Положение стран к началу 60-х гг. ХХ века




Период высоких темпов роста занимает особое место в экономическом развитии Японии. Успехи, достигнутые ею в те годы, были столь впечатляющи, что мир заговорил о японском «экономическом чуде». За 15 лет, с 1958 по 1973 гг. ВНП Японии увеличился в 6,5 раз, а объем промышленного производства более чем в 10 раз. Обойдя Италию, Францию, Канаду, ФРГ и Великобританию, уже в конце 60-х годов Япония заняла второе место в капиталистическом мире по объему промышленного производства, а в начале 70-х годов и по объему ВНП.[4] В тот период среди развитых капиталистических стран, темпы роста японской экономики были самыми высокими и составляли около 11 % в год.

Успехи в японской экономике были связаны в первую очередь со стремительным развитием обрабатывающей промышленности, обусловленным, огромными инвестициями в расширение и обновление основного капитала. В период высоких темпов роста на цели накопления расходовалось в среднем около 30% ВВП страны, а из этих средств около 2/3 направлялось на развитие промышленности.

С завершением в 1957 г. восстановительных процессов в промышленности стало ясно, что промышленность может развиваться только с проведением коренной технической реконструкции. Таким образом, после второй половины 50-х годов, Япония начала напряженный процесс обновления основного капитала в старых отраслях (химических производствах, судостроении, черной металлургии, электромашиностроении, нефтепереработке, в текстильной и пищевой промышленности). Вместе с этим шло бурное строительство производств и предприятий новых отраслей, таких как пластмасс, синтетических волокон, радиоэлектроника, производство нефтехимия, синтетического каучука и т.д.

В значительной степени основывались на импорте иностранной технологии и техники, как реконструкция старых отраслей, так и создание новых. Япония приобрела свыше 15 тыс. иностранных патентов и лицензий за 1950-1971 гг., из них более 60% пришлось на долю США.[5]

Основой экономического роста стал огромный и все более возрастающий спрос предприятий на строительные материалы, машины, оборудование и прочие инвестиционные товары к этому привело создание передовой отраслевой структуры и реализация курса на техническую реконструкцию. Это сопровождалось усилением скопления инвестиций и производства в отраслях тяжелой промышленности, обслуживавших рынок инвестиционных товаров. При этом наиболее высокими темпами развивались машиностроительные производства.

В результате к концу 60-х началу 70-х годов облик японской промышленности коренным образом изменился.

1. В ее структуре заметно повысилась доля тяжелой промышленности: с 51,7% до 67,8% за 1956-1973 гг. (в том числе доля отраслей машиностроительного комплекса с 17,9% до 35,3%)

2. К концу 60-х годов была создана, прочти универсальная отраслевая структура промышленного производства, в которой в разных объемах были представлены все виды современных производств, включая новейшие.

3. Все прежние отрасли японской промышленности перешли на новые технологии производства и освоили выпуск современной продукции.

Таким образом, в черной металлургии был сделан радикальный поворот от мартеновского способа выплавки стали к кислородно-конверторному; в судостроении была освоена новая технология строительства сухогрузов и гигантских танкеров, в химической промышленности было установлено более эффективное оборудование по выпуску искусственных удобрений, аммиака и т.д.

Японский уровень технической промышленности в конце 60-х начале 70-х годов уже стал одним из самых высоких в мире. Доля оборудования и машин в возрасте до 3 лет в начале 70-х годов составляла почти половину стоимости основных фондов, а в целом ряде ведущих отраслей по мощности и производительности оборудования Японии удалось обойти не только европейские страны, но и США (прежде всего в судостроении, черной металлургии, нефтехимии).

Роль и место Японии в мировом производстве коренным образом изменились. К концу 60-х годов она стала крупнейшим в мире производителем многой важной продукции тяжелой промышленности, выйдя на первое место в мире по объему производства судов, химических волокон, фото и киноаппаратуры, и на второе после США, опередив Великобританию и ФРГ, по выплавке стали, производству автомобилей, швейных машин, электронной техники, электрооборудования.

Опираясь на свою все более возрастающую промышленную мощь, Япония постепенно превращалась в одного из крупнейших в мире экспортеров промышленной продукции. При резком изменении внутренней структуры объем японского экспорта в 1957-1973 гг. увеличился почти в 10 раз. Вывоз текстиля, на долю которого еще в конце 50-х годов приходилось 20-25% стоимости экспорта, отошел на второй план, уступив место масштабному кругу изделий тяжелой промышленности, таких как суда, сталь, автомобили, электрооборудование, радиоприемники, фотоаппараты, швейные машины, оптические приборы, телевизоры и т.д. На текстильную продукцию в 1973 году приходилось всего лишь 9% стоимости экспорта, на долю оборудования и машин 55%, металлоизделий и металлов 8,5%, около 6% химических продуктов. При этом если раньше на мировых рынках японские товары в основном были, относительно невысокого качества и невысокой степени сложности, то к концу 60-х годов Япония уже имела репутацию поставщика, технически сложной и высококачественной продукции.

Будучи в основном лишена значимых запасов основных видов природных ресурсов, Япония для поддержания быстрого развития промышленности вынуждена была из года в год увеличивать ввоз сырья и топлива. Пользуясь тем, что цены на эти товары на мировых рынках долгое время были стабильными и даже понижались, Япония предпочитала ввозить необработанное сырье, организуя полный цикл его переработки на собственной территории. За 1957-1973 гг. объем импорта увеличился почти в 7 раз, при этом в конце периода на сырье приходилось около трети его стоимости, а на минеральное топливо около 22% (в т.ч. 16% - на нефть). По-прежнему, довольно высокую долю в импорте свыше 15% занимали продовольственные товары. Хотя еще с конца 50-х годов Япония была в состоянии удовлетворять потребности населения в основном продукте питания рисе за счет внутреннего производства, рост уровня жизни населения требовал расширения ввоза различных видов продовольствия (прежде всего фруктов и продукции животноводства).

Что же касается оборудования и машин, то зависимость Японии от их поставок из западных стран существенно снизилась (за исключением небольшой группы наиболее сложной наукоемкой техники, которую она сама пока не могла производить), а доля этих товаров в импорте в начале 70-х годов составляла менее 10%.

Заполнение японскими товарами мировые рынки было столь мощным, что, несмотря на многократное возрастание объемов импорта, со второй половины 60-х годов торговый баланс Японии начал почти постоянно сводиться с положительным сальдо, что позволило ей накопить значительные золотовалютные резервы и приступить к активному экспорту капитала. Всего за 1951-1970 гг. японские инвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд. долларов, из них 1,88 млрд. долларов, или около 70%, были инвестированы во второй половине 60-х годов.

В тот период локомотивом экономического роста страны, бесспорно, стала обрабатывающая промышленность. Что же касается других сфер экономики, то судьба их сложилась по-разному.

Изобилие качественного и недорогого сырья на мировых рынках предуготовило начало фактического сворачивания собственной добывающей промышленности. В 1957-1970 гг. в добывающих отраслях объем производства увеличился лишь на 11 %, а их доля в общем объеме промышленного производства сократилась с 5,1 до 2,1 %. В конце 60-х годов в добывающей промышленности было занято лишь около 500 тыс. чел., или примерно 1 % общего числа занятых в промышленности. Решающее значение для такой динамики имело сворачивание производства в крупнейшей под отрасли угледобыче. Максимальный уровень добычи угля 54,5 млн. т был достигнут в 1961 г., затем она начала довольно быстро снижаться и в начале 70-х годов составляла всего лишь около 33 млн. т. При этом зависимость Японии от импорта угля за эти годы увеличилась с 36 до 56%. Добыча всех прочих видов сырья и топлива осуществлялась в крайне незначительных (часто символических) объемах.

В период высоких темпов роста довольно быстро развивался транспорт: в1960-1973 гг. объем грузопассажирских перевозок стал почти в 3 раза больше. Автомобильный транспорт получил значительное развитие, в начале 70-х годов на него приходилась почти половина перевозок пассажиров и около 40% перевозок грузов. Морской транспорт перевозил весь объем внешних грузов и свыше 40% внутренних грузов, а на железнодорожный транспорт падало около половины пассажирских перевозок и ближе 20% грузовых.

С середины 30-х годов протяженность Японских железных дорог практически не увеличивалась и в начале 70-х годов составляла около 27 тыс. км (на государственные железные дороги из них приходилось 21,3 тыс. км), но в 60-е годы в этой отрасли был осуществлен ряд важных технических нововведений. Друг за другом начали вставать в строй участки высокоскоростной железнодорожной магистрали «Синкансэн», по плану которой должны были соединяться все основные города Японии. В конце 60-х годов началось строительство железнодорожного туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо (общей длиной 36,4 км и длиной подводной части 22 км), а несколько позже строительство двух крупнейших железнодорожных мостов, которые должны были соединить район Осака - Кобэ с островом Сикоку. Наконец, был осуществлен полный переход на тепловую и электрическую тягу во второй половине 60-х годов, а паровозы продолжали выпускаться только для экспорта.

В 1971 г. Япония занимала 2-е (после США) место в мире по автомобилестроению, в стране насчитывалось уже более 12 млн. автомобилей (из них 5 млн. легковых).[6] 60-е годы стали периодом интенсивного автодорожного строительства. В 1969 г. была введена в эксплуатацию, протяженностью 536 км высокоскоростная автомагистраль Токио-Нагоя-Кобэ. Строительство дорог требовало больших капитало вложений, и чтобы облегчить напряженную ситуацию с его финансированием, в 1968 г. был принят закон, по которому при покупке нового автомобиля должен был уплачиваться налог в размере 3% от его стоимости на цели строительства дорог. Хотя Япония к началу 70-х годов заняла 3-е место в мире по протяженности автомобильных дорог (после Франции и США), она все еще значительно отставала по состоянию дорожной сети от многих передовых стран: из 150 тыс. км дорог твердое покрытие имели лишь около 45%.

В развитии морского флота Японии, понесшего в результате войны колоссальный урон, период высоких темпов роста стал решающим. Только к концу 50-х годов ей удалось восстановить максимальный предвоенный уровень тоннажа морского флота (6,1 млн. т). Однако уже в 1971 г. Япония заняла второе место в мире, пополнение флота происходило столь быстрыми темпами, что по общему его тоннажу свыше 30 млн. т. Японский флот был одним из самых передовых в мире по техническому уровню: в его составе были мощные сухогрузы, суда-контейнеровозы, гигантские танкеры.

Так же в этот период произошли важные изменения и в японской деревне. Примерно с середины 50-х годов начался довольно быстрый отток сельского населения в города. В 1955-1973 гг. более 11,5 млн. чел. покинули деревню, и к 1973 г. численность сельского населения сократилась до 24,7 млн. чел. (от общей численности населения 23%). Так же уменьшилось, примерно на 900 тыс., общее число крестьянских хозяйств, и к 1973 г. составило около 5160 тыс., преимущественно сокращение числа хозяйств происходило за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га) фермерств, но мельчайшие, по-прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 г. их насчитывалось две трети общего числа дворов или более 3,5 млн.

К началу 70- х годов в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арендаторов, произошло значительное сокращение масштабов аренды земли, в 1950 г. их насчитывалось более 2 млн. теперь число хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось примерно до 1 млн.

Общий объем сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемый период в 1,5 раза. В 60-е годы сельскохозяйственная техника получила относительно широкое распространение в деревне (комбайны, мини-тракторы), но по-прежнему большинство сельскохозяйственных операции производилось с использованием тягловой силы или вручную. В целом в эти годы Япония сильно уступала западным странам по уровню механизации сельскохозяйственного производства.

В то же время к концу 60-х годов она вышла на одно из первых мест в мире по потреблению химических удобрений. Благодаря интенсивному использованию ядохимикатов, удобрений, а также улучшению агротехнических методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность, в конце 60-х годов Япония занимала одно из первых мест в мире по средней урожайности батата, лука, риса и т.д.

Материальное положение крестьян улучшилось. С 1957 по 1973 гг. почти в 7 раз вырос средний совокупный доход крестьянской семьи, при этом в 1973 г. доход от сельского хозяйства сократился с 56,6% (1957 г.) до 32,1%, а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43,4% до 67,9%. Лишь 15% хозяйств к началу 70-х годов обходились доходами, полученными от занятия сельским хозяйством, а 85% прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела).

В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт крестьян вошли стиральные машины, пылесосы, холодильники, многие семьи смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х годов между деревней и городом такого резкого контраста, который существовал перед войной и даже в конце 50-х годов, уже не наблюдалось.

В данном периоде важнейшую роль продолжало играть государство, правительству принадлежала ведущая роль в определении стратегии экономического развития и в развитии промышленности, хотя размеры государственного сектора значительно уменьшились. В Японии значительное развитие получило государственное программирование в период высоких темпов роста. «План удвоения национального дохода» наиболее известный из подготовленных в эти годы, предусматривавший достижение этой цели за 1961-1970 гг. и ликвидацию технологического и экономического разрыва между ведущими западными странами и Японией. Хотя правительственные программы и планы носили индикативный характер, для частного бизнеса они служили важным ориентиром, так как обозначали сферы и отрасли, которые будут пользоваться вниманием и поддержкой правительства. Кроме того, государство использовало широкий набор кредитно-финансовых рычагов для поощрения частного сектора к развитию в заданных направлениях, а когда этого оказывалось недостаточно, прибегало и к принуждению с использованием административных методов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: