Прибыль как источник функционирования российских




Предприятий

 

Прибыль – это один из важных источников, получаемых предприятиями. Прибыль в значительной ее части направляется на финансирование непосредственно капитального строительства. Прибыль как источник финансирования инвестиций может быть использована в различных инвестиционных проектах: расширение производства, ассортимента, разработка и внедрение новых технологий, общее развитие бизнеса. Если предприятия в условиях рыночного механизма не выделяют достаточно средств на эти направления, то в они становятся нерентабельными, неконкурентоспособными.

Прибыль – выступает как разница между доходом от продаж продуктов и всеми произведенными затратами на производство данных продуктов.

Можно выделить следующие основные функции прибыли [7, с.428]:

1) прибыль выступает как оценочный показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия;

2) прибыль выступает как один из источников финансирования инвестиций на текущую деятельность предприятия, а также на его его производственное и социальное развитие.

Прибыль выступает в качестве основной цели и результирующего показателя финансово-хозяйственной деятельности. Каждый хозяйствующий субъект самостоятелен в выборе бизнеса, определении номенклатуры и ассортимента, затрат и выручки, что позволяет выявить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Общий финансовый результат – прибыль (убыток) – на определенную дату определяют путем балансирования общей суммы всех прибылей и убытков.

Прибыль характеризует эффективность реализации ряда направлений деятельности субъекта хозяйствования [8, с.344]:

- коммерческого – результативность маркетинговых исследований, способствует увеличению объема реализации, а следовательно и массы прибыли;

- производственного – повышение коэффициента сменности оборудования обеспечивает возможность выпуска дополнительной продукции без дополнительных затрат на увеличение основных фондов;

- технического – внедрение прогрессивных технологий продукции или услуг может содействовать повышению их качественного уровня, а следовательно, привлекательности для потребителя, что обеспечивает возможность выбора между двумя вариантами извлечения дополнительной прибыли за счет увеличения сбыта при сохранении цены, либо увеличении цен при прежнем объеме реализации;

- финансового – путем обеспечения прироста уже полученной от основной деятельности прибыли в процессе ее рационального инвестирования;

- социального – за счет предотвращения потенциальных потерь из-за трудовых конфликтов.

В целях оценки результатов хозяйственной деятельности предприятию приходится оценивать свои доходы и затраты, применяя различные показатели.

Без осуществления подобной оценки фирма не может успешно вести свою хозяйственную деятельность, продвигаться на рынке, превосходить конкурентов.

Прибыль предприятия представляет собой конечную цель, финансовый результат хозяйственной деятельности фирмы. Как мы уже выяснили представляет собой разницу между совокупными доходами и совокупными расходами (себестоимостью).

Будучи экономической категорией, прибыль является чистым доходом, который был создан в материальном производстве в процессе ведения предпринимательской деятельности на микроуровне.

Прибыль является главным оценивающим показателем деятельности фирмы, поскольку в ее задачи входит обеспечение удовлетворения потребностей самой фирмы, ее работников и страны в целом [6, с.400].

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры» ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития, Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение» предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня.

Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения. В соответствии с бухгалтерской отчетностью предприятий в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время: валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода [12, с.283].

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими (расходами по сбыту) и управленческими (общехозяйственными) расходами» если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Прибыль (убыток) до налогообложения рассчитывается следующим образом; к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов. Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль и иных аналогичных платежей. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), остающаяся в распоряжении предприятия, определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

В зарубежной экономической теории и предпринимательстве общеупотребительными являются понятия валовой, операционной и маржинальной прибыли [14].

Валовая прибыль – это разница между выручкой и производственными затратами (себестоимостью продукции, определенной при калькулировании по неполным затратам). Это понятие включает собственно прибыль и так называемые непроизводственные (административные, коммерческие) затраты. Операционная прибыль, которую часто называют прибылью, равен по величине валовой прибыли за минусом непроизводственных затрат. Маржинальная прибыль характеризует объем выручки от продажи продукции за минусом переменных затрат. Она включает собственно прибыль и постоянные затраты. Следовательно, такая прибыль по величине совпадает с валовой прибылью при условии, что калькулирование осуществляется лишь по переменным затратам.

В финансовой политике предприятия важное место занимает распределение и использование прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов собственников (инвесторов).

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а также соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников. В общем случае, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а также от принятой на предприятии политики в отношении выплат собственникам (дивидендная политика).

К достоинствам реинвестирования прибыли следует отнести:

- отсутствие расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников;

- сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственников;

- повышение финансовой устойчивости и более благоприятные возможности для привлечения средств из внешних источников.

В свою очередь, недостатками использования данного источника являются его ограниченная и изменяющаяся величина, сложность прогнозирования, а также зависимость от внешних, не поддающихся контролю со стороны менеджмента факторов (например, конъюнктура рынка, фаза экономического цикла, изменение спроса и цен и т.п.).

Принципиальная схема использования прибыли предприятия приведена на рис. 8.

Из общей прибыли уплачивается налог в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия и используется в порядке, предусмотренном его уставом и решениями его собственников.

Принципиальные (главные) направления использования предполагают деление прибыли на две части:

1) прибыль, направляемая за пределы предприятия, называется распределенной прибылью (выплаты собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку);

2) прибыль, остающаяся на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль).


Рис. 8 Схема использования прибыли предприятия [14]

 

Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного фондов. Резервный фонд является финансовым компенсатором возможных отклонений от нормального оборота средств, источником покрытия дополнительной потребности в средствах. Его формирование является обязательным для хозяйственных обществ, арендных предприятий, кооперативов.

Эту общую схему распределения прибыли нужно конкретизировать на предприятиях с различными организационно-правовыми формами, что касается прежде всего акционерных обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный капитал). На акционерном предприятии дивиденды можно рассматривать как плату за привлеченный от продажи акций капитал.

Распределение прибыли на выплату дивидендов и инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и перспективы предприятия. Направление достаточной суммы прибыли на выплату дивидендов и высокий уровень таковых увеличивают спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это ограничивает собственный источник финансирования, усложняет решение задач перспективного развития предприятия.

Управление прибылью выступает в качестве одного из двух базовых направлений финансовой политики.

Основной задачей управления прибылью является: максимизация доходов по имеющимся источникам финансовых ресурсов и расширением общей номенклатуры этих источников.

Управление процессом формирования прибыли начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Планирование финансовых поступлений осуществляется на основе исходной инфляции:

- расчетных потребностей в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;

- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступления денежных средств.

Формирование, распределение и использование прибыли определяет различные виды прибыли: прибыль от реализации, балансовая, налогооблагаемая и чистая прибыль.

Управление прибылью от реализации предполагает:

- четкое определение вида бизнеса, делающего наибольшую прибыль;

- увеличение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивающих увеличение массы получаемой прибыли;

- рациональное использование средств, вложенных в имущество фирмы

Управление балансовой прибылью предполагает:

- максимизацию доходов по имеющимся источникам;

- расширение номенклатуры источников формирования балансовой прибыли.

Управление налогооблагаемой прибылью предполагает широкое использование льгот по налогообложению согласно действующему законодательству, уменьшающих величину налогооблагаемой прибыли и обеспечивающих увеличение прибыли в распоряжении фирмы.

Управление чистой прибылью предполагает определение принципа распределения прибыли в соответствии с конкретными условиями хозяйствования. Распределение чистой прибыли – это вопрос инвестиционной, технической и дивидендной политики.

Управление прибылью – это определение основных направлений использования прибыли, предвидение ближайших и отдаленных перспектив развития хозяйствующего субъекта.

 


Заключение

 

Прибыль – это часть выручки, которая остается после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия. Характеризуя превышение поступлений над затратами (расходами), прибыль выражает цель предпринимательской деятельности и принимается за главный показатель ее результативности (эффективности).

Прибыль является основным источником финансирования развития предприятия, совершенствования его материально-технической базы обеспечения всех форм инвестирования. Вся деятельность предприятия направляется на то, чтобы обеспечить рост прибыли или по крайней мере стабилизацию ее на определенном уровне.

Прибыль – выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом).

Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений).

Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль – важнейший элемент доходов государственного бюджета).

Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.

С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. Это соответствовало «бухгалтерскому» определению прибыли. С переходом к рынку, кроме бухгалтерской, определяют и «экономическую» прибыль. В бухгалтерских расчетах прибыль представляет часть доходов, остающихся после возмещения текущих затрат и процентов по краткосрочным кредитам банков.

Максимальная прибыль фирмы формируется за счет как внутренних, так и внешних факторов.

Основное требование максимизации прибыли – прибыльность каждой единицы выпуска. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход – на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Таким образом, можно выработать следующее правило, которым фирма должна руководствоваться при принятии решения о расширении производства: фирма должна наращивать производство до тех пор, пока ее предельный доход не сравняется с ее предельными издержками.

 


Список использованной литературы

 

1. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая теория: Учеб.пособие. – М.: РИОР. – 2008.

2. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001.

3. Курс экономической теории: учебник / Под.ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 6-е изд. – Киров: «АСА». – 2007.

4. Микроэкономика: практический подход: уч.пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова АЮ. – М.: КНОРУС. – 2008.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство «НОРМА». – 2002.

6. Сио К.К. Управленческая экономика. – М.: ИНФРА-М. – 2000.

7. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник. – М.: Эксмо. – 2008.

8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М.: юрайт-Издат. – 2006.

9. Экономическая теория: пособие под редакцией Е.В. Васильевой, Т.В. Макеевой– М.: Юрайт-Издат. – 2006.

10. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М. – 2003.

11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Изд-во «Экзамен». – 2005.

12. Экономическая теория: учебник под редакцией И.П. Николаевой. – 2-е издание – М.: изд-во Проспект. – 2007.

13. Прибыль и условия ее максимизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economicus.ru/site/grebenikov/E_Micro/chap2/2_3/2_3.html

14. Формирование и использование прибыли [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studentbooks.com.ua/content/view/193/39/1/2/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: