Творчество поэтов периода ВОВ.




Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, сейчас это Всходский район Смоленской области. Родом русский поэт из бедной крестьянской семьи, однако учился в гимназии. Тяжелое материальное положение заставило его бросить обучение в шестом классе и пойти работать.

Исаковский был учителем, работал в Совете крестьянских депутатов. В 1918 году вступил в РКП(б). Во время Октябрьской революции Исаковский вел активную общественную деятельность. Работал секретарем волостного Совета, с 1919 года стал редактором газеты в городе Ельня. С 1921 по 1930 годы жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты "Рабочий путь". В 1931 году уже довольно известным поэтом переехал в столицу, где некоторое время редактировал журнал "Колхозник".

Первое стихотворение Исаковского было опубликовано, когда ему было всего 14 лет - это была "Просьба солдата" в московской газете "Новь". Но сам поэт считал, что его литературная деятельность началась на 10 лет позже, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др. В 1927 году в Москве вышла его книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оцененная Максимом Горьким.

После переезда поэта в Москву, были напечатаны сборники стихов Исаковского "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936), посвященные преимущественно советской деревне. Затем большое место в его поэзии займет Великая Отечественная война, во время которой поэт находился в эвакуации в городе Чистополь.

Михаил Исаковский ‑ автор сборников стихов "По ступеням времени" (1921), "Взлеты" (1921), "Четыреста миллионов" (1921), "Провода в соломе" (1927), "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Стихи и песни" (1938, 1940), "Наказ сыну" (1943), "Здравствуй, Смоленск" (1944), "Избранные стихи и песни" (1940, 1947); "Стихи и песни" (1948) и поэм "Поэма ухода" (1920), "Четыре желания" (1936), а также незавершенной лирической "Любовь и картошка" (1931-1932).

Всего за полвека творческой деятельности Михаил Исаковский написал около 250 стихотворений. Его поэзия продолжает традицию народного творчества и линию Кольцова, Некрасова, Никитина, Орешина. В своих письмах к молодым литераторам Михаил Исаковский призывает их писать чистым, ясным, народным языком. Кстати, сам поэт не только сочинял стихи и песни на русском языке, но и переводил - с украинского, белорусского, венгерского, сербского, польского, латышского, осетинского, татарского и итальянского языков, сообщается на сайте Смоленской областной универсальной библиотеки им. Твардовского.

Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов. Его "Слово к товарищу Сталину ("Оно пришло, не ожидая зова, / Пришло само - и не сдержать его… / Позвольте ж мне сказать Вам это слово, / Простое слово сердца моего…") вошло в обязательный круг хрестоматийного чтения и заучивания наизусть советскими школьниками. Также все советские дети знали его стихотворение "Вишня":

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу…".

Но все же в историю советской литературы Михаил Исаковский вошел прежде всего как поэт-песенник. Впервые его стихи положил на музыку один из руководителей хора им. Пятницкого Владимир Захаров. Также с текстами Исаковского работали композиторы Матвей Блантер, Никита Богословский, Василий Соловьев-Седой, Исаак Дунаевский, Борис Мокроусов и др.

Песня как оружие

Самая известная песня Исаковского - это, конечно, "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. Песня стала поистине народной, она имеет больше ста фольклорных переделок и продолжений. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой, сообщается на сайте muzruk.ru. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, "проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".

Композитором является Матвей Блантер, который также стал автором песен на стихи Исаковского "До свиданья, города и хаты", "В лесу прифронтовом", "Лучше нету того свету", "Пшеница золотая".

Считается, что песня про Катюшу дала имя боевым машинам реактивной артиллерии серии "БМ". Якобы как Катюша "выходила и песню заводила", так и гвардейские машины выходили на позиции и запевали своеобразные "песни". Вскоре и об этих "Катюшах" в народе были сложены новые куплеты:

Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом –

Распевала песенки "Катюша"

Под Калугой, Тулой и Орлом.

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома Союзов в ноябре 1938 года, впервые "Катюшу" исполнила Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра. По воспоминаниям Блантера, "когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов", цитирует его журнал "Школа жизни". Певице пришлось спеть эту песню трижды, прежде чем зал отпустил ее со сцены.

Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы - Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Сейчас "Катюшу" поют болельщики во время матчей сборной России по футболу.

Трагическое звучание

Другим плодом сотворчества поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера стала песня "Прасковья", больше известная как "Враги сожгли родную хату". Песня о возвращении солдата с войны в свою деревню была написана в 1945 году. Но после исполнения была подвергнута жесточайшей партийной критике - за трагическое звучание, сообщается в "Кругосвете". 15 лет песня фактически находилась под запретом. В 1960 году Марк Бернес впервые решился включить ее в свой репертуар:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток трех дорог.

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок…

Песня сразу получила всенародное признание и стала, пожалуй, одной из самых трагических песен Отечественной войны.

Также огромную известность получили такие песни на стихи Исаковского, как "Прощание", "Провожание", "И кто его знает (чего он моргает)", "На горе – белым-бела", "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои…", "Огонек" ("На позицию девушка провожала бойца…"), "Лучше нету того цвету", "Услышь меня, хорошая", "Летят перелетные птицы", "Одинокая гармонь" ("Снова замерло все до рассвета"), авторский вариант песни "Крутится, вертится шар голубой" и многие другие.

Советский народ с восторгом принял его песни из ленты "Кубанские казаки" (1949), особенно "Ой, цветет калина", "Каким ты был, таким остался". Музыку на стихи Михаила Исаковского положил замечательный композитор Исаак Дунаевский. Эти песни мгновенно получили статус народных и до сих пор являются непременным атрибутом застолий.

Как пишет "Независимая газета", с начала 50-х годов Михаила Исаковский пишет все меньше и меньше, в его стихах - все больше и больше печали.

Не таланты, не гении, -

Жаждут все же блеснуть,

Чтоб травою забвения

Не покрылся их путь;

Чтоб хоть малость упрочиться,

Хоть на несколько б лет…

Всем бессмертия хочется,

А бессмертия - нет.

Советский поэт, написавший десяток песен, которые сегодня многие воспринимает как русские народные, скончался в Москве 20 июля 1973 года.

 

Константин Симонов( 1915 – 1979). Русский советский писатель и поэт. Общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственных премий. Киносценарист

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны.

В 1919 г. мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А. Г. Иванишева. По собственному признанию Симонова, отчим оказал сильное и благотворное влияние на его жизненные и житейские принципы и привычки. Отчиму он обязан своей любовью к армии.(Учился в Рязани, а закончил восьмилетку в Саратове, куда перевели отчима. После семилетки продолжал образование в ФЗУ, переехав с родителями в Москву, работал токарем, а в 1934 г. поступил в Литературный институт. Его сокурсниками были Е. Долматовский, М. Матусовский, М. Алигер.

Поэтическая биография Симонова складывалась успешно. Начал печататься с 1936 г. Еще до приема в Литинститут ему как молодому рабочему автору дали командировку на строительство Беломорканала, в результате чего появилась поэма «Павел Черный».

Первое стихотворение, которое принесло К. Симонову широкую известность, – «Генерал». Оно было посвящено герою войны в Испании, венгерскому коммунисту Матэ Залка.
В горах этой ночью прохладно.
В разведке намаявшись днем,
Он греет холодные руки
Над желтым походным огнем.
В кофейнике кофе клокочет,
Солдаты усталые спят.
Над ним арагонские лавры
Тяжелой листвой шелестят.
И кажется вдруг генералу,
Что это зеленой листвой
Родные венгерские липы
Шумят над его головой.

В1939 году и послан (Халхин-Гол) работать в армейской газете.
В начале осени 1939 г. Симонов зачислен в армию, отправляется на свою первую войну – он назначен поэтом в газету «Героическая красноармейская» на Халхин-Гол в Монголию. В это время берет себе псевдоним «Константин». Пишет стихотворение «Танк». Знакомится с полководцем Г. Жуковым, редактором «Героической Красноармейской», а в Великую Отечественную – «Красной Звезды», Давид Ортенберг, ставшие впоследствии героями его воспоминаний и прототипами персонажей его прозы.
Эти люди навсегда вошли в жизнь писателя, которым он остался верен до последних дней.
В это время формируются основные жизненные принципы:
• Преклонение перед военным профессионализмом
• Верность фронтовой дружбе
• Собранность
• Работоспособность
• Целеустремленность
• Уважение к храбрости врага
• Милосердие к поверженному
• Пренебрежение к слабакам и нытикам
• Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам

В 1940-1941 гг. Симонов окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.
В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».

Из «Автобиографии»: «22 июня мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать ее до конца войны».

Стихотворение «Родина».

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя гранатаУже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.


За четыре военных года написал пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома его собрания сочинений. После того как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой, красивой и талантливой женщине – актрисе Валентине Серовой, которая стала лирической героиней и музой поэта. Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране. Феномен лирического «Жди меня», написанного в августа 1941 г., перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла – на фронт, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту – далекой женщине, выходит за рамки поэзии. «Жди меня» – молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же – опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит.
Еще широко известное стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» написано в 1941 году.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,


Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.


Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,


Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.


Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.


Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.


Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.


Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.


"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.


По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

 

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,


За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.


Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).

Победу двадцатидевятилетний Симонов встретил уже знаменитым писателем, лауреатом Сталинских премий, самым молодым из руководителей Союза писателей, автором известных произведений, переводимых на разные языки.
Смерть Сталина совпала с переменами в личной и творческой жизни: Симонов разошелся с актрисой Валентиной Васильевной Серовой, женился на вдове поэта Семена Гудзенко Ларисе Жадовой, был снят с редакторства в «Новом мире» и в 1958 г. уехал в Ташкент собственным корреспондентом «Правды» по Средней Азии.
Здесь он написал роман «Живые и мертвые». Либеральный воздух «оттепели» и великолепное знание войны счастливо сочетались в этой прозе.
Проза Симонова – мужская проза. Война Симонова объемна, он видит ее с разных точек и ракурсов, свободно перемещаясь в ее пространстве от окопов переднего края до армейских штабов и глубокого тыла. Довольно часто Симонова упрекали в том, что проза его – офицерская, что она лишена крови и пота ежедневного солдатского труда. Симонов возвратился из Ташкента в Москву в начале 1960-х. Время «застоя» заметно сказывается на творчестве Симонова: стихов он почти не пишет, а отдельные поэтические удачи напрямую связаны с прошлым – войной, памятью о ней, ее историческими датами.
До конца своих дней он остался военным писателем, сознающим свой долг – рассказать о войне будущим поколениям.

 

 

Домашнее задание:

1. Подготовить доклад о жизни и творчестве одного из поэтов периода ВОВ(5-7 страниц печатного текста, шрифт 14, интервал-1). Прислать на почту старосты.

2. Выучить 1 стихотворение о войне вышеназванных авторов. Режим проверки: Скайп согласно расписанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: