Существуют различные причины, которые могут привести к организационно-управленческим ошибкам, в том числе техническим и конструкторским. В первую очередь это [2]:
-повышение концентрации производства;
-рост единичной мощности оборудования;
-увеличение скорости, температур и давления процессов, сопряженности технологических участков;
-развитие средств автоматизации (с одной стороны повышает надежность из-за многократного дублирования и насыщения средствами контроля, с другой стороны - не успевает за НТП).
Перечисленные общие причины возникновения ошибок, приводящих к авариям и чрезвычайным ситуациям, создают общие условия их возникновения. На конкретном предприятии они могут быть из-за:
-низкого уровня квалификации персонала;
-неопределенности инструкций в действиях в нештатных ситуациях;
-малой степени автоматизации включения защитных систем;
-допустимого уровня самостоятельности действий персонала;
-условий работы операторов (информированность, утомляемость, интенсивность деятельности, удобство пульта управления и т.д.);
-отсутствие анализа причин и систематизации сбоев однотипного оборудования на других предприятиях (на собственном предприятии нет такого анализа).
В целом известно, что ход развития аварий имеет несколько стадий. Оперативное и правильное организационно-управленческое реагирование позволяет если не предотвратить, то хотя бы смягчить последствия аварий.
Все мероприятия по смягчению последствий делят на активно-противодействующие и пассивные. К первым относят сооружение более прочных зданий и конструкций; ко вторым - системы пожаротушения, средства медицинской помощи и индивидуальной защиты.
|
В стратегии предотвращения аварий могут быть крупные экономические затраты (перенесение жилищного массива, перепрофилирование деятельности, изменение системы энергоснабжения и т.д.).
Организационные меры [2]:
-качественная подготовка персонала;
-делегирование власти исполнителям;
-развитие коммуникабельности в коллективе;
-сокращение длительности потоков информации;
-исключение износа персонала;
-информационное обеспечение персонала;
-отображение хода автоматического управления;
-использование системы контроля за действиями операторов.
Организация управления в чрезвычайной ситуации начинается с постановки целей, которых нужно достичь в плановом периоде (если ситуация наступит или наступила). В основном это сведение к минимуму последствий аварии и риска ее возникновения в будущем. Стратегии управления в ситуации чрезвычайного характера допускает 3 варианта [2]:
1. Предотвращение причин (т.е. недопущение действий, которые могут привести к аварии).
2. Предотвращение ситуаций (предполагает, что причины аварии устранить невозможно, т.е. главное - контроль за ходом процессов и недопущение потери за контролем).
3. Смягчение последствий.
Эти стратегии не исключают действие других. Необходимо их совместное использование. Стратегии управления в чрезвычайных ситуациях реализуется через 2 направления:
- разработка;
- осуществление.
Разработка включает: оценку риска, степень опасности, зоны потенциального поражения, размеры потерь, план ликвидационных мероприятий, обучение групп и т.д. Осуществление - это локализация последствий аварий, оказание медицинской помощи, эвакуация персонала из опасной зоны, устранение последствий, осуществление ремонтных и восстановительных работ.
|
При разработке этих стратегий сокращаются: время на поиск решений, уменьшаются масштабы ущерба.
Кризисный менеджмент
Кризис (от греческого krisis - поворотный пункт, решение) характеризует резкий перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипичным, временным.
Кризис может быть у страны, в отрасли, регионе, в отдельно взятом предприятии. Это может быть дефицит бюджета (хронический), денежно-кредитный (массовое изъятие вкладов, сокращение банковского кредита, падение объемов производства продукции, рост безработицы, сокращение инвестиций). Локальный характер кризиса может быть в задержке поставок ресурсов, отключении энергоснабжения, аварии в цехе и т.д.
Кризис в целом характеризуется как болезнь, последствием которой может быть [5]:
· Возврат в прежнее состояние.
· Переход в иное благоприятное состояние
· Прекращение деятельности
Отличительной чертой кризиса является ускорение событий, возникновение паники и ажиотажа, появление нетипичных ситуаций. Эти обстоятельства позволяют говорить о менеджменте в условиях кризиса как особой сфере деятельности, т.е. кризисном менеджменте.
Наиболее опасным для организаций является состояние, близкое к банкротству. Предрасположенность к нему определяется финансовыми менеджерами. В РФ действует Закон РФ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Базовые положения и определения банкротства есть в ГК РФ.
|
Банкротство связано, как правило, с неплатежеспособностью предприятия. Организация признается банкротом при невыполнении своих обязательств по оплате товаров, работ или услуг по истечении 3 месяцев со дня наступления сроков оплаты.
Основные моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия: убытки от основной хозяйственной деятельности; недостаток оборотных средств; затруднения в получении коммерческих кредитов; уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций; падение рыночной цены ЦБ, выпущенных предприятием; неспособность погашения срочных обязательств и т.д.
Для определения количественных параметров финансового состояние предприятия и выявления признаков банкротства необходимо проанализировать соотношения различных финансовых показателей, таких как чистой прибыли и суммы всех активов предприятия, оборотных активов и суммы всех активов и так далее.
В РФ и международной практике для определения признаков банкротства предприятий используют специальные коэффициенты (критерии): текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами; восстановления или утраты платежеспособности [2].