Семинар 1. Гносеология как раздел философии. предмет и основные проблемы теории познания. Предмет и основные проблемы теории познания.
1. Гносеология как важнейший раздел метафизики.
2. Гносеология как философское учение об истине и путях ее достижения. Гносеологические категории и их специфические черты.
3. Проблема познаваемости мира в классической теории познания. Сущность и явление.
4. Субъект и объект познания. Отражение и творчество. Познание как творческий, конструктивный акт.
5. Основные теоретико-познавательные стратегии: Современный агностицизм, Натуралистические теории познания, Нативизм, Конструктивные теоретико-познавательные доктрины. Эволюционная теория познания, Генетическая эпистемология, Прагматистская гносеологическая программа
Термины: Субъект, объект, гносеология, ноумен, феномен, априоризм, агностицизм, истина, разум, рассудок. дуализм, трансцендентальный субъект, эмпирический субъект. гносеология, эпистемология, онтология, скептицизм, гносеологические стратегии, нативизм, редукционизм, научный реализм, агностицизм, дуализм, трансцендентальный субъект, эмпирический субъект.
Литература:
1. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. С. 233 – 249., Гл. 3
2. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред.
и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
Задание:
1. Прочитать и законспектировать указанную главу учебника.
2. Ответить на вопросы из учебника (письменно)
3. Прочитать материал из хрестоматии: с. 268 – 275. Сделать выписки в тетрадь для конспектов.
4. Выписать термины и расширенно описать их.
5. Выписать основные направления современной эпистемологии, для каждого из направлений выписать основные проблемы (3-4 работы на проблему)
Семинар 2. Формирование и развитие гносеологической проблематики в истории философии
(8 часов).
Семинар 2.1 От Античности до Возрождения (2 часа)
1. Гносеологическая проблематика в философии, пути ее развития.
2. Понятие диалектики как познавательной формы.
3. Становление рациональных методов познания в античную эпоху.
4. Гносеология Платона и Аристотеля
5. Особенности средневековой гносеологии. Учение о трёх уровнях понимания в средневековой философии.
6. Разработка в рамках схоластики проблемы дедуктивного способа получения знания. Схоластический метод (на примере «Суммы теологии» Фомы Аквинского)
7. Гносеологические идеи в ренессансной философии. Проблемы познания у Николая Кузанского
Термины: Познание, гносеологические принципы, гносеологическая проблематика,номинализм, реализм, диалектика, дедуктивный способ, «учёное незнание», абсолют, суждение, умозаключение, представление
Литература:
1. Аристотель. Категории //Аристотель. Соч.: Т.2. М., 1978.
2. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. Раздел «Теория познания». Гл.1, 2.
3. Хрестоматия по философии:Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
4. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2000 – 2001
5. Н.С. Автономова. О гносеологии и мировоззрении – тогда и сейчас // «Эпистемология и философия науки» т1. №2 с. 82
Задание:
- Прочитать и законспектировать материал по указанным вопросам.
2. Составить терминологический словарь.
3. Подготовить вопросы семинара для выступления и дискуссии
4. В виде таблицы провести сравнительный анализ гносеологии у Платона и Аристотеля
5. Составить схему ступеней человеческого познания по Николаю Кузанскому, для каждой из них привести примеры.
Семинар 2.2. (2 часа). Гносеологическая проблематика в философии XVII-XIX вв.
1. Влияние науки XVII-XIX вв. на развитие теории познания
2. Теория познания Ф. Бэкона
3. Роль картезианского сомнения в становлении гносеологии
4. Сенсуализм Локка и его значение для теории познания
5. Истина как цель познания в философии Спинозы
6. Многообразие форм познания в учении Лейбница
Термины: истина, объект познания, субъект познания, форма познания, картезианское сомнение, сенсуализм, апперцепция, аподиктичность, репрезентативность, эмпиризм
Литература:
1. Хрестоматия по философии:Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
2. Беркли Дж. Трактат о началах человеческого знания. М., 2010. с. 87- 102
3. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. М., 1957. Т.1 с.105-142
4. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т. 2. С. 363 – 414
5. Нарский И.С. Дж Локк и его теоретическая система.// Локк Дж. Соч. в 3-х т. Т. 1.С. 16 – 59.
6. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3-х т. Т. 1.С. 91 -114
7. Декарт Р. Рассуждение о методе; Первоначала философии // Декарт Р. Соч.: Т.1. М., 1989. С. 57-71
8. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1989. С.78 – 91; 325 - 326. Т.2. С. 16 – 43.
9. Журнал «Эпистемология и философия науки» статья Эмпирические исследования как путь выработки нового понятия субъекта т1. №1 с. 73
Задание:
- Прочитать и законспектировать материал по указанным вопросам.
2. Прочитать материал из хрестоматии. Сделать выписки в тетрадь для конспектов.
3. Составить терминологический словарь.
4. Подготовить вопросы семинара для выступления и дискуссии.
5. Написать краткое эссе (1-2 стр.) по одному из вопросов семинара
6. Составить таблицу основных гносеологических проблем и предлагаемых различными философскими учениями их решенийв рассматриваемый период.
Семинар 2.3. Гносеологические идеи в Немецкой классической философии. Теория познания И. Канта (2 часа)
1. Понятия априорного и апостериорного в познании. Критерии априорности знания, согласно Канту.
2. Синтетические и аналитические суждения
3. Понятие о трансцендентальном субъекте познания. Соотношение трансцендентального и эмпирического субъектов.
4. Объяснение Канта, как возможны синтетические суждения априори.
5. Рассудок как деятельность связывания данных чувственности. Неразрывная связь рассудка и чувственности в познании.
6. Проблема границы познания.
7. Соотношение чувственности, разума, рассудка и интеллектуальной интуиции. Проблема ноуменов. Ноумены и феномены (по Канту).
Термины: перцепция, апперцепция, трансцендентный, трансцедентальный, вещь в себе, априори, апостериори
Литература:
1. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М., 1997. С.7 –39; 103 – 198.
2. Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек, 1997, № 5. /dreamhost_biology_4janv2007.html
3. Хрестоматия по философии:Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике…(любое издание) §§ 5 –30.
5. Кант И. Критика чистого разума. Предисловие ко второму изданию. М., 1998. – С. 30 – 36 (или: Кант И. Соч. в 6 тт. Т.3. М., 1964. С. 84 – 88).
6. Философия науки / Под ред. Липкина А.И. М., 2007. Гл. 2: §§ 2.1. – 2.5.
7. Н.С. Автономова. О гносеологии и мировоззрении – тогда и сейчас // «Эпистемология и философия науки» т1. №2 с. 82
8. Ойзерман Т. Главный труд Канта. // Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. С. 5 – 67.
Задание:
- Прочитать и законспектировать материал по указанным вопросам.
2. Прочитать материал из хрестоматии. Сделать выписки в тетрадь для конспектов.
3. Составить терминологический словарь.
4. Подготовить вопросы семинара для выступления и дискуссии.
5. Привести примеры синтетических и аналитических суждений, априорных и апостериорных.
Семинар 2.4.. (2 часа) Специфика гносеологии в философии субъективного идеализма и иррационализма
1. Субъективный идеализм Юма и его вклад в теорию познания.
2. Д. Юм о психологических механизмах познавательной деятельности. Критика причинности и индукции.
3. Беркли об индуктивном методе открытия законов
4. Вопрос об интуиции как особом источнике познания. Различные понимания интуиции в философской мысли.
5. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиции.
6. Проблема рассудка и разума как особых познавательных способностей.
7. Познание как проблема у Ницше и Шопенгауэра
Термины: казуальность, индукция, дедукция, индуктивный метод, интуитивизм, рациональность, иррациональность, интуитивизм, рассудок, разум, инструментальный разум, интеллектуальная интуиция
Литература:
1. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1996. Т.2..С. 48-57
2. Юм Д. О скептицизме и о других философских системах // Юм Д. Трактат о человеческой природе. Ч.4, гл.1. Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1966. С. 289 – 297. Более новое издание: Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, 1995. Ч. IV, гл.1,2.
3. Беркли Дж. Три разговора Гиласа с Филонусом // Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
4. Хрестоматия по философии:Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.
5. Лекторский В. А.Субъект, объект, познание. — М.: Наука, 1980.
6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 103 – 136.
7. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 55-78
Задание:
- Прочитать и законспектировать материал по указанным вопросам.
2. Прочитать материал из хрестоматии. Сделать выписки в тетрадь для конспектов.
3. Составить терминологический словарь.
4. Подготовить вопросы семинара для выступления и дискуссии.
Семинар 3. (2 часа)