Мастерство публичной речи




ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

Характеристика аудитории

Любая публичная речь всегда адресована какой-либо аудитории. Аудитория – это сложная социально-психологическая общность людей, которая взаимодействует с оратором в процессе восприятия его речевого сообщения. Хорошее знание аудитории, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют выступающему установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении. Рассмотрим основные характеристики аудитории.

Чувство общности проявляется в определенном эмоциональном настрое слушателей. Во время выступления слушатели влияют друг на друга, наиболее ярко это проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Такое возможно, потому что они испытывают на себе действие различных психологических механизмов. Одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих под действием механизма заражения, другие осознанно воспроизводят образцы поведения соседей под действием механизма подражания, на третьих из-за действия механизма конформизма оказывает влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта с аудиторией.

Однородность/неоднородность аудитории. Степень однородности/неоднородности аудитории определяется социально-демографическими признаками слушателей, такими как: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т.п. Очевидно, что в однородной аудитории слушатели более единодушны, поэтому выступать в такой аудитории легче. Наоборот, разнородная аудитория неодинаково реагирует на слова выступающего, поэтому ему нужно прилагать дополнительные усилия для того, чтобы управлять своими слушателями.

Количественный состав слушателей. Это существенная характеристика аудитории, так как поведение людей и их реакции в большой и маленькой аудиториях различны. В большой аудитории с наибольшей силой действуют психологические механизмы заражения, подражания, конформизма. Чем больше аудитория, тем интенсивнее в ней идут процессы унификации и тем более однородной она становится. Попадая в большую аудиторию, люди объединяются и солидаризируются и, как правило, единодушно принимают чье-либо лидерство. Поэтому большая аудитория лучше управляема и представляет благодатный объект для манипуляций.

Работая с большой аудиторией, следует помнить, что она не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов и для нее трудно подобрать аргументы, убедительные и понятные для всех.

Маленькая аудитория не представляет единого монолита. Здесь каждый остается личностью, имеет возможность проявить свою индивидуальность. В такой аудитории от выступающего ждут скорее живого диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих. Если выступление было успешным, то оратору, как правило, задают много вопросов. Для этого необходимо оставить время в конце выступления. Перед небольшим количеством слушателей не удобно читать с «листа», поэтому оратор должен глубоко и всесторонне знать вопрос, чтобы выступать в маленькой аудитории без опоры на текст.

Мотив действия слушателей. Это определенные соображения, которыми руководствуются слушатели, пришедшие на лекцию, собрание, митинг, заседание и т.д. Психологи выделяют три группы мотивов, которые побуждают к посещению мероприятий и слушанию выступлений:

1) мотивы интеллектуально-познавательного плана – интересна тема выступления, хотят углубить или расширить свои знания по данной проблеме;

2) мотивы морального плана – обязаны присутствовать на мероприятии, не хотят из-за отсутствия на нем иметь неприятности, писать объяснительные записки;

3) мотивы эмоционально-эстетического плана – нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора, политического или общественного деятеля, артиста.

Очевидно, что вначале слушатели, руководствуясь разными мотивами, настроены на речь выступающего неодинаково. Те, кого интересует тема, больше готовы к восприятию речи, чем те, кто присутствует по обязанности. Следовательно, оратору необходимо как можно раньше выявить основной мотив действия большинства слушателей, чтобы строить выступление соответствующим образом.

Работа с аудиторией

2.1. Установление контакта с аудиторией. Важную роль при произнесении речи играет установление контакта с аудиторией. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающими и слушающими [Введенская и др., с. 235]. Необходимыми условиями возникновения контакта являются: а) совместная мыслительная деятельность (интеллектуальное сопереживание); б) сходные чувства оратора и слушателей (эмоциональное сопереживание); в) искреннее уважение к слушателям, партнерское отношение к ним.

Установление контакта зависит от ряда факторов, таких как: содержательная сторона выступления, учет особенностей аудитории, авторитет личности оратора, понимание психологии слушателей, форма преподнесения материала.

Одним из главных является содержательная сторона выступления: актуальность темы, новизна материала, адаптированностьего к конкретной аудитории. Чтобы заинтересовать аудиторию, информация должна быть: своевременной (может иметь практическое значение); близкой (касаться личного пространства человека, поэтому лучше использовать примеры из сферы деятельности слушателей, из жизни их коллектива); серьезной (преподноситься с учетом физических, экономических и психологических последствий для слушателей) и живой (излагаться с использованием ярких примеров, иллюстраций, содержать истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).

Чтобы выступление было успешным, необходимо не только привлечь и поддержать интерес аудитории к обсуждаемому вопросу, но и приспособить материал к уровню понимания аудитории. Опытные ораторы считают, что опаснее переоценить знания аудитории, чем недооценить их. И если возникают сомнения в фоновых знаниях слушателей, нужно выделить время и напомнить основные сведения по теме выступления.

Таким образом, существенным фактором установления контакта саудиторией является учет её особенностей: основных характеристик, мотивов действий, уровня подготовки. Последнее особенно важно, так как одну и ту же тему можно раскрыть по-разному, принимая во внимание характер аудитории, ее фоновые знания. Приведем пример [Баева, с.95]. Выпускница Академии искусств подготовила выступление на тему «Творчество Сальвадора Дали» для молодежной аудитории. Она полагала, что имя этого художника известно, но об особенностях его творчества знают не все и поэтому эта тема вызовет у молодежи познавательный интерес. Однако выяснилось, что собравшиеся никогда не слышали о Сальвадоре Дали, фотографии его картин вызывали недоумение и, таким образом, выступлению грозил провал. Выход был найден. Девушка сумела заинтересовать слушателей, упомянув о том, что вокруг нас много загадочного и неизвестного, что даже о самих себе мы знаем не все. Например, мы не может объяснить, что означают наши сны, которые приходят к нам из подсознания, мы забываем удивительные картины наших снов и никому не можем их показать. Но есть художник, который смог сделать зримыми образы нашего подсознания, и его имя – Сальвадор Дали. Слушатели заинтересовались, потому что речь зашла о том, что близко и понятно каждому.

Установление контакта в значительной степени зависит от авторитета личности оратора. Необходимым условием успешного выступления оратора является позитивное отношение к нему. Поэтому выступающий должен показать себя не только знающим и опытным человеком, но и высоко нравственной личностью. Доверие вызывает оратор, у которого слово не расходится с делом, и он обладает достаточным тактом, чтобы не использовать слова, которые могут обидеть слушателей, затронуть их национальные и религиозные чувства.

Понимание психологии слушателей – также существенный фактор установления контакта с аудиторией. Позитивную атмосферу общения говорящего со слушателями помогают создать, с одной стороны, его доброжелательный тон и улыбка, с другой стороны, твердость и решительность в голосе, уверенность в поведении, спокойствие и достоинство на его лице. На время выступления оратор должен уметь скрыть свое настроение и отключиться от всего, что не связано с его речью.

Понимание психологии слушателей предполагает учет того, что они одновременно являются зрителями. В своей статье «Советы лектора» выдающийся юрист и общественный деятель XIX века А.Ф. Кони писал, что «психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой». Поэтому мнение аудитории о выступающем в значительной степени будет зависеть от первого впечатления, которое он произведет своим внешним видом. Одежда оратора должна соответствовать характеру обстановки, быть аккуратной; в ней не должно быть ничего «кричащего», отвлекающего от самой речи.

Также необходимо следить за своей мимикой, жестами, позой. Излишняя жестикуляция, раскачивание, топтание на месте, ходьба перед аудиторией отвлекают внимание слушателей, действуют на них отрицательно и препятствуют установлению контакта с оратором.

Важное психологическое значение имеет установление зрительного контакта с аудиторией. Встречаясь взглядом со слушателями, оратор дает понять, что он обращается именно к ним. Не рекомендуется смотреть на аудиторию «отсутствующим» взглядом или смотреть на кого-либо в упор. Нельзя смотреть поверх голов, на потолок, на стену, в пол. Нужно медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, тогда возникает впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Немаловажную роль в установлении контакта с аудиторией играет форма преподнесения материала. Перед выступающим всегда встает вопрос: можно ли читать речь «с листа» или её нужно произносить наизусть. Психологи установили, что содержание получасового выступления при чтении текста с листа воспринимается лишь на 17%. Следовательно, для повышения эффективности восприятия речи и установления контакта со слушателями не рекомендуется читать, не отрываясь, написанный текст. Лучше всего выступать с «опорой на текст», то есть произносить речь, время от времени заглядывая в свои записи. Это позволит, с одной стороны, установить и поддержать контакт со слушателями, а с другой – не пропустить что-то важное, не запутаться и не сбиться с мысли.

2.2. Приемы управления аудиторией. Как бы ни интересно было выступление, аудитория со временем устает, её внимание притупляется, в зале начинается шум, движение, разговоры. Поэтому оратору необходимо уметь не только установить контакт с аудиторией, но и поддерживать его на протяжении всей своей речи. Для этого он должен владеть приемами управления аудиторией и использовать их в процессе своей речи.

Удержать внимание аудитории помогают неоднократные обращения к ней на протяжении всей речи. В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, состава, количества слушателей нужно найти подходящие слова, с которыми было бы уместно к ним обратиться, и время от времени повторять их: Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Дамы и господа! Уважаемые слушатели!

Эффективным приемом привлечения и удержания внимания слушателей является вопросно-ответный ход. Сформулировав проблему, оратор создает иллюзию ее совместного обсуждения с аудиторией. Для этого он ставит перед слушателями вопросы, на которые сам отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, приходит к определенным выводам. Этот прием активизирует внимание слушателей, заставляет их вникнуть в суть вопроса, и у них создается иллюзия совместной с оратором мыслительной деятельности.

Когда аудитория устала, действенным средством разрядки, оживления внимания является юмор. Один из героев рассказа А.П.Чехова «Скучная история» так описывает использование этого приема: «Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок,<>, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… Это значит внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря… я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать».

Активизировать ослабленное внимание может помочь неожиданное прерывание оратором начатой мысли, резкое переключение разговора на другую тему, а затем возвращение к недоговоренному ранее. При умелом использовании этот прием, получивший название тайна занимательности, интригует слушателей, держит их в напряжении.

Чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной,оратор может процитировать слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелей, которые пользуются авторитетом у данной аудитории, а также сослаться на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства. Такой прием в риторике называется ссылкой на авторитеты или известные источники и является действенным средством взаимодействия оратора с аудиторией.

Чтобы удерживать внимание аудитории, выступающий должен активизировать ее интерес не только на стадии установления контакта, но и на протяжении всего выступления. Для этого используется так называемая апелляция к интересам аудитории: при рассмотрении какого-либо вопросаоратор подчеркивает его актуальность для слушателей, говорит о его практической значимости, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений.

Чтобы поддерживать интерес слушателей на протяжении всей речи, ораторы также используют: прием сопереживания (выступающий высказывает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий); прием соучастия (оратор напоминает слушателям о совместном участии в каких-то мероприятиях, оживляет в их памяти те или иные эпизоды); апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий выражает свое отношение к позиции предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, прибегает к его цитированию, интерпретирует его слова и выражения); апелляция к событиям (оратор прибегает к изложению тех или иных событий, значимых для аудитории с точки зрения осмысления сути рассматриваемой проблемы); апелляция к личности оратора (при обсуждении каких-либо вопросов выступающий основывается на собственном опыте, приводя случаи из своей жизни, указывая на субъективность восприятии тех или иных событий); апелляция к погодным условиям (говоря о каких-то событиях, оратор «увязывает» их с дождливой или солнечной, ветреной или тихой погодой и т.п.).

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т.е. повышение или понижение тона голоса (мелодика), его высота, изменение его громкости (интенсивности), тембр, темп речи, использование пауз.

Как уже отмечалось, монотонная речь без изменения тона «усыпляет» аудиторию, потому что провоцирует включение у слушателей охранительного торможения нервной системы. В результате слушатели утомляются, их внимание рассеивается, восприятие речи притупляется. Следует помнить, что самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными, если оратор произнес все «на одной ноте». Выступающий, говорящий монотонно, производит впечатление человека безразличного к обсуждаемой проблеме и слушателям. Поэтому для эффективного взаимодействия с аудиторией оратор должен следить за тем, чтобы его речь отличалась мелодическим разнообразием.

Активизировать внимание слушателей может помочь изменение громкости звучания. Более важные смысловые части высказывания произносятся более громко, чем малозначимые. Если аудитория начинает шуметь, нужно уменьшить громкость своего выступления или даже замолчать. Этот прием привлечет внимание слушателей к выступающему и далее к его словам.

Для взаимодействия с аудиторией важен темп речи. Очень быстрая речь (500 слогов в минуту) требует усиленного внимания, поэтому она вызывает у слушателей утомление и желание передохнуть, перестать слушать выступающего. Излишне замедленная речь (200 слогов в минуту) тоже ослабляет внимание слушателей, так как расхолаживает их. Поэтому оратор должен произносить речь в оптимальном темпе – 350 слогов или 120 слов в минуту. Таким образом, одну страницу машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, следует читать за две или две с половиной минуты. Оратор должен уметь менять темп своей речи, так как с помощью темпа можно выразить свое отношение к информации, отметить степень её важности: замедлением темпа привлечь внимание к более важной информации, убыстрением темпа подчеркнуть её незначительность. Усиление эмоциональности речи также может сопровождаться убыстрением темпа.

Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая делит звучащее высказывание на части, облегчает восприятие и понимание речи, а также привлекает внимание к отдельным частям высказывания, придавая значимость сказанному или тому, что будет сказано. Если паузы слишком короткие или вообще отсутствуют, слушатель может «потерять» часть информации.

Чтобы сделать речь напряженнее, торжественнее и взволнованнее, ораторы используют так называемое логическое ударение – выделение голосом наиболее важного слова в предложении с помощью усиления ударения, изменения тона, увеличения длительности звука. Как уже отмечалось, правильно сделанное логическое ударение помогает говорящему выделить самое главное в речи, а слушателям понять мысль оратора, проследить за логикой его рассуждений. Однако не следует перегружать ими речь, так как это ее утяжеляет и не позволяет отделить важное от второстепенного.

Успеху выступления могут помешать недостатки манеры произнесения, которые раздражает слушателей и считаются отличительной чертой речи людей с невысоким образовательным уровнем и низким социальным статусом:

- «эканье» – вставка звуков-паразитов [э], [м:] в паузах во

время обдумывания и подбора слов;

- продление гласных или согласных в конце фразы как знак

раздумья или колебания, чаще всего в союзах «чт о », «и », в словах-паразитах «н у », «вот э », «эт о »;

- шумные вздохи (вдохи и выдохи) перед началом фразы;

- «чмоканье», которым обычно заполняются паузы,

необходимые для обдумывания;

- назализация – произнесение в нос конечных гласных;

- «эмканье» – смыкание губ в конце звучания гласных

(в городе[м], девушки[м]), которое воспринимается как речевая небрежность.

Для улучшения манеры произнесения рекомендуется чаще слушать нормативную речь хороших ораторов.

2.3. Языковые средства установления и поддержания контакта с аудиторией. Для достижения взаимопонимания между оратором и аудиторией наряду с психологическими, риторическими и голосовыми приемами рекомендуется использовать определенные языковые средства, которые способствуют установлению и поддержанию контакта с аудиторией. Рассмотрим наиболее употребительные из них.

1) Формулы речевого этикета: приветствие в начале выступления, благодарность за внимание и прощание в конце речи –подчеркивают, что речь обращена именно к присутствующим, являются средством диалогизации речи.

2) Обращения к аудитории в начале речи и в течение всего выступления также создают атмосферу диалога между оратором и слушателями.

3) Активное использование личного местоимения «мы» (так называемое «мы» совместное) способствует преодолению дистанции между говорящим и слушающими: Мы с вами хорошо знаем, что…; Мы все вместе должны подумать…; Нам предстоит решить очень важный вопрос…; Сегодня мы рассмотрим проблему….

4) Глагольная форма «мы» также объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное действие, мнение: Вернемся к этой проблеме …; Скажем прямо …; Вспомним, что говорил по этому поводу….

5) Вводные конструкции с местоимением «вы» содержат обращения к слушателям и являются призывом к солидаризации, а также средством подготовки слушателей к восприятию новой информации: Как вы понимаете…, догадываетесь…, видите…, убедились…, знаете….

6) Предикативные наречия (ясно, известно и т.д.) в составе главной части сложноподчиненного предложения вносят в речь положительный оценочный компонент и настраивают слушателей на позитивное восприятие предлагаемой информации как уже хорошо им известной: Ясно, что...; Известно, что …; Понятно, что…; Очевидно, что ….

7) Побудительные предложения призывают к определенным действиям, являются прямым обращением оратора к аудитории и тем самым способствуют поддержанию его контакта со слушателями: Согласитесь, прочитайте, запомните, подумайте, проанализируйте, возьмите, отметьте, возразите, решайте….

8) Риторические вопросы – утверждения в виде вопроса – не требуют ответа, но активизируют слушателей, вовлекают их в диалог, создают определенный эмоциональный настрой.

9) Вопросно-ответное единство – оратор задает вопрос и сам отвечает на него – средство диалогизации речи, которое создает ситуацию непосредственного общения и придает сообщению непринужденный, разговорный характер.

10) Метатекст – слова и предложения, с помощью которых оратор объясняет, как построена его речь, о чем и в какой последовательности он собирается рассказывать: В начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на...; Повторим еще раз …; Теперь перейдем к вопросу о …; Во-первых, во-вторых …; В заключение хотелось бы сказать о том, что ….

2.4. Языковые средства, обеспечивающие эффективность восприятия текста на слух. Восприятие речи на слух отличается от зрительного восприятия написанного текста и имеет свои особенности. Следует учитывать, что существуют языковые средства, которые затрудняют и, наоборот, повышают эффективность восприятия устной речи. Знание этих средств необходимо каждому оратору.

1) Предел оперативной памяти человека – 5-7 слов, поэтому предложения должны быть короткими и состоять не более чем из семи слов. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения лучше заменять несколькими простыми.

2) Легче воспринимаются на слух предложения, которые близки к разговорной речи: малораспространенные, неосложненные, определенно-личные, назывные, неполные. Поэтому в устное выступление целесообразно включать такие предложения.

3) На слух плохо воспринимаются причастные обороты, поэтому их нужно заменять придаточными определительными со словом «который». Деепричастные обороты следует заменять придаточными времени, условия, причины и т.п.

4) Пассивные конструкции также плохо воспринимаются на слух, поэтому в устной речи лучше по возможности заменять их активными: Был проведен опыт, в результате которого были получены следующие результаты – Исследователи провели опыт и получили следующие результаты.

5) Восприятие речи осложняется использованием отглагольных существительных на -ение, -ание, так как они воспринимаются мозгом как свернутое предложение, которое требует развертывания и осознания, на что необходимо дополнительное время. В связи с этим рекомендуется по возможности заменять отглагольные существительные глаголами: Необходимо разрешение региональных конфликтов на основе компромисса, восстановление стабильности всюду в мире, где она нарушена – Необходимо разрешить региональные конфликты на … и восстановить стабильность …

Мастерство публичной речи

Знание текста речи и приемов управления аудиторией, к сожалению, не всегда обеспечивают успех публичного выступления.

3.1. Начинающие ораторы часто испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. К наиболее распространенным причинам скованности выступающего можно отнести следующие [Гойхман, Надеина, с.134-135]:

1) чрезмерное погружение в собственные переживания.

Чтобы избежать этого, следует сконцентрироваться на содержании речи, внушая себе: «То, что я скажу, важнее меня самого»;

2) недооценка собственных возможностей. Нужно

заставить себя поверить, что материал интересен, речь отлично подготовлена и должна произвести на слушателей должное впечатление;

3) ошибочная оценка слушателей. Необходимо

воспринимать их как партнеров, а не как злонамеренных критиков;

4) воспоминание о провале. Следует смириться с мыслью,

что неудача может случиться с каждым, а преодоление последствий неудач является частью процесса становления оратора;

5) боязнь аудитории. Нужно подбодрить себя мыслью,

что в большинстве случаев аудитория настроена по отношению к оратору нейтрально или доброжелательно, а вы хорошо владеете материалом и можете рассказать слушателям много интересного.

3.2. В процессе речи могут возникнуть затруднительные ситуации, выход из которых не всегда легко найти, особенно начинающему оратору. Рассмотрим некоторые из них.

1. Если выступающий потерял «нить» выступления и не знает, что говорить дальше, ему следует прежде всего сохранять спокойствие и повторить последнюю фразу, затем эту же мысль выразить другими словами, используя модель: Я еще раз хочу подчеркнуть …. Если это не помогает, можно рассказать об интересном случае, как бы связанном с мыслью последней фразы, или привести дополнительный пример. Можно также задать слушателям вопрос о том, какие выводы следует сделать из высказанной напоследок мысли. Комментарий выводов позволит восстановить ход выступления. Если продолжение речи так и не удалось вспомнить, то в зависимости от оставшегося времени следует попытаться вывести слушателей на дискуссию или завершить речь словами: Это в основном все, что я хотел сказать по данному вопросу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов дополнить свое выступление. или Это в основном все, что я хотел сказать по данной проблеме. Если есть вопросы, я с удовольствием отвечу на них. Оратор не должен показывать аудитории, что он сбился или забыл текст.

2. Если оратор оговорился и оговорка малозначительна и осталась незамеченной, то можно не исправлять свою ошибку. Если же оговорка препятствует восприятию или сильно искажает смысл, то следует извиниться и сразу же поправить себя.

3. Если слушатели не проявляют должного интереса к выступлению, не следует рассматривать это как личное оскорбление в адрес оратора. Отсутствие внимания со стороны аудитории может быть вызвано причинами, не связанными ни с личностью оратора, ни с содержанием речи. Например, людей заставили слушать выступление в обеденный перерыв или по окончании рабочего дня, или не предупредили о мероприятии заранее, нарушив тем самым планы вынужденных слушателей. Поэтому не следует отпускать резких реплик в адрес аудитории, это может повлиять на нее негативно. Выступающий, наоборот, должен оживить свою речь, разнообразить ее риторическими приемами, уместными в данной речевой ситуации.

4. Если во время выступления кто-нибудь бросает реплики из зала, нужно оценить, помешает ли конкретная реплика достижению цели выступления и в какой степени. В соответствии с этой оценкой можно реагировать по-разному: игнорировать реплики, отмечать их, аргументированно отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления. Незначительную или банальную реплику можно проигнорировать. Если слушатель повторяет ее, можно предложить ему выступить и высказать свое мнение. Если реплика интересна для решения затронутой проблемы, нужно сразу ее рассмотреть (Об этом я собирался сказать позже, но если возник вопрос, то поясню сразу…) или пообещать вернуться к ней (и не забыть это сделать!) в соответствующей части выступления. Если очевидно, что грубой или бесцеремонной репликой слушатель хочет вывести выступающего из равновесия, необходимо сразу переходить в наступление и неожиданными или остроумными выражениями парировать реплики с места. При этом следует быть корректным и не опускаться до оскорбительных фраз.

3.3. На основе анализа специализированных литературных источников можно сформулировать несколько рекомендаций начинающим ораторам.

1. Настройтесь на аудиторию и не думайте о посторонних вещах.

2. Держитесь во время выступления уверенно.

3. Не начинайте свою речь сразу. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

4. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, чтобы «собрать взгляды» слушателей, как бы приглашая их к разговору. Убедитесь, что аудитория готова к восприятию. Затем улыбнитесь и поприветствуйте аудиторию.

5. Начните речь с краткого обращения к аудитории, после этого сделайте секундную паузу.

6. Произносите первые слова не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя, и как только увидите его ответный доброжелательный взгляд, переводите свой взгляд на другого и так далее. Не останавливайте долго свой взгляд на отдельных лицах.

7. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и монотонно. Обязательно делайте оправданные паузы, особенно после важной информации, чтобы дать возможность ее осмыслить или записать.

8. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

9. Следите за своими жестами. Некоторые жесты хотя и помогают выступающему снимать нервное напряжение (сцепленные впереди руки, касание себя, потирание своих пальцев, игра своей ручкой), но раздражают аудиторию.

10. Если вы заметили, что аудитория устала и ее внимание ослабевает, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее); измените интонацию, темп речи. Помогут также шутки, парадоксальные примеры, забавные случаи из жизни великих людей. Но если у вас не развито чувство юмора, лучше ограничиться голосовыми приемами.

11. Не вступайте во время своей речи в дискуссию в ответ на провокационные реплики. Скажите, что после выступления вы ответите на все вопросы. Причем в ходе вашего дальнейшего выступления многие вопросы могут быть сняты, и необходимость в дискуссии сама по себе отпадет.

12. Ни в коем случае не подавайте вида, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

13. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание и попрощаться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: