Тема 3.Мотивация учения.
План.
1. Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.
2. Формирование мотивации учения.
3. Теория мотивации Б. Вайнера.
4. Теория мотивации А. Бандуры.
5. Теория мотивации М. Селигмана.
6. Теория мотивации К. Двек.
7. Теория мотивации Э. Скиннер.
8. Теория самодетерминации.
Литература:
1. Гордеева Т.О. Мотивация достижения. - М., 2007.
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Спб., 2001.
3. Леонтьев Д.А. Психология мотивации. М., 2008
4. Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
Задания первого уровня.
1. Напишите конспект (реферативное изложение вопроса) к семинарскому занятию.
2. Создайте аннотированный список литературы по проблеме.
3. Проведите обзор периодических изданий, конференций, интернет-источников по теме семинара за последние 5-7 лет.
Задания второго уровня.
1. Сравните способы мотивации персонала в организации менеджером и мотивации учеников к учебной деятельности педагогом. Оцените уровень эффективности способов учебной мотивации.
2. Проведите анализ приемов мотивации в системе вузовского обучения.
3. Проследите возрастную динамику изменения учебных мотивов и определите (найдите в литературе) эффективные приемы мотивации для каждого возраста.
Задания третьего уровня.
1. Разработайте систему приемов (факторов) учебной мотивации студентов вуза.
2. Перечислите (или разработайте сами) приемы коррекции нарушения учебной мотивации ученика.
3. Проведите анализ деятельности какого-либо преподавателя (конкретного) с точки зрения формирования учебной мотивации.
Тема 4.Психологические основы типов обучения
|
1. Типы обучения. Догматическое, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное обучение.
2. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки.. Основные противоречия традиционного обучения (А. А. Вербицкий).
3. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки.
4. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки
5. Взаимодействие учителя и учащегося при программированном обучении. Достоинства и недостатки программированного обучения.
6. Теория поэтапного формирования умственных действий.
Задания 3-го уровня.
1. Нарисовать таблицу «типы обучения» (параметры сравнения выбрать самостоятельно).
2. А.М. Матюшкин считал, что существует категории детей, чье обучение будет эффективным лишь в традиционной системе. Подумайте в каких случаях традиционное обучение эффективнее инновационных систем обучения.
3. Приведите приемы проблемного обучения при изучении иностранного языка.
4. Приведите примеры использования программированного обучения при изучении иностранного языка.
5. Приведите примеры формирования ориентировочной основы действия и опишите этапы формирования навыков иностранного языка.
Тема 5. Индивидуализация обучения
1. Критерии индивидуализации обучения: интеллект, мотивация, пол, когнитивные стили, возраст, академическая успешность, специальные способности, обучаемость и темперамент.
2. Виды интеллекта: вербальный, пространственный и числовой.
3. Возрастные особенности школьников и их учет в обучении.
4. Учет половых особенностей в обучении.
|
5. Когнитивные стили как отражение индивидуальных особенностей усвоения учебного материала.
6. Учет когнитивных стилей в обучении.
7. Учет темперамента в обучении.
Задания
Задание 1. Опишите каким образом возможно осуществить индивидуализацию обучения по интеллекту, мотивации, полу, когнитивным стилем, возрасту, академической успешности, специальным способностям, обучаемости и темпераменту.
Задание 2. Опишите влияние видов интеллекта на успешность в различных предметах.
Задание 3. Некоторые педагоги считают, что необходимо разделение обучаемых по половому признаку. Приведите аргументы и контраргументы истинности данного утверждения.
Задание 4. Приведите пример использования когнитивных стилей в обучении иностранным языкам.
Задание 5. Приведите пример использования различий в темпераменте школьников в обучении иностранным языкам.
Тема 6. Контроль и оценка в учебной деятельности. Психология академической успешности.
1. Виды обратной связи в учебной деятельности и их значение. Становление самоконтроля в учебной деятельности.
2. Педагогическая оценка: отличие оценки от отметки, виды оценок, становление самооценки в учебной деятельности.
3. Психологический анализ содержания и форм оценивания в педагогической деятельности. Эффект Пигмалиона.
4. Понятие об успеваемости. Психологические причины неуспеваемости. «Выученная беспомощность» и ее последствия.
5. Психолого-педагогическая поддержка школьников, испытывающих затруднения в учении
Задания
1. Приведите примеры формирование самоконтроля учебной деятельности на уроках иностранного языка.
2. Приведите примеры формирования рефлексии и самооценки на уроках иностранного языка.
3. Приведите примеры проявления эффекта Пигмалиона.
4. Дайте рекомендации по профилактике «выученной беспомощностью».
5. Дайте рекомендации по профилактике затруднений в учении.