Шпаргалка по журналистике




ТЕКСТ – это содержательно-осмысленный фрагмент отображения действительности с помощью любой знаковой системы – речи, письма, изображения, звука. Любое общественное событие затрагивает те или иные интересы социальных групп. И журналист не может быть только пассивным передатчиком новостей. Он прежде всего публицист, то есть создатель таких текстов, которые воздействуют на массовую аудиторию и текущие политические процессы посредством их оперативного документально-эмоционального отражения. Публичное высказывание относительно актуальных проблем – это и есть публицистика.

 

Обладая глубокими знаниями об обществе и мире явлений, умея раскрывать источники противоречий и суть конфликтов (социальных, трудовых, нравственных), журналист ведет АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. При этом некоторые исследователи выделяют следующие виды анализа:

Политический – анализируя состояние политических сил в обществе, установки политических лидеров, действия партий, властей, силовых структур, пути решения социальных проблем в обществе, журналист выясняет причины явлений, процессов, ситуаций, вырабатывает прогноз их развития, определяет систему требований к различным политическим институтам и социальным силам с целью изменить доминирующую политическую линию, предлагает практические решения по улучшению ситуации в соответствии со своей социальной позицией, интересами тех групп, на платформе которых он стоит.

Экономический – представлен такими его видами, как общеэкономический (анализ экономики региона, отрасли, страны, отдельных видов бизнеса, призванный формировать рыночное сознание, пропагандировать цивилизованное предпринимательство, способствовать социальной ориентированности российского бизнеса, сбалансированности экономических интересов разных общественных групп, социальных слоев), финансовый (анализ работы банков, выявление из рейтинга, определение надежности), производственно-технический (анализ роли техники и технологии, организации труда в выполнении производственных задач отрасли или коллектива предприятия),Ю коммерческий (анализ рентабельности, состояния оборотных средств предприятия, взаимодействия с банками и т.п.).

Экологический – в центре анализа проблема выживания человечества в постиндустриальном обществе, реализуемая через решения множества относительно частных вопросов.

Юридический – изучение состояния законности в обществе, соблюдение правовых норм.

Военный – выявление, оценка военных стратегических или тактических преимуществ или недостатков, которые несут Вооруженным силам страны, стране в целом те или иные явления.

Спортивный – исследование проблем подготовки спортсменов, реализации потенциала, созданного в ходе тренировок, составление прогноза дальнейших спортивных достижений.

Искусствоведческий – анализ произведений различных видов искусства: живописи, литературы, театра, кино и др.

Исторический – изучение генезиса, явлений, процессов, анализ исторических событий.

Нравственный – изучение состояния нравственности в обществ, оценка явлений и поступков людей.

Социологический – публикации, содержащие социологический анализ – особенно анализ общественного мнения в период выборных кампаний способны сильно влиять на позицию аудитории.

Статистический: данные статистик – средние и относительные величины, итоговые сводки, индексы, статистические таблицы, графики, балансы – отличное подспорье при подготовке журналистских материалов.

Психологический – рассматривается поведение отдельной личности, социальной группы, общества в целом.

Художественный – “фоновый” – случайные художественные фрагменты в тексте, а также образные слова, тропы; ‘полный” – полнота создаваемого образа, яркость конкретных деталей сюжета и композиции демонстрируют стремление автора к художественной типизации; “портретный” – создание портрета героя с акцентом на его оригинальность и необычность.

 

 

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ непременно включает в себя ТРИ важнейших компонента:

а) сообщение о новости или возникшей проблеме;

б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации;

в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).

 

Каждый ЖУРНАЛИСТСКИЙ ЖАНР отличается постоянством и устойчивостью структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свой предмет, сходные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими факторами: предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, наконец, метод репрезентации материала аудитории. Для одних жанров ПРЕДМЕТОМ ОТОБРАЖЕНИЯ является “первичная реальность”: новость, Факт, событие (для заметки или репортаже), явления, процессы, ситуации (для статьи или корреспонденции); для других – “вторичная реальность” (книги, фильмы, телепередачи) – информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати; для третьих – обе “реальности” (обозрения, комментарии, постановочные стать и корреспонденции). ЦЕЛЬ ОТОБРАЖЕНИЯ: оценить события, явления, уже известные аудитории (комментарий); выявить причину и ценность какого-либо одиночного явления (корреспонденция); объяснить ряд взаимосвязанных явлений, закономерности их взаимодействия, дать прогноз из развития (статья), сообщить о важнейших событиях недели, месяца, выявив их причину, значимость, взаимосвязь (обозрение); познакомить аудиторию с продукцией СМИ, дав им оценку (обзор печати, радио- и телевыступлений); выявить ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей (рецензии); рассмотреть особенности творчества писателя или композитора, оценить то или иное произведение (литературно-критические статьи). При подготовке материалов журналист пользуется различными МЕТОДАМИ ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: рационально-теоретическим, художественно-публицистическим или сочетание понятийного и образного. Имея одинаковы предмет, цель и метод отображения, опираясь на одни и те же источники информации, разные журналисты могут с публикациям и о конкретном событии, явлении в различных жанрах в зависимости от того, какой МЕТОД РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ими использован: (сообщение, повествование или изложение; монологичная форма, как в статье, корреспонденции, рецензии или диалогичная, как в интервью, беседе и т.д.)

 

В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщений, выразительно-изобразительных средств журналистские ЖАНРЫтрадиционно подразделяются на ТРИ ВИДА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

Новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет.

Два способа подачи краткой новости: жесткий и мягкий.

Отчеты: по характеру подхода к освещаемому материалу – общие и тематические, по цели и особенностям изложения – информационные и аналитические.

Интервью: и-сообщение, и-диалог, и-монолог, и-зарисовка, и-мнение, массовые и.

Репортаж: проблемный, познавательный, событийный, фоторепортаж.

СМ. Ворошилов, с. 213-219.

 

Новость (хроника) – наиболее краткая форма заметки

Заметка – более или менее подробно излагается факт и наиболее важные го составляющие (место действия, участвующие лица). Требования: оперативность, релевантность (соответствие интересам аудитории), фактическая точность, декодируемость (понятность для аудитории сути сообщения), очищенность сущностной информации от ‘шумов” (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы), краткость информации. Простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Ее характеризует новизна и краткость.

 

Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица или группы лиц на вопросы журналиста. Также и. – это универсальный метод получения сведений для корреспонденции, очерка, других материалов.

И – сообщение – излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде.

И – диалог – полный текст беседы; это могут быть суждение двух различных сторон, “сцепление двух позиций” или духовное взаимодействие людей, стремящихся к согласованному решению социальных проблем.

И – полилог – когда количество собеседников максимально, а диапазон тем широк.

И – зарисовка – реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Журналист стремится к эмоциональности изложения – лирическими вставками, использованием выразительных средств журналистики (фактов, образов. Идей), образных ресурсов языка, кроме содержания беседы, журналист передает обстановку разговора, его характер, рассказывает о жизни и делах собеседник; публикуется под рубриками “Разговор с интересным собеседником”, “Гость редакции”, “Наши интервью” и т.д.

И – мнение – комментарий проблемы, события, факта.

Массовые и. – с пресс-конференций, брифингов.

Анкеты – популярные когда-то недавно* публикуемые в газетах целые страницы под шапками ‘Деловой клуб”, “Беседа за круглым столом редакции”.

 

Беседа – когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы.

 

Реплика – от франц. replique – возрождение – ответ оппоненту в споре, высказывание действующего лица, удар в борьбе или парирование удара. В этом жанре (а также в жанре комментария) реализуют свое право на ответ в СМИ гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданине (статья 46 Закона РФ “О СМИ”).

 

Репортаж – главенствует наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и рассказывает о них, как очевидец, читателю. Характерны почти все художественно-выразительные средства, которыми пользуется публицистика. Репортаж – это динамизм повествования, наглядность, предельная документальность, образная аналитичность, эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность, активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. Новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Наблюдение, эксперимент, интервью – основные методы подготовки материалов в информационных жанрах.

Проблемный р. – образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, актуальность, важность которой для определенной аудитории – залог читательского интереса к материалу.

Познавательный р. – нет развернутого вопроса, требующего аналитического разрешения, - это скорее форма живого оперативного рассказа о новом, интересном событии.

Событийный р. – его основа - социально-значимое событие. Наиболее традиционный вид жанра.

Фоторепортаж – в газете, журнале публикации информационных жанров могут сопровождаться иллюстрациями, играющими при этом подчиненную роль. Однако в случае приоритета фотографий над текстом можно говорить о фотоинформации или фоторепортаже. Если в жанрах фотоинформации отражаются единичные, существенные стороны сообщаемой новости в довольно сжатой форме, то в фоторепортаже факты, события раскрываются в последовательном, развернутом изобразительно-словесном изложении, сохраняя при этом динамику повествования. Изобразительная часть фотоинформации ограничена во времени и пространстве и констатирует только факты, тогда как фоторепортаж эти факты, события показывает в развитии и более масштабно. Автор выбирает наиболее существенные картины действительности для обобщений, сопоставлений, выводов. Художественный вкус, чутье, быстрая реакция в отборе, оценке и фиксации факта, умение концентрировать внимание на главном помогают создать такой фоторепортаж, который способен воздействовать на читателя. Наглядность, конкретность, жизненная достоверность – органическое свойства фотопублицистики, обладающие силой убедительности и воздействия.на духовный мир читателя. Фиксирование типичных, выразительных фактов помогает воссоздать картину произошедшего в восприятии читателя в живой конкретной форме, позволяет реально представить происходящие события, их участников. При такой наглядности, документальности отображения создается “эффект присутствие”. Он заставляет читателя чувствовать и видеть все то, что запечатлел фоторепортер. Работа над фоторепортажем требует овладения приемами воздействия языком как зрительных образов, так и словесных. Для текстовой части фоторепортаже характерны те же речевые конструкции, стиль, что и для репортажа. В репортаже довольно часто изложение ведется от первого лица, авторское ‘я” стало чуть ли не ведущей стилевой частью жанра. Повествование в настоящем времени позволяет создать впечатление того, что действие передается как бы сиюминутно, словно событие происходит на глазах у воспринимающего. Такую форму подачи мы видим и в фоторепортаже.

 

Отчет – существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов царям, населению о собраниях, парламентский заседаниях, различных форумах, с появлением газет перекочевал на их страницы. Это информационное сообщение о событии, выраженном в слове, а также мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференция, собрание, спортивные соревнования, выставки и т.д.). Для отчета выбирается вербальная деятельность специально собравшейся группы людей (выступления, доклады, речи участников собраний, съездов, конференций, заседаний, слетов, дипломатических приемов и т.д.). Характерны подробная описательность, полнота событийной информации, строгая последовательность изложения. Точность – главная качественная характеристика отчета, чтобы обеспечить достоверность изложения, важно перепроверить цифры, факты, фамилии, о которых идет речь в материале.

По характеру подхода к освещаемому материалу может быть общим и тематическим. По цели и особенностям изложения – информационным или аналитическим. Информационный – речи, события, факты передаются последовательно; отображая внешнюю сторону предмета, сообщается о ходе собрания, конференции, информируют, кто выступи, что и как сказал, и как это было воспринято аудиторией. Аналитический – внимание концентрируется на конкретном аспекте, алеется оценка, комментарий случившегося; отображает внутреннюю связь докладов, речей, выступлений: его задача не просто проинформировать аудиторию о ходе собрания, но и показать, насколько связаны суждения, выводы, предложения выступавших с проблемами и явлениями реальной жизни организации, региона, страны. Журналист здесь объясняет причины данной проблемы, ситуации, явления, процесса (отчет-объяснение), оценивает их состояние)отчет-объяснение), прогнозирует их развитие, предлагает программу действий (отчет-программа). Автор может не писать о всех выступлениях, а сосредоточить внимание на каком-то одном, наиболее значимом. При этом необходимо уметь увидеть в событии главное, тематически сгруппировать выступления участников мероприятия, избегать общих слов вместо конкретных оценок.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ:

Корреспонденция, статья, публицистический комментарий, рецензия, обозрение.

Корреспонденция: информационная, аналитическая, постановочная, корреспонденция-раздумье.

Статья: научно-популярная, постановочная (проблемная).

Рецензии: исходя из объекта исследования – литературные, театральные, музыкальные, художественные, кинорецензии, по объему – “грандрецензии”, “минирецензии”.

Обозрения: внутренние и международные, еженедельные, месячные, годичные, информационные или аналитические, по проблематике – политические, экономические, сельскохозяйственные, литературные, газетные, телевизионные, особый вид обозрения – обзоры писем, в которых обобщаются читательские мысли.

СМ. Ворошилов, с.220 – 222.

 

Корреспонденция – на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Корреспонденция – это не только исследование отдельной ситуации, но и выявление на ее основе закономерностей развития текущей действительности. Все строится на факте.

Информационная к. – сообщения зарубежных корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, раскрытие производственного опыта. Она напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материла, обстоятельным развитием определенной темы.

Аналитическая к. – вскрывает причины описываемого явления (ситуации, конфликта). Чаще всего она, в отличие от информационной к., критического плана.

Постановочная к. – на основе анализа фактов в материале нередко ставятся ноыве проблемы, выдвигаются для обсуждения злободневные вопросы социально-экономической или политической жизни.

К. – раздумье – журналист как бы вместе с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает оценивает целый ряд фактов.

 

Статья – масштабное расширение границ повествования, факты подчерпнуты из различных источников – личных наблюдений, встреч, выступлений СМИ. Писем в редакцию и т.д. Структура текста статьи – это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами. Текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда – обращение публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок. Если в корреспонденции все строится на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль, их можно менять, но проблема, явление при этом останутся все теми же (так, в статье о преступности легко поменять адреса примеров: Санкт-Петербург на Екатеринбург, Саратов, на Тверь и т.д., структура же материала не изменится).

Научно-популярная с. – до перестройки, когда пресса считалась орудием коммунистического строительства, приоритет отдавался передовым (директивным) и пропагандистским статьям. Ныне к пропагандистским материалам можно отнести научно-популярную* статью, освещающую те или иные достижения научной, технической мысли.

Проблемная (постановочная) статья – требует от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости. Особенно ценный подвид жанра.

 

Публицистический комментарий – оперативный отклик или точка зрения на событие, впеча тление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа, рассуждение по поводу обнародованного ранее факта. Комментатор дает свой вариант прогноза развития явления, но, оставаясь подчеркнуто субъективным, предлагает аудитории самой делать выводы (согласиться или не согласиться с позицией публициста).

 

Рецензия – аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов. Это – размышление над вторичной реальностью, над прочитанным, услышанным, увиденным. Исходя из объекта исследования, рецензии бывают литературными, театральными, музыкальными, художественными, кинорецензиями. По объему они разделяются на: “грандрецензии” (прежде всего в специализированных изданиях) и “минирецензии” (краткая, емкая и точная критика на полутора страничках); по числу анализируемых произведений: на “монорецензии” и “полирецензии”.

 

 

Обозрение – его цель – ознакомить читателя с определенными событиями. Например, в XIX веке в рамках этого жанра с ежегодными литературными обозрениями выступал В,Г, Белинский (“Взгляд на русскую литературу 1947 года”). Современный газетно-журнальный обозреватель обычно рассматривает развитие событий во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно ”обозрение” можно назвать “панорамой событий”. О. могут быть внутренними и международными, еженедельными, месячными, годичными, информационными или аналитическими, а по проблематике – политическими, экономическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными, телевизионными (к примеру, обозрения телевизионных передач под рубрикой ‘Переключая каналы”)

Обзоры писем – в них обобщаются читательские мысли (рубрика ‘Переписка с читателем”, “обзор писем”)

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ:

Зарисовка, очерк, сатирическая заметка, фельетон, памфлет.

Очерк: портретный, проблемный, научно-популярный. Композиция в нем может быть мозаичной, веерной или ступенчатой.

Фельетон: в нем может быть раскрыт образ-персона или образ-тезис.

СМ. Ворошилов, стр. 222 – 231.

 

Зарисовка – в небольшой зарисовке органически переплетаются черты и признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка – этюд, эскиз с натуры. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко. Не подымаясь до обобщений, не применяя в полной мере средства художественной типизации, зарисовки изображают в очерковой форме какое-то одно явление, событие, могут быть сюжетными и бессюжетными, о конфликте и бесконфликтными. Но особенно часто мы встречаемся с портретными зарисовками. Это своего рода набросок, эскиз к портрету интересного человека.

 

Очерк – позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портер коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран. В очерке применяются различные средства художественной типизации, показ таких ее аспектов, как портрет героя, его речевая характеристика, пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел и домысел. Очерковый материал выигрывает, если в его основе – показ конфликта, а также точный психологический анализ. Очень важны композиция и сюжет – крючок, с которого никогда не срывается человеческое любопытство. Композиция, например, может быть мозаичной (портрет героя рисуется мазками), веерной (в центре – герой, к которому сходятся мнения о нем разных людей), ступенчатой (из жизни героя приводятся интересные эпизоды разных лет). Природа очерка такова, что в нем могут быть пересечения самых разных жанров – репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции, что свидетельствует о жанровой свободе, подвижности очерка, позволяет автору при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала вести разговор непринужденно, меняя тональность повествования, ритмику изложения.

Портретный о. – в его основе рассказ о человеке, его жизни, мнениях. Не каждая судьба может послужить темой для написания очерка, а лишь та, которая наиболее ярко отразила эпоху, социальную действительность, личность, ее значение в конкретных обстоятельствах. Анализ диалектики единичного в процессе развития общего позволяет журналисту увидеть определенные закономерности прогресса, показать способы разрешения противоречия, смысл движения вперед. Однако порой журналист (особенно начинающий) увлекается подробным пересказом биографии героя, анкетных данных. Обилие материала, фактов, взятых ‘по порядку’, не привлекает внимание читателя, не позволяет вычленить характерные, определяющие моменты в жизни человека.

Проблемный о. – в нем человек останется как бы на втором плене, автор ведет анализ важной проблемы в ее конкретных проявлениях, действиях отдельных людей и коллективов. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяет вести масштабный разговор по актуальным вопросам.

Научно-популярный о. – ставит целью рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языкам, доступно и популярно.

Путевой о. – один из старейших видов художественной публицистики – первоначально развивался в литературе и рассказах “бывалых людей”. Достаточно вспомнить “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина. Позже к этому жанру прибегали многие русские писатели – Радищев, Пушкин, Герцен, Толстой, Чехов и др.

 

Сатирическая заметка – если критическая заметка в газете сообщает о конкретном факте, указывает виновников, точный адрес, то в сатирической заметке добавляется образный иронический комментарий. Он подчеркивает расхождение между словом и делом персонажей, расхождение, усиленное до крайности. Журналисты используют при этом прием параллели, контрастной, весьма эффективной без авторских разъяснений, т.к. читатель в состоянии сам понять и оценить противопоставление. Однако наиболее распространенным является прием последовательного комментария, как бы попутной сатирической ретуши.

 

Фельетон – сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фактов, явлений, строящийся на иронии. Причем фельетонный факт должен обладать двупиковостью: первый пик (общественно вредная суть факта) возбуждает у читателя гневу, а второй пик (комическая сущность того же факта) – насмешку. Второй пик достигает при условии, если исходный факт будет обладать парадоксальностью, то есть содержать противоречие между претензиями героя и его возможностями, должностью и поведением,средствами и целью, формой и содержанием, замыслом и результатом, словом и делом, идеалом и практикой, поступком и здравым смыслом. Выбор темы для фельетона связан с возможностью комического преувеличения, сатирического заострения ситуации. Если исходить из газетной практки, то точнее было бы следующее определение жанра фельетон: построенный на литературно-художественных образах сатирический жанр публицистики, полемически насыщенный, своими специфическими средствами выкрывающий суть отрицательного явления, факта. Этот жанр – синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирический заметки). Сатирический образ – фельетонист отыскивает другое явление, связанное по ассоциации с данным жизненным фактом и на основе найденного и подчеркнутого сатирического сходства или различия делает обобщение. Фельетонный образ несет в себе параллели по отношению к ассоциативной теме, заявленной вначале. Автор прибегает к развернутым сопоставлениям – эпизодам, публицистическим отступлениям, сюжетным ходам, комментирует из, создает сатирические характеристики. В фельетоне может быть раскрыт образ-персона или образ-тезис. Важнейшим средством сатирической типизации является вымысел. Он может быть полным или с подселением, когда реальный герой взаимодействует с придуманным фельетонистом (придуманный персонаж Гнушевич в “Необыкновенные страдания директора завода”). Украшают фельетонный текст и однофразовые остроты – микроосколки больших приемов смешного. (“Волос у него было на одну драку”). Смешное начинается с отказа от нормального, лобового способа выражения обидной, оскорбительной для кого-то мысли, от отказа назвать кошку кошкой. Если человек называет кошку “тигром-недоноском”, то он тем самым уже ступил на тропу юмора.

 

Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Памфлет – редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского (‘письма темных людей”, 1515 г.), Франсуа Раблее (“Гаргантюа и Пантегрюэль”, 1534г.), Даниэль Дефо за памфлет “Кратчайший путь расправы с диссертерами” выстоял у позорного столба. “Философские мысли” Дидро были осуждены на сожжение. За “Философские письма” П. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. “Письма к Гоголю” В.Г. Белинского распространялось в списках.

*Юмор – предполагает, что за смешным, за вызывающим смех недостатком чувствуется что-то положительное, привлекательное, серьезные реальные достоинства

Ирония – расщепляет то единство, из которого исходит юмор, противопоставляет положительное – отрицательному, идеал – действительности, возвышенное – смешному. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение. Она отрицает то, во что метит (не хлестает и не бичует, в отличие от сарказма), во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной.

Сатира – использование комического для критики общественно вредных явлений

Сарказм – когда предмет или лицо выступает как торжествующая сила, ирония, становясь бичующей, гневной, негодующей, иногда проникаясь горечью, переходит в сарказм. Вместо того, чтобы спокойно и несколько высокомерно разить сверху (ирония), она начинает биться со своим противником – хлестать и бичевать его (сарказм).

Юмор и ирония – безобидное, беззлобное выставление людских недостатков и слабостей, сатира и сарказм – гневное и резкое высмеивание.

*Эссе – личностно трактуемое сообщение.

 

Журналистское произведение строится на оптимальном соотношении понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения, а КОМПОЗИЦИОННЫМИ СТРУКТУРАМИ являются:

А) экспозиция, или ввод в проблему;

Б) постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета);

В) аргументация, доказывающая истинность “тезиса” и опровергающая “антитезис” (эквивалент развития действия); рекомендация, своего рода “синтезис”, производное от сопоставления “тезиса” и “антитезиса” (как эквивалент кульминации);

Д) обобщенная оценка (как эквивалент развязки”).

 

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ: эмпирические (наблюдение; анализ документов; интервью, беседа, опрос, анкетирование) и теоретические (индукция и дедукция, сравнение и аналогии, анализ и синтез, выдвижение гипотез и версий).

 

МЕТОДЫОЦЕНКИ ЯВЛЕНИЯ разнообразны: прямые оценочные слова типа хорошо, плохо; показ поведения героев; цитирование или пересказ того, что узнал автор; показ тех последствий, которые породило явление. При этом нельзя прибегать к домыслам, и передержкам, навешиванию ярлыков, сплетням, заигрывать с читателем, льстить ему, переходить на личности, оценивая человека, а не его дело, действие, событие.

 

МЕТОДЫОБОСНОВАНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ТЕКСТА: здесь весьма важную роль играет демонстрация правильного мышления: логическая связь между четким, неизменяющимся тезисом (мыслью или выводом автора) и сильными аргументами, или доводами, которые практически невозможно опровергнуть.

 

Нужны не только способности, но и ОПЫТ, НАВЫКИ, чтобы выстроить удачную композицию, насытить текст экспрессивной лексикой, без чего сложно добиваться эмоционального, а не только познавательного воздействия на читателя.

 

МЕТОДЫПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА. 1) Целесообразно строить текст, пользуясь методом драматизации: излагается факт, интрига, событие, за которым стоят риск, обретение славы или угроза для жизни героя. Материал разбит на главки. Так строятся многие аналитические публикации. Поскольку восприятие человека “работает” в режиме “напряжение”-“расслабление”, то одни куски должны напрягать, а другие расслаблять внимание читателя. Подобный прием называется квантификацией изложения. 2) Акцентировать внимание читателя можно и по линии ‘интересно” – “не интересно”, “важно” – “не важно”,то есть на самые заметные места – начало и конец публикации – помещаются самые важные части материала, а второстепенный “укладывается” в середину текста. Кстати, по такому принципу или закону края, целесообразно строить и рекламное объяснение: первая фраза привлекает внимание, а последняя, как известно, хорошо запоминается. Журналист, к примеру, может сообщить о ремонте памятника скупо и скучно. Но может ввести в публикацию для усиления ее эффекта, скажем, исторический фон. СМ пример на стр. Ворошилов, 204. 3) В публицистическом произведении особенно заметны такие приемы, как оптимальное соотношение понятийного и образного. Призванный оперативно откликаться на волнующие проблемы времени, очерк только тогда достигает цели, когда сообщаемые сведения, авторские раздумья, наблюдения над жизнью найдут соответствующее выражение. Однако единство понятийного и образного сулит немалый эффект и в аналитических жанрах = в частности, в корреспонденции или статье, см. пример в стр. Ворошилов, 205. 4) Другой метод построения текста – в небольших сообщениях описать результаты деятельности человека, организации, фирмы, партии; 5) С целью демонстрации аудитории взаимосвязей явлений подать текст как совокупность описания элементов познания – например: цели и результат, цели и метода, результата познания и его оценки; 6) Описать каждый шаг своего исследования, что может придать тексту репортажный характер, но может и усложнить структуру материал.

При всех методах основными остаются ДВЕ ЗАДАЧИ: осмыслить явление, ситуацию или реальную проблему социальной жизни и предложить программу разрешения проблемной ситуации.

Повышение аналитических основ отображения действительности, комплексность и всесторонность подхода к изучению и освещению вопросов – таковы требования к содержанию продукции СМИ.

Можно говорить о ДВУХ СТОРОНАХ ЖУРНАЛИСТСКГО ТВОРЧЕСТВА – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ и УПРАВЛЯЮЩЕЙ, состоящей в оперативном отображении происходящих событий и оперативном влиянии на событие. Прежде всего журналист прибегает к документалистике – достоверной фиксации предметов и фактов социальной жизни. И документализм взаимодействует в творческом процессе с социальной позицией журналиста. Освещая какое-либо событие, публицист стремится повлиять своим сообщением на тех, кто его воспринимает: вызвать их интерес или негодование, чувство восхищения или активное размышление.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ПИСАТЕЛЯ журналист лишен свободы экспериментирования с объектом отображения.

КАЧЕССТВЕННЫЙ ГЛУБИННЫЙ АНАЛИЗ усиливается, когда учитываются количественные данные конкретной социологии; а сама публикация становится убедительней, когда насыщается элементами дискуссионности, а автор взвешивает аргументы “за” и “против”.

С течение времени меняются и особенности журналистских жанров, система которых – в постоянном развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: