. форм), однотонные и пестроцветные.

Твердость их 6-7, излом грубый раковистый до занозистого. Кремни хорошо режутся и шлифуются, полируются. Имеет склонность выцветать от солнечных лучей. Декоративность камня определяется окраской и рисунком.

Окраска кремней достаточно разнообразная, но, как правило, неяркая, хотя бывают исключения. Цвет: светло-серый, черный, желто-бурый, красный, вишневый, буровато-коричневый, синий. Ее интенсивность и оттенки могут быть изменены путем обжига при температурах от 90 до 350 градусов.

Концентрически-зональные кремни с четким рисунком и яркой окраской представляют собой наиболее интересный поделочный, а при тонком рисунке и ювелирный материал.

Пятнистые кремни характеризуются пятнистой окраской различного тона без четкого рисунка — основная их масса неравномерно раскристаллизована.

Декоративные кремни в силу редкости ярко окрашенных «рисунчатых» разновидностей не сразу вошли в обиход человека в качестве поделочного камня, в противоположность широко развитым и издавна применяемым техническим кремням.[13]

Камень кремень очень широко распространён и популярен. Его можно встретить практически во всех странах нашей планеты. В Российской Федерации наиболее известными местами, где добывают кремень, являются Подмосковье, Тверская область, а также Белгородская область.

Известны месторождения Южного Казахстана, именно здесь находят кремень необычного окраса: серый, коричневый, розовый, жёлтый, сиреневый и даже насыщенно-красный.[14]

Выбор материала является главным моментом в процессе галтовки, для этого нами был проведен сравнительный анализ выбранных нами камней (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Выбор материала (сравнительный анализ)

Наименование показателя Значение
Яшма Кремень
Химическая формула SiO2 SiO2
Твердость 7.00 6.00 - 7.00
Плотность, г/см3 2.65 - 2.7 2,6
Блеск От стеклянного до жирного Стеклянный, восковой
Спайность Отсутствует ???
Излом От раковистого до неровного От раковистого до занозистого
Вязкость Хрупкий ???
Истирание Малое ???
Долговечность Стойкий ???
Уровень прозрачности Непрозрачный Непрозрачный

Сырьем для галтовки должен служить сплошной твердый материал - без трещин пор, пустот или мягких включений. Хотя мелкие углубления обдираются и полируются в барабанах, глубокие так и остаются необработанными на фоне обработанного камня. Более того, из таких глубоких впадин почти невозможно удалить грубый абразив и он загрязняет материал на последующих этапах обработки. Вот почему выбору материала для галтовки следует уделять самое серьезное внимание.

В идеальном случае всю партию материала следовало бы составлять из одинаковых камней, чтобы при обработке они вели себя одинаково. Тем не менее, не возбраняется смешивать камни разного размера - при этом можно получить хорошие результаты, хотя иногда случается и так, что, когда уже появилась хорошая полировка на камнях одного размера, камни другого, большего или меньшего размера еще далеки от этого. Важное правило состоит в том, что нельзя смешивать камни, сильно различающиеся по твердости и вязкости. Совместная галтовка мягких и хрупких камней с более твердыми и вязкими приводит к быстрому истиранию менее прочного материала, иногда до полного его исчезновения. При галтовке очень крупных камней трудно избежать появления на них многочисленных мелких сколов и поверхностных трещин. Когда обрабатываются мелкие камни, то при соударениях трещины не возникают в силу малой их массы. Другое дело крупные камни, которые, имея большую массу, соударяются при тех же частотах вращения барабана с гораздо большей силой.

Подготовка сырья к галтовке.Выбранный материал для галтовки раскалывают на куски приблизительно одинакового размера. Для этого используют молоток и наковальню, или распиливают куски на пластины, а затем раскалывают их. Хрупкие материалы дают при раскалывании острые осколки, разлетающиеся во все стороны, ими легко порезать руку и поранить лицо и глаза.

Поэтому следует пользоваться перчатками и защитными очками. Дефекты камней можно попытаться удалить на обдирочном станке. Подобная операция при всей ее трудоемкости, в конечном счете, окупается тем, что сокращает время, необходимое для галтовки таких камней.[15]

Сам процесс галтовки представляет собой массовое производство полированных ювелирных камней, когда в барабан загружают куски сырья, добавляют абразив и воду и приводят его во вращательное движение, поддерживая в таком состоянии до тех пор, пока камни не станут совершенно гладкими.

После загрузки барабана и включения двигателя процесс почти не требует внимания. Эта особенность обработки в сочетании с тем, что получающиеся при этом камни приобретают красивый вид и любопытную форму, делают галтовку очень привлекательной. Указанный способ вызывает интерес и в связи с тем, что с его помощью могут быть обработаны обычно многочисленные мелкие осколки каменного сырья, которые уже ни на что не годятся, но идеально подходят для галтовки.

Принцип галтовки заключается в том, что барабан заставляют вращаться с такой частотой, чтобы камни поднимались по одной стороне барабана до известного уровня, после чего скатывались вниз. При этом каждый камень, совершая бесчисленные круговые движения вверх и вниз, стачивает острые углы о «бока» своих «соседей». Требуется довольно длительное время, чтобы весь первоначальный материал превратился в совершенно гладкие кусочки. Схема движения камней внутри галтовочного барабана показана на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Схема движения камней

 

 

На схеме проиллюстрировано поведение абразива в галтовочном барабане. При соответствующей скорости необработанные камни со дна и в правой части барабана поднимаются вверх до некой критической точки. Здесь они переворачиваются и соскальзывают, как показано стрелками на рисунке, вниз в системе единого слоя. Если барабан вращается слишком быстро, вместо скользящего слоя образуется «камнепад». Это приводит к сильному выкрашиванию и увеличению времени, необходимого для доводки загруженной партии камней.[16]

Более подробное описание и характеристики галтовочного оборудования рассмотрим в следующем параграфе.

 

2.2 Галтовочное оборудование

 

Выбранные нами камни (яшма, кремень) прошли процесс обработки с помощью галтовачного оборудования. Галтовочным барабанам обычно придают шестигранную форму, поскольку считается, что в этом случае камни поднимаются выше и, поднявшись, лучше переворачиваются. Однако некоторые камнерезы, занимающиеся галтовкой, применяют только круглые барабаны и получают хорошие результаты. Таким образом, форма барабана, по-видимому, определяющего значения не имеет, другое дело - размер его, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на скорость обработки. В нашем случае выбранный нами материал был обработан самодельным галтовочным оборудованием, изготовленным силами студентов и преподавателей технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ (Приложение №2).

Форма и размер барабана. Если барабан большой, то по сравнению с барабаном меньшего размера нижние слои камней будут испытывать более сильное давление и, следовательно, более сильное абразивное воздействие. Это означает, что в барабане с большим диаметром галтовка будет происходить быстрее, чем в барабане меньшего диаметра. Наиболее популярны барабаны диаметром 15-30 см. Несомненно, можно применять барабаны и большего размера, но для него понадобится слишком много сырья, так как барабан нужно загружать больше половины всего объема.

Конструкция барабана.В качестве барабана для галтовки используют небольшие банки с завинчивающимися или плотно закрывающимися крышками, стеклянные банки, автомобильные покрышки, банки из-под краски и масла, фляги, стальные барабаны и многое другое[17].

Необходимость внутренней облицовки барабана объясняется несколькими причинами, среди которых не последнюю роль играет стремление свести к минимуму износ барабана и уменьшить шум при работе. Лучшей облицовкой является резина или пластмасса. Оба этих материала препятствуют абразивному воздействию обрабатываемых камней на внутренние стенки барабана и, смягчая удары, уменьшают шум. Поскольку эти материалы обладают большим коэффициентом трения, нежели стенки барабана, они способствуют также подъему камней на большую высоту. Также барабаны можно облицевать листовой резиной толщиной 4,5-6 мм.

Конструкция галтовочных станков настолько проста, что многие любители делают их сами. Одна из идей, преимущество которой заключается в простоте и дешевизне, предусматривает следующее: установите на двух деревянных блоках стальной стержень, который может вращаться в смазанных жиром канавках. На каждый конец стержня подвесьте по автомобильной покрышке. Через стержень перекиньте шкив или ремень, который вращает его, а тот в свою очередь вращает покрышки с партией камней, абразива и воды, где и происходит галтовка. Эта конструкция имеет много недостатков, но, тем не менее, она действует.

Частота вращения барабана.Для барабана определенного диаметра существует только одна оптимальная частота вращения, а именно та, при которой обрабатываемый материал поднимается по внутренней стенке до определенной высоты, а затем начинает, как бы ссыпаться. Превышение оптимальной частоты приводит к образованию «камнепада», т. е. к тому, что камни, отделяясь от стенки барабана, начинают падать на другие камни, соударяясь с ними со значительной силой. Такой процесс благоприятен на начальной стадии обработки, поскольку способствует быстрому сбиванию острых углов и снижает продолжительность галтовки. При еще больших скоростях центробежная сила просто прижмет камни к стенкам барабана, что неизбежно при работе с большими скоростями.

С другой стороны, низкие скорости так же нехороши, как и слишком высокие. При скоростях ниже оптимальных обрабатываемый материал, поднимаясь по стенкам барабана, не достигает нужной высоты и соскальзывает всей массой обратно, вместо того чтобы переворачиваться и скатываться отдельными слоями. По характеру звуков, исходящих от работающего барабана, можно судить, как обст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: