ТЕМА: «Сестринский процесс при бронхитах, ХОБЛ»




 

1. Мотивация изучения темы:

В настоящее время отмечается, что увеличение заболеваемости острыми и хроническими болезнями органов дыхания обусловлено ухудшением экологической ситуации, расширением курения, изменениями реактивности организма человека. В структуре заболеваний органов дыхания бронхиты занимают значительное место, а хронические бронхиты часто становятся причиной выхода на инвалидность. Все это требует от медсестер знаний про современные достижения в пульмонологии, новые методы исследования и лечения.

2. Цели занятия.

Учебные цели:

Знать:

З.1.АФО органов дыхания.

З.2.Основные проявления заболеваний органов дыхания.

З.3.Понятие про хронические обструктивные болезни лёгких (ХОБЛ)

З.4.Этиологию, классификацию, последовательность медсестринского обследования при бронхитах.

З.5.Клиническую картину острых и хронических бронхитов. явные проблемы пациента.

З.6.Возможные осложнения.

З.7.Принципы диагностики, лечения, ухода, профилактики.

Уметь:

У.1.Проводить медсестринское обследование пациента при ХОБЛ, бронхитах.

У.2.Определять явные проблемы пациента и ставить медсестринский диагноз.

У.3.Планировать и реализовывать медсестринские вмешательства.

У.4. Готовить пациента к лабораторным и инструментальным обследованиям.

У.5.Выполнять простейшие физиотерапевтические процедуры.

У.6.Выполнять все виды инъекций.

У.7.Обучать пациента и его окружающих само- и взаимоуходу.

У.8.Вести медсестринскую документацию.

 

Иметь практический опыт:

- проведения медсестринского обследования пациента при ХОБЛ, бронхитах,

- определения явных проблем пациента и постановки медсестринского диагноз,

- планирования и реализации медсестринских вмешательств,

- подготовки пациента к лабораторным и инструментальным обследованиям,

- выполнения простейших физиотерапевтических процедур,

- выполнения всех видов инъекций,

- обучение пациента и его окружающих само- и взаимоуходу,

- заполнения медсестринской документации.

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию студентов;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника, умение осознавать ответственность за жизнь и здоровье пациента; анализировать свое поведение;

· Совершенствовать навыки межличностного общения;

· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету

Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
  Организационный момент 3мин
  Проверка исходного уровня знаний 20 мин
  Основной этап. Практическая часть 125 мин.
4. Итоговый контроль 20мин
5. Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7мин
6. Задания для самостоятельной работы 5мин

3. Список литературы:

Основная:

1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

2.Лычев В.Г., Картанов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом ПМП: учебное пособие.- 2-е изд..перераб., испр. и доп.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016 -332с.

3. Мироненко О.И. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи: теория и практика: учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010.- 288с.

4.Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с.

5. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд..- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.

6.Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР _ Медиа, 2010.- 272с.

7.Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д..: Феникс, 2013.- 652с.

8.Федюкович, Н.И. Внутренние болезни: учебник. – Изд. 7-е.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 573с.

9. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с.

Дополнительные источники:

1. Батурин, В.А. Современные подходы к профилактике заболеваний сердечно - сосудистой системы // Справочник фельдшера и медицинской сестры. - 2008.- №6. – С24-29.

2. Гроздова, Т.Ю. Лечебное питание в многопрофильной больнице // Медицинская сестра. - 2008. - №3. – С.6-10.

3. Крылова, Н.В. Анатомия сердца в картинках./ Н.В. Крылова, Ю.В. Таричко. – М,: МИА, 2009. – 96с.

4. Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.

5. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

6. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов дыхания // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №4. – С.17-21.

7. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.

8. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях почек и мочевыводящих путей // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №5. – С.25-29.

Вопросы фронтального опроса.

1.Перечислить основные синдромы и симптомы заболеваний органов дыхания

2.Дать определение понятию ХОЗЛ

3.Назвать основные причины острых и хронических бронхитов

4.Какие клинические симптомы бронхитов?

5.Перечислить методы диагностики бронхитов

Самостоятельно выучить тему:

1. «Короткие анатомо-физиологические данные органов дыхания»

2. «Основные симптомы и синдромы заболеваний органов дыхания»

3. «Эмфизема легких. Пневмосклероз»

 

 

Задача № 1

Больной Б., 24 г., обратился с жалобами на повышение температуры тела до 37,6 °С, слабость, потливость, головную боль. Болеет 3-й день. В первые два дня кашель был сухим, мучительным, сегодня появилось небольшое количество слизисто- гнойной мокроты. Принимал аспирин, ставил горчичники. Состояние не улучшилось, держится температура. При осмотре: состояние удовлетворительное, кожные покровы обычного цвета, чистые, кожа влажная. Зев гиперемирован. Частота дыханий - 22 в 1 мин. Грудная клетка конусообразной формы, обе половины одинаково принимают участие в акте дыхания. При перкуссии над легкими - ясный легочный звук, при аускультации - рассеянные сухие и единичные крупнопузырчатые влажные хрипы.

1. Какой возможный диагноз.

2. Какими дополнительными исследованиями можно подтвердить диагноз?

Задача № 2

Больной И., 44 лет, лечится в терапевтическом отделении. Поступил 5 дней назад. При опросе: жалобы на кашель с выделением слизисто- гнойной мокроты, одышку при физической нагрузке, периодическое повышение температуры до субфебрильных цифр. Болеет около 10 лет, последние 3 года периодически лечился в стационаре, находится на диспансерном учете. Курит с детства.

При осмотре: состояние удовлетворительное. Температура тела - 37,4°С. Кожные покровы бледные, видимые слизистые оболочки – бледно-цианотичные. Грудная клетка цилиндрической формы, умеренно расширена в переднее - заднем размере в нижних отделах легких (это значит, что у пациента бочкообразная грудная клетка из –за эмфиземы).

Частота дыхания - 28 за 1 мин.

При перкуссии над легкими - участки с притупленным и коробочным звуком (признаки пневмосклероза), при аускультации - масса рассеянных сухих и звучных мелко- и среднепузырчатых влажных хрипов. Тоны сердца приглушены, тахикардия. Печень у края реберной дуги. Отеков нет.

1. Какой возможный диагноз.
2. Какие осложнения развились у данного пациента?
3.Что такое эмфизема?
4.Что такое пневмосклероз?

 

 

Тесты:

 

1. Мужчина 48 лет жалуется на постоянный кашель (больше утром), с выделением мокроты гнойного характера, иногда t° - 37,8°С; АД - 100/ 70 мм.рт.ст.; ЧД - 24/мин. Рs - 84/мин. Страдает хроническим бронхитом в течение 16 лет. Какое исследование будет более эффективным для уточнения диагноза?

A. Флюорография.

B. Томография.

C. Бронхография.

D. Рентгеноскопия грудной клетки.

E. Общий анализ мокроты.

 

2. Какой фактор способствует заболеванию острым бронхитом?

A. Ожирение

B. Гиподинамия

C. Переедание

D. Переохлаждение

E. Переутомление

 

3. Дать определение хронического бронхита

A. Кашель в течение 2 мес. не менее 2-х лет

B. Кашель в течение 3 мес. не менее 2-х лет

C. Кашель в течение 3 мес. не менее 3-х лет

D. Кашель в течение 4 мес. не менее 3-х лет

E. Кашель в течение 10 дней

 

4. Основная жалоба пациента при обструктивном бронхите

A. повышение температуры

B. головная боль

C. одышка

D. слабость

E. боли в сердце

 

5. Назовите данные аускультации при бронхите

A. бронхиальное дыхание

B. крепитация

C. сухие свистящие и жужжащие хрипы

D. шум трения плевры

E. влажные мелкопузырчатые хрипы

 

6. Курение табака, загрязнение воздушного бассейна, неблагоприятные условия профессиональной деятельности, бактериальная микрофлора – это экзогенные факторы какого заболевания:

A. метастазированного рака легких

B. туберкулеза легких

C. экссудативного плеврита

D. хронического бронхита

E. сухого плеврита

 

7. Какой основной объективный признак, характерен для обострения

хронического бронхита:

A. Дыхание везикулярное

B. Сухие и влажные рассеянные хрипы

C. Дыхание амфорическое

D. Крепитация

E. Шум трения плевры

 

8. К врачу обратился мужчина 54 лет с жалобами на кашель с выделением небольшого количества слизисто-гнойной мокроты, экспираторную одышку, субфебрилитет, значительную слабость. Болеет около 10 лет. Курит с подросткового возраста 1 пачку в день. Укажите наиболее вероятный предварительный диагноз:

A. Бронхиальная астма

B. Бронхоэктатическая болезнь

C. Острый бронхит

D. Хронический обструктивный бронхит

E. Хронический катаральный бронхит

 

9. Проблемы пациента с хроническим гнойным бронхитом:

A. кашель с гнойной мокротой

B. лихорадка

C. озноб

D. слабость, головная боль

E. все перечисленное

 

10. На какую тему, в первую очередь нужно провести беседу среди больных хроническим бронхитом

A. О вреде курения

B. О рациональном питании

C. О двигательной активности

D. О вреде алкоголя

E. Предотвращение стрессов

 

11. Больной Б., 24 лет, обратился на прием с жалобами на повышение температуры до 37,60, слабость, потливость, головную боль. Болен 3-й день. В первые два дня кашель был сухим, болезненным, сегодня появилось небольшое количество слизисто-гнойной мокроты. Частота дыханий 22 в 1 мин., при перкуссии - ясный легочный звук, при аускультации – рассеянные сухие и единичные крупнопузырчатые влажные хрипы. Поставьте предварительный диагноз.

A. Долевая пневмония

B. Абсцесс легкого

C. Туберкулез легких

D. Острый бронхит

E. Бронхоэктатическая болезнь

 

12. Для хронического бронхита характернейший симптом:

A. Кровохарканье

B. Сухой кашель

C. Кашель с выделением небольшого количества мокроты

D. Повышение температуры тела

E. Наличие сухих хрипов при аускультации

 

13. Как называется одышка с затрудненным вдохом

A. инспираторная

B. смешанная

C. экспираторная

D. дыхание Куссмауля

E. апное

 

14. Хронический бронхит - это:

A. очаговое воспаление бронхов

B. диффузное воспаление бронхов

C. очаговое воспаление альвеол

D. дистрофические изменения бронхов

E. формирование полости в легком

15. Экспираторная одышка наиболее характерна для:

A. туберкулезе легких

B. катарального бронхита

C. фибринозного бронхита

D. ХОБЛ

E. гнойного бронхита

16. У больного К., 32 лет, жалобы на кашель с мокротой слизистого характера, повышение температуры до 37,30С, слабость, потливость. Болеет 4 дня, когда впервые появилось раздражение в горле и сухой кашель. Во время осмотра состояние удовлетворительное, при перкуссии грудной клетки – над легкими ясный легочный звук. Во время аускультации – жесткое дыхание, единичные сухие хрипы. Какое заболевание можно заподозрить?

A. острый бронхит

B. бронхиальная астма

C. сухой плеврит

D. долевая пневмония

E. хронический бронхит

 

17. Симптомы ХОБЛ:

A. большое количество гнойной мокроты

B. кашель с выделением мокроты «ржавого» цвета

C. одышка экспираторного характера, эмфизема

D. высокая температура тела, ознобы

E. «килевидная» грудная клетка

18. Пациенту с хроническим бронхитом медсестра рекомендует:

A. исключить из рациона соль

B. ограничить жидкость

C. исключить жирные, копченые продукты

D. обогатить рацион белком и витаминами

E. ограничить употребление жареных блюд

 

19. Хронический бронхит следует лечить антибиотиками:

A. В осенне-зимний период

B. При выделении гнойной мокроты

C. Не следует применять вообще

D. Длительно

E. При появлении кровохарканья

 

20. Основной симптом обструктивного бронхита:

A. головная боль

B. недомогание

C. повышение температуры

D. тахикардия

E. одышка

 

21. Характер мокроты при остром бронхите

A. слизистая

B. стекловидная

C. «ржавая»

D. розовая пенистая

E. вязкая, трудноотделяемая

 

22.. Осложнения хронического бронхита

A. лёгочное кровотечение

B. острая сосудистая недостаточность

C. острая сердечная недостаточность

D. хроническая дыхательная недостаточность

E. удушье

23. Пациент 60 лет болеет хроническим обструктивным заболеванием легких на протяжении 7 лет. Жалуется на периодические повышения температуры тела, кашель со слизисто-гнойной мокротой, одышку с затрудненным выдохом. Какая проблема является ведущей?

A. экспираторная одышка

B. инспираторная одышка

C. боль в грудной клетке

D. высокая температура тела

E. дыхание Куссмауля

 

Домашнее задание

Тема занятия: «Сестринский процесс при пневмониях»

Литература:

1. Конспект лекции

2. Лычев В.Г., Картанов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом ПМП: учебное пособие.- 2-е изд..перераб., испр. и доп.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016 (65-70 стр.)

Задание:

- внимательно прочитайте рекомендуемую литературу

- выполните самостоятельную работу:Создать мультимедийную презентацию «Сестринский процесс при пневмониях».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: