Менеджмент в чрезвычайных ситуациях




Существуют различные причины, которые могут привести к организационно-управленческим ошибкам, в том числе техническим и конструкторским. В первую очередь это [2]:

-повышение концентрации производства;

-рост единичной мощности оборудования;

-увеличение скорости, температур и давления процессов, сопряженности технологических участков;

-развитие средств автоматизации (с одной стороны повышает надежность из-за многократного дублирования и насыщения средствами контроля, с другой стороны - не успевает за НТП).

Перечисленные общие причины возникновения ошибок, приводящих к авариям и чрезвычайным ситуациям, создают общие условия их возникновения. На конкретном предприятии они могут быть из-за:

-низкого уровня квалификации персонала;

-неопределенности инструкций в действиях в нештатных ситуациях;

-малой степени автоматизации включения защитных систем;

-допустимого уровня самостоятельности действий персонала;

-условий работы операторов (информированность, утомляемость, интенсивность деятельности, удобство пульта управления и т.д.);

-отсутствие анализа причин и систематизации сбоев однотипного оборудования на других предприятиях (на собственном предприятии нет такого анализа).

В целом известно, что ход развития аварий имеет несколько стадий. Оперативное и правильное организационно-управленческое реагирование позволяет если не предотвратить, то хотя бы смягчить последствия аварий.

Все мероприятия по смягчению последствий делят на активно-противодействующие и пассивные. К первым относят сооружение более прочных зданий и конструкций; ко вторым - системы пожаротушения, средства медицинской помощи и индивидуальной защиты.

В стратегии предотвращения аварий могут быть крупные экономические затраты (перенесение жилищного массива, перепрофилирование деятельности, изменение системы энергоснабжения и т.д.).

Организационные меры [2]:

-качественная подготовка персонала;

-делегирование власти исполнителям;

-развитие коммуникабельности в коллективе;

-сокращение длительности потоков информации;

-исключение износа персонала;

-информационное обеспечение персонала;

-отображение хода автоматического управления;

-использование системы контроля за действиями операторов.

Организация управления в чрезвычайной ситуации начинается с постановки целей, которых нужно достичь в плановом периоде (если ситуация наступит или наступила). В основном это сведение к минимуму последствий аварии и риска ее возникновения в будущем. Стратегии управления в ситуации чрезвычайного характера допускает 3 варианта [2]:

1. Предотвращение причин (т.е. недопущение действий, которые могут привести к аварии).

2. Предотвращение ситуаций (предполагает, что причины аварии устранить невозможно, т.е. главное - контроль за ходом процессов и недопущение потери за контролем).

3. Смягчение последствий.

Эти стратегии не исключают действие других. Необходимо их совместное использование. Стратегии управления в чрезвычайных ситуациях реализуется через 2 направления:

- разработка;

- осуществление.

Разработка включает: оценку риска, степень опасности, зоны потенциального поражения, размеры потерь, план ликвидационных мероприятий, обучение групп и т.д. Осуществление - это локализация последствий аварий, оказание медицинской помощи, эвакуация персонала из опасной зоны, устранение последствий, осуществление ремонтных и восстановительных работ.

При разработке этих стратегий сокращаются: время на поиск решений, уменьшаются масштабы ущерба.

Кризисный менеджмент

Кризис (от греческого krisis - поворотный пункт, решение) характеризует резкий перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипичным, временным.

Кризис может быть у страны, в отрасли, регионе, в отдельно взятом предприятии. Это может быть дефицит бюджета (хронический), денежно-кредитный (массовое изъятие вкладов, сокращение банковского кредита, падение объемов производства продукции, рост безработицы, сокращение инвестиций). Локальный характер кризиса может быть в задержке поставок ресурсов, отключении энергоснабжения, аварии в цехе и т.д.

Кризис в целом характеризуется как болезнь, последствием которой может быть [5]:

· Возврат в прежнее состояние.

· Переход в иное благоприятное состояние

· Прекращение деятельности

Отличительной чертой кризиса является ускорение событий, возникновение паники и ажиотажа, появление нетипичных ситуаций. Эти обстоятельства позволяют говорить о менеджменте в условиях кризиса как особой сфере деятельности, т.е. кризисном менеджменте.

Наиболее опасным для организаций является состояние, близкое к банкротству. Предрасположенность к нему определяется финансовыми менеджерами. В РФ действует Закон РФ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Базовые положения и определения банкротства есть в ГК РФ.

Банкротство связано, как правило, с неплатежеспособностью предприятия. Организация признается банкротом при невыполнении своих обязательств по оплате товаров, работ или услуг по истечении 3 месяцев со дня наступления сроков оплаты.

Основные моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия: убытки от основной хозяйственной деятельности; недостаток оборотных средств; затруднения в получении коммерческих кредитов; уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций; падение рыночной цены ЦБ, выпущенных предприятием; неспособность погашения срочных обязательств и т.д.

Для определения количественных параметров финансового состояние предприятия и выявления признаков банкротства необходимо проанализировать соотношения различных финансовых показателей, таких как чистой прибыли и суммы всех активов предприятия, оборотных активов и суммы всех активов и так далее.

В РФ и международной практике для определения признаков банкротства предприятий используют специальные коэффициенты (критерии): текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами; восстановления или утраты платежеспособности [2].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: