Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.
№ п/п | Утверждение | |
А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами | ||
Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами | ||
А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты | ||
Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты | ||
А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется | ||
Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется | ||
А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | ||
Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод | ||
А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю | ||
Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю | ||
А. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, поскольку это гарантирует успех | ||
Б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения | ||
А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения | ||
Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения | ||
А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других | ||
Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе | ||
А. Я могу безо всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня | ||
Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня | ||
А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей | ||
Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей | ||
А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего | ||
Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего | ||
А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда | ||
Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным | ||
А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия | ||
Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям | ||
А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется | ||
Б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется | ||
А. Я всячески стараюсь избегать огорчений | ||
Б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений | ||
А. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем | ||
Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем | ||
А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны | ||
Б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов | ||
А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем | ||
Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас | ||
А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом | ||
Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом | ||
А. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают | ||
Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию | ||
А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях | ||
Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания | ||
А. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации | ||
Б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации | ||
А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь | ||
Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь | ||
А. Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое | ||
Б. Главное в нашей жизни — приносить людям пользу | ||
А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские | ||
Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские качества | ||
А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств | ||
Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому | ||
А. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы | ||
Б. Жестокие и эгоистичные поступки, совершаемые людьми, не являются проявлениями их человеческой природы | ||
А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья | ||
Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья | ||
А. Я уверен в себе | ||
Б. Я не уверен в себе | ||
А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа | ||
Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь | ||
А. Я никогда не сплетничаю | ||
Б. Иногда мне нравится сплетничать | ||
А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе | ||
Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе | ||
А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему | ||
Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему | ||
А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется | ||
Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется | ||
А. Меня редко беспокоит чувство вины | ||
Б. Меня часто беспокоит чувство вины | ||
А. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение | ||
Б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение | ||
А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики | ||
Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики | ||
А. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» | ||
Б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром» | ||
А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку | ||
Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку | ||
А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного | ||
Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного | ||
А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом | ||
Б. Я не оставляю приятное на потом | ||
А. Я часто принимаю спонтанные решения | ||
Б. Я редко принимаю спонтанные решения | ||
А. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям | ||
Б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям | ||
А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь | ||
Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь | ||
А. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах | ||
Б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах | ||
А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими | ||
Б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими | ||
А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди | ||
Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди | ||
А. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого | ||
Б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным | ||
А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей | ||
Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо | ||
А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения | ||
Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения | ||
А. Меня постоянно волнует проблема самосовершенствования | ||
Б. Меня мало волнует проблема самосовершенствования | ||
А. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений | ||
Б. Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений | ||
А. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам | ||
Б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. | ||
А. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек | ||
Б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек | ||
А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого | ||
Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение | ||
А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным | ||
Б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным | ||
А. Можно судить со стороны, насколько хорошо складываются отношения между людьми | ||
Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми | ||
А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз | ||
Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному | ||
А. Я очень увлечен своей работой | ||
Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой | ||
А. Я недоволен своим прошлым | ||
Б. Я доволен своим прошлым | ||
А. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду | ||
Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду | ||
А. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться | ||
Б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться | ||
А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны | ||
Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность | ||
А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей | ||
Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей | ||
А. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие | ||
Б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие | ||
А. Интерес к самому себе всегда необходим для человека | ||
Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия | ||
А. Иногда я боюсь быть самим собой | ||
Б. Я никогда не боюсь быть самим собой | ||
А. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие | ||
Б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие | ||
А. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках | ||
Б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах | ||
А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили | ||
Б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них | ||
А. Человек должен раскаиваться в своих поступках | ||
Б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках | ||
А. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств | ||
Б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств | ||
А. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам | ||
Б. В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие | ||
А. Я стараюсь никогда не быть «белой вороной» | ||
Б. Я позволяю себе быть «белой вороной». | ||
А. Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим | ||
Б. Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен | ||
А. Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее | ||
Б. Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее | ||
А. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию | ||
Б. Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию | ||
А. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям | ||
Б. Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение | ||
А. Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю | ||
Б. Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю | ||
А. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | ||
Б. Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно | ||
А. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья | ||
Б. Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья | ||
А. Довольно часто мне бывает скучно | ||
Б. Мне никогда не бывает скучно | ||
А. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно | ||
Б. Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно | ||
А. Я легко принимаю рискованные решения | ||
Б. Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения | ||
А. Я стараюсь во всем и всегда поступать честно | ||
Б. Иногда я считаю возможным мошенничать | ||
А. Я готов примириться со своими ошибками | ||
Б. Мне трудно примириться со своими ошибками | ||
А. Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично | ||
Б. Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично | ||
А. Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых | ||
Б. Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых | ||
А. Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет | ||
Б. Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет | ||
А. Я думаю, что большинству людей можно доверять | ||
Б. Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит | ||
А. Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое | ||
Б. Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим | ||
А. Я предпочитаю проводить отпуск в путешествии, даже если это сопряжено с большими неудобствами | ||
Б. Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях | ||
А. Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю | ||
Б. Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю | ||
А. Людям от природы свойственно понимать друг друга | ||
Б. По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах | ||
А. Мне никогда не нравятся сальные шутки | ||
Б. Мне иногда нравятся сальные шутки | ||
А. Меня любят потому, что я сам способен любить | ||
Б. Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих | ||
А. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу | ||
Б. Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу | ||
А. Я чувствую себя уверенно в отношениях с другими людьми | ||
Б. Я чувствую себя неуверенно в отношениях с другими людьми | ||
А. Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих | ||
Б. Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают об интересах окружающих | ||
А. Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации | ||
Б. Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации | ||
А. Я считаю, что способность к творчеству — природное свойство человека | ||
Б. Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству | ||
А. Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо | ||
Б. Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо | ||
А. Иногда я боюсь показаться слишком нежным | ||
Б. Я никогда не боюсь показаться слишком нежным | ||
А. Мне легко смириться со своими слабостями | ||
Б. Мне трудно смириться со своими слабостями | ||
А. Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю | ||
Б. Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю | ||
А. Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки | ||
Б. Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки | ||
А. Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо | ||
Б. Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно | ||
А. Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю | ||
Б. Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю | ||
А. Иногда я не против того, чтобы мной командовали | ||
Б. Мне никогда не нравится, когда мной командуют | ||
А. Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями | ||
Б. Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями | ||
А. Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность | ||
Б. Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность | ||
А. Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе | ||
Б. Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы | ||
А. О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой | ||
Б. Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой | ||
А. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия | ||
Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия | ||
А. Люди часто раздражают меня | ||
Б. Люди редко раздражают меня | ||
А. Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг | ||
Б. Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг | ||
А. Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка | ||
Б. Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка | ||
А. Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие | ||
Б. Я воспринимаю себя не совсем таким, каким видят меня окружающие | ||
А. Бывает, что я стыжусь своих чувств | ||
Б. Я никогда не стыжусь своих чувств | ||
А. Мне нравится участвовать в жарких спорах | ||
Б. Мне не нравится участвовать в жарких спорах | ||
А. У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы | ||
Б. Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы | ||
А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями | ||
Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями | ||
А. Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем | ||
Б. Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями | ||
А. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области | ||
Б. Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области | ||
А. Я боюсь неудач | ||
Б. Я не боюсь неудач | ||
А. Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем | ||
Б. Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем |
Обработка результатов
Ключи к шкалам
Базовые шкалы:
1. Шкала ориентации во времени (ОВ)
А | Б | Б | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | А | Б | Б |
2. Шкала поддержки (П)
Б | Б | А | А | Б | Б | А | А | А | Б | Б | Б | А | А | Б | А | Б | Б | Б | А |
Б | А | Б | А | Б | Б | Б | А | А | Б | А | Б | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б |
А | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | Б | А | Б | А | А | А | Б | А |
Б | Б | Б | А | А | А | Б | А | А | А | Б | А | А | Б | А | Б | Б | А | А | Б |
А | А | А | Б | Б | А | Б | А | А | Б | Б |
Дополнительные шкалы:
1. Шкала ценностной ориентации (ЦО)
А | А | А | Б | Б | А | А | А | Б | А | Б | А | А | А | А | А | Б | А | А | А |
2. Шкала гибкости поведения (ГП)
А | А | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | Б | А | А | Б | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | Б |
3. Шкала сензитивности (Сен)
Б | Б | A | А | А | А | А | А | А | Б | Б | Б | А |
4. Шкала спонтанности (Сп)
Б | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б | А |
5. Шкала самоуважения (Су)
Б | А | Б | А | А | Б | А | А | Б | А | А | А | Б | А | А |
6. Шкала самопринятия (Спр)
Б | А | Б | Б | Б | А | А | Б | А | Б | Б | Б | А | Б | А | Б | Б | А | Б | Б | Б |
7. Шкала представлений о природе человека (Поп)
А | Б | Б | Б | А | А | А | А | Б | А |
8. Шкала Синергии (Син)
Б | А | Б | А | А | Б | А |
9. Шкала принятия агрессии (ПА)
Б | А | А | Б | А | А | Б | А | А | А | Б | Б | Б | А | А | А |
10. Шкала контактности (К)
Б | Б | А | Б | Б | Б | А | Б | А | А | Б | Б | Б | А | Б | Б | Б | А | А | Б |
11. Шкала познавательных потребностей (Поз)
А | Б | А | А | Б | А | Б | Б | А | Б | Б |
12. Шкала креативности (Кр)
Б | А | А | А | А | А | А | А | А | А | Б | Б | Б | Б |
Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.