НУМЕРАЦИЯ В КОНЦЕНТРЕ «ТЫСЯЧА»




МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ В КОНЦЕНТРЕ «СОТНЯ»

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с новой счетной единицей «десяток».

2. Показать, как образуются числа из десятков и единиц. Ввести понятие «разряд», разъяснить, что двузначные числа имеют два разряда: единицы и десятки.

3. Научить читать и записывать числа, показывать способ записи чисел на основе закона поместного значения цифр.

4. Добиться сознательного разделения понятий «цифра» и «число». Довести до сознания обучающихся тот факт, что значение цифры в записи числа зависит от места, на котором она стоит. Добиться усвоения понятий и формирования умения пользоваться терминами: однозначное, двузначное число.

5. Добиться усвоения натуральной последовательности чисел в пределах 100.

6. Научить считать в пределах ста десятками и по одному.

7. Сформировать умение складывать и вычитать числа на основе знания разрядного состава числа (20+5; 25-5) и суммы удобных слагаемых (16 +1; 16 – 1).

8. Научить сравнивать числа, опираясь на различные знания по нумерации, а также на основе сравнения разряда десятков.

9. В тесной связи с изучением нумерации двузначных чисел познакомить детей с единицами длины.

 

Изучение нумерации в концентре 100 проходит в два этапа: 1) от 11 до 20; 2) от 21 до 100, так как имеются различия в устной и письменной нумерации в этих числах:

дес. ед. дес. ед.

Письменная нумерация: 1 3 3 1

Записываются числа одинаково в соответствии с законом поместного значения цифр.

Устная нумерация:

В числе 13 называются сначала единицы, затем десятки.

В числе 31 называются сначала десятки, потом единицы.

Нумерация от 11 до 20

Устная нумерация двузначных чисел строится на использовании первых девяти чисел натурального ряда от 1 до 9. Существует особенность в названии числа десять, которое обозначает десяток, – «дцать». Устная нумерация начинается с формирования понятия о десятке как о новой счетной единице.

Подготовка к этому идет, когда ведется работа над приемами сложения и вычитания в пределах десяти.

а) упражнения в счете с выходом за десяток, присчитывая по единице.

б) включение упражнений в счете одинаковых групп предметов (парами, тройками, пятерками и т.д.):

- Сколько пар учеников сидит в первом ряду? А отдельных учеников больше или меньше? Дети должны понять принцип группировки.

Необходимо сделать вывод: «умея считать до десяти, можно посчитать большое количество предметов».

Образование чисел второго десятка

Полезно показать детям практически (полоски, брусок, палочки).

 
 

   
                   

 


Говорим, что две единицы и один десяток.

 

Можно предложить обратное упражнение.

– Сколько десятков и сверх того единиц в числе 15?

Во время устной нумерации включаем упражнения на освоение натуральной последовательности, а именно счет.

– Счет в реальных ситуациях и условиях.

– Назови несколько чисел, которые идут после 12.

– Указание места любого числа в натуральном ряду.

При изучении письменной нумерации обучающиеся овладевают умением записывать числа, определять, на каком месте пишутся десятки, единицы, как обозначать отсутствующие разряды единиц.

– На первом месте справа налево пишутся единицы.

– На втором месте – десятки.

– Записываем число с наивысшего разряда и слева направо.

Для усвоения письменной нумерации используются нумерационная таблица, таблица разрядов, абаки.

В этот период решаются примеры вида: 10 + 4 14 – 4 14 – 10

Вводятся понятия однозначного и двузначного числа.

Нумерация от 21 до 100

Устная нумерация

Главная задача – сформировать умение у детей называть любое двузначное число и находить его место в нумерационном ряду.

Повторяем счет группами и по одному.

Для счета десятками полезно использовать наглядные пособия (полоски, бруски, палочки, пуговицы, грохотки, счеты, абаки). Например, палочки связываем пучками.

 

Письменная нумерация

На этом отрезке чисел вводится термин «разряд» – определенное место в записи числа в позиционной системе счисления; позиция цифры в записи числа.Разъясняется, что такое единицы первого и второго разрядов.

На абаке показывается одно из разрядных чисел (36).

- Сколько в этом числе десятков? Сколько единиц?

- Что обозначает каждая цифра? (учим говорить)

Можно сказать, что 6 – это 6 единиц I разряда, а 3 – это 3 единицы II разряда или 3 десятка 6 единиц.

Обязательно организуем работу по усвоению десятичного состава числа и натуральной последовательности.

Используем упражнения на осознание детьми позиционной записи:

– Используя цифры 5 и 7, запиши различные двузначные числа.

– Используя цифры 5, 7, 9, запиши различные двузначные числа.

– Чем интересны числа 5, 6, 55, 65, 56, 66?

– Что обозначает каждая цифра в этих числах?

Рассматриваются случаи сложения и вычитания вида 20 + 4, 24 – 4, 24 – 20.

Предварительно вводятся понятие «сумма разрядных слагаемых» – это сумма разрядных чисел двузначного числа.

Ведется сравнение с неразрядными слагаемыми. Это подготовка к сложению и вычитанию в пределах 100. Часто используется математический диктант.

 

НУМЕРАЦИЯ В КОНЦЕНТРЕ «ТЫСЯЧА»

Концентр «1000» был установлен в конце 19 века. До этого времени после изучения «100» сразу переходили к числам любой величины. Но выделение «1000» – очень важный момент.

Задачи изучения темы:

1) Познакомить обучающихся с новой счетной единицей «100» и разрядом «100», научить считать предметы в пределах «1000»;

2) Дать понятие образования чисел из сотен, десятков, единиц. Закрепить усвоение позиционного построения десятичной системы счисления (поместного значения цифр);

3) Разъяснить соотношения разрядных единиц в трехзначном числе. А именно 10 единиц = 1 десятку, 10 десятков = 1 сотне, 10 сотен = 1 тысяче. В связи с тем, что у детей специфические особенности, дается другое объяснение: 1 десяток = 10 единицам, 1 сотня = 10 десяткам, 1 тысяча = 10 сотням, 100 десяткам, 1000 единицам.

4) Научиться находить общее число единиц любого разряда;

5) Добиться усвоения названий разрядных единиц; научиться определять количество сотен, десятков, единиц в трехзначном числе и представлять число как сумму разрядных слагаемых;

6) Сформировать умение, а затем навыки чтения и записи трехзначных чисел;

7) Закреплять знания о натуральной последовательности чисел;

8) Сформировать умения складывать и вычитать числа на основе разрядного состава трехзначного числа;

9) В связи с изучением трехзначных чисел рассмотреть соотношение единиц длины (мм, см, дм, м, км), единиц массы (г, кг, т) и объема (мл и л).

Средства изучения нумерации в пределах «1000».

1) палочки демонстрационные: всего 1000 (9 пучков по 100 палочек, 9 пучков по 10 палочек, 10 шт. отдельных);

2) десятиметровая лента – лента «1000», можно использовать рулетку 10 метров с делением на м, дм, см;

3) счеты;

4) квадраты и полоски (можно с кружочками);

5) нумерационная таблица разрядов;

6) разнообразные абаки;

7) карточки, на которых написаны разрядные числа (1-9, 10-90, 100, 200...)

по 2 единицы (от 1 до 9), десятки (10, 20, 30...), сотни (100, 200...).

Порядок изучения темы

Устная и письменная нумерация изучается раздельно.

В устной нумерации выделяем:

1) ознакомление с новой счетной единицей «100» (использовать палочки: посчитать, завязать по 10 и т.д.), учим считать сотнями (нужно, чтобы дети усвоили новые числительные: 200, 300 и т.д., и поняли, что 10 сотен образуют 1000; можно предложить детям дать название самим: 7, 8, 9 сотен);

2) работа по образованию трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц и разложение их на сотни, десятки и единицы. На этом этапе хорошо использовать квадраты и полоски, а затем упражнения без наглядных пособий: назови число, состоящее из 5 сотен, 2 десятков, 4 единиц. На первых порах брать числа, в которых имеют место единицы всех разрядов; разложение на сотни, десятки, единицы (обратная операция);

3) работа по усвоению обучающимися разрядного состава числа и осознание того, что в каждом числе можно установить общее количество десятков и единиц, т.е. 1 дес. = 10 ед., 1 сот. = 10 дес., и т.д. Здесь же необходимо научить находить общее число единиц любого разряда (число 654 содержит 654 единицы, т.к. в разряде единиц – 4 единицы, в разряде десятков – 50 единиц, в разряде сотен – 600 единиц).

Используется прием закрывания цифры:

- чтобы определить количество десятков в числе, нужно закрыть цифру справа, обозначив единицу до десятков,

- чтобы определить число сотен, нужно закрыть единицы и десятки.

4) работа по усвоению детьми натуральной последовательности.

Можно использовать ленту, часть ленты (190 – присчитывайте / отсчитывайте по 1, по десятку).

Упражнения:

а) Какое число называют раньше?

б) Сколько чисел между числами?

в) Какие числа между 298 и 302?

г) Расположите числа в порядке убывания или возрастания.

д) Какие числа пропущены?

Важно на этом этапе, чтобы дети запомнили натуральный ряд чисел и умели определить место любого трехзначного числа в натуральном ряду.

Трудным моментом является переход через 100. Для его отработки рекомендуют следующие упражнения:

1) Сосчитай от 497 до 505.

2) Назови 5 чисел, следующих за числом 897.

3) Назови числа в обратном порядке от 803 до 785.

Письменная нумерация

Переходным моментом от устной к письменной нумерации являются следующие умения обучающихся:

1) образовать число на счетах, на абаке, на нумерационной таблице;

2) прочитать число;

3) обозначить число цифрами;

Затем сообщаются сведения о разрядных счетных единицах: что единицы – единицы 1 разряда, десятки – единицы 2 разряда.

Вводится понятие «трехзначные числа» – числа, в записи которых используются 3 цифры.

Закрепляется понимание поместного значения цифр.

 

Уточняется понятие числа и цифры. Особое внимание уделять использованию нуля в записи чисел, раскрытию его значения (он обозначает отсутствие каких-либо разрядов).

Параллельно с использованием нуля в отвлеченных числах полезно показать использование этого «нуля» в именованных числах.

Обратить внимание:

7 м 02 см = 702 см

7 м 2 см = 702 см 2 pуб. 06 коп. = 206 коп.

 

Изучение нумерации ведется параллельно с изучением длины.

В работе над нумерацией можно использовать следующие упражнения:

1) записать числа из одних и тех же цифр: 4, 6, 7 – и сравнить эти числа;
Вывод: от порядка записи цифр меняется само число.

2) записать одно, двух и трехзначные числа, используя одну цифру;

3) записать числа: 700, 507, 374. Какая цифра повторяется в числах?
Что она обозначает?

4) записать всевозможные трехзначные числа, используя цифры 1, 5, 8;

5) даны числа: 257, 713, 752, 478, 987, 670 – выпишите числа, где цифра «7» обозначает: а) ед., б) дес., в) сотни;

6) даны числа: 200, 330, 506, отсутствующие единицы какого разряда обозначает цифра «ноль»;

7) прочитать числа, объяснить, что обозначает каждая цифра в записи чисел;

8) записать числа в виде суммы разрядных слагаемых 431, 250, 804, 300 и т.д.;

9) сравнить числа:

- 647 и 875 сравниваем по высшему разряду: 6 сот и 8 сот.,

- 234 и 235 сравниваем по разряду единиц, на основе знания натурального ряда;

- 460 и 406 сравниваем на основе знания поместного значения цифр;

10) объяснить, как записать числа – 510 и 501;

11) сколько всего десятков в числе 260, 503, 840; сколько всего единиц и сотен в каждом из этих чисел;

12) записать число, которое состоит из 4 сотен 5 десятков и 8 единиц; из 9 сотен и 3 единиц; из 6 сотен и 8 десятков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: