В этом случае количество вопросов может составлять около 20–30 (в зависимости от выбранного возрастного диапазона и других характеристик обследования).




Многофакторное исследование развития (Шкала развития)

 

Ниже приведены стандартные* опросники и бланки для сбора данных:

 

Раздел 1. Бланк для сбора данных анамнеза – стр. 3.

 

Раздел 2. Опросники и соответствующие им бланки ответов на разные возрастные диапазоны (обычная глубина обследования) – стр. 4 и далее.

 

Раздел 3. Опросники для расширенных возрастных диапазонов (углублённый вариант обследования) – стр. 107 и далее. Эти списки вопросов могут быть удобнее тем, что каждый из них можно использовать для нескольких близких возрастных диапазонов, а также для углубленных обследований. В этом случае состав вопросов в бланке будет более узким, чем состав вопросов в расширенном опроснике. Поэтому ориентиром для обследования в любом случае должен быть стандартный или созданный Вами бланк сбора данных.

 

На следующей странице приведен список бланков с указанием номеров страниц. Для перехода к нужному бланку щелкните мышкой на номере страницы справа от его названия.

 

Рекомендуем распечатывать бланки ответов таким образом, чтобы на обороте каждого бланка опросника находился бланк данных анамнеза.

 

* Это 5 -я версия бланков для обследования детей в указанных возрастных диапазонах. Они соответствуют стандартным спискам вопросов и заданий, приведенных в файле списков вопросов. Если Вы хотите изменить формат бланков (размер шрифта и т.п.), рекомендуем пересохранить этот файл под другим именем и далее проводить в нем любые изменения.

 

Вы также можете создавать индивидуальные списки вопросов и бланки для специального обследования, например, первичного, скринингового, ограниченного заданным набором параметров, для возрастной группы или конкретного ребенка. В этом случае набор вопросов и заданий будет определяться заданными Вами возрастом, его расширением, набором параметров, глубиной обследования и другими характеристиками подбора вопросов.

Для этого используйте вызов бланка из панели начала обследования: укажите набор параметров и другие характеристики обследования, после этого нажмите экранную клавишу «Бланк».

 

Для получения максимально быстрых оценочных результатов, по полноте и достоверности аналогичных результатам скрининговых шкал оценки развития, Вы можете

– ограничить глубину обследования (снять опции углубленного обследования и предъявления всех дополнительных вопросов) и

– ограничить широту обследования несколькими наиболее общими параметрами.

В этом случае количество вопросов может составлять около 20–30 (в зависимости от выбранного возрастного диапазона и других характеристик обследования).

Но достоверность результатов, полученных по небольшому количеству данных, является относительно низкой, что будет отмечено в получаемом заключении. В дальнейшем при необходимости Вы сможете дополнить данные и получить более достоверные результаты.


 

Для перехода к нужному бланку
щелкните мышкой на номере страницы справа от его названия

 

 

Многофакторное исследование развития (Шкала развития)................................................................ 1

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–1 (возраст от 2 до 5 месяцев).. 3

Шкала развития – Бланк ответов 5-1 (возраст от 2 до 5 месяцев)..................................................... 6

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–2 (возраст от 5 до 8 месяцев).. 7

Шкала развития – Бланк ответов 5-2 (возраст от 5 до 8 месяцев)................................................... 10

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–3 (возраст от 8 месяцев до 1 года)..................................................................................................................................................................... 11

Шкала развития – Бланк ответов 5-3 (возраст от 8 месяцев до 1 года).......................................... 15

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–4 (возраст от 1 года до 1,5 лет) 16

Шкала развития – Бланк ответов 5-4 (возраст от 1 года до 1,5 лет)............................................... 22

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–5 (возраст от 1,5 до 2 лет).... 23

Шкала развития – Бланк ответов 5-5 (возраст от 1,5 до 2 лет)........................................................ 30

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–6 (возраст от 2 до 2,5 лет).... 31

Шкала развития – Бланк ответов 5-6 (возраст от 2 до 2,5 лет)........................................................ 39

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–7 (возраст от 2,5 до 3 лет).... 40

Шкала развития – Бланк ответов 5-7 (возраст от 2,5 до 3 лет)........................................................ 49

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–8 (возраст от 3 до 3,5 лет).... 50

Шкала развития – Бланк ответов 5-8 (возраст от 3 до 3,5 лет)........................................................ 59

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–9 (возраст от 3,5 до 4 лет).... 60

Шкала развития – Бланк ответов 5-9 (возраст от 3,5 до 4 лет)........................................................ 69

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–10 (возраст от 4 до 5 лет)..... 70

Шкала развития – Бланк ответов 5-10 (возраст от 4 до 5 лет)......................................................... 80

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–11 (возраст от 5 до 6 лет)..... 81

Шкала развития – Бланк ответов 5-11 (возраст от 5 до 6 лет)......................................................... 90

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–12 (возраст от 6 до 7 лет)..... 91

Шкала развития – Бланк ответов 5-12 (возраст от 6 до 7 лет)......................................................... 99

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–13 (возраст от 7 до 9 лет)... 100

Шкала развития – Бланк ответов 5-13 (возраст от 7 до 9 лет)....................................................... 107

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланков нескольких возрастных диапазонов (возраст от 2 месяцев до 1 года)........................................................................................................ 108

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланков нескольких возрастных диапазонов (возраст от 1 года до 3 лет)................................................................................................................ 115

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланков нескольких возрастных диапазонов (возраст от 3 до 5 лет)......................................................................................................................... 129

Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланков нескольких возрастных диапазонов (возраст от 5 до 9 лет)......................................................................................................................... 146


Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–1
(возраст от 2 до 5 месяцев)

ð ДЛЯ ОТВЕТА НА ВОПРОС: ¨ внимательно прочитайте вопрос (утверждение) и, если есть, подробную инструкцию; ¨ если необходимо, подготовьте стимульный материал; ¨ укажите ответ (результат) В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ в соответствии с пояснениями. Если
специальных пояснений по записи результата в баллах, секундах или других единицах нет, обведите ответ в общей форме: НЕТ (еще не может выполнять действие) или ДА (выполняет сейчас или делал это ранее).

 

----A---- Наблюдение зрительных и слуховых реакций (родители или специалист)

A-1. Реагирует на непривычный, резкий звук. Если раздается громкий звук, ребенок вздрагивает, моргает или плачет. Источник звука не должен касаться ребенка или вызывать вибрацию кроватки, где лежит ребенок.

A-2. Прислушивается, на голос взрослого изменяет характер плача или прекращает его.

A-3. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука.

A-4. Поворачивает голову на звук. Ребёнок не видит источник звука, но поворачивает к нему голову. Проверьте это с помощью колокольчика или погремушки, располагая их то справа, то слева от ребёнка. Тест выполнен успешно, если ребёнок реагирует на звук в любом случае, независимо от того, где располагается источник звука, при этом не ищет его, а сразу определяет, куда повернуть голову.

A-5. Реагирует на свое имя (например, поворачивается). Желательно, чтобы звала мама или другой знакомый человек.

A-6. Знает свое имя - поворачивается на зов. Ребёнок в большинстве случаев поворачивается, когда его зовут по имени.

A-10.* Ребенок смотрит на изображение человеческого лица, предпочитая его изображению овала. Предъявите бодрствующему ребенку на расстоянии 30-40 см от его глаз одновременно на одном уровне, но на некотором расстоянии друг от друга два изображения: человеческого лица и пустой овал (рисунки прилагаются). Не разговаривайте с ребенком в это время. Если ребенок смотрит на "лицо", предпочитая его овалу, то утверждение верно.

A-11. Жмурится и беспокоится при ярком свете.

A-12. Всматривается в человека, который наклонился над ним. Проверьте это, наклонившись так, чтобы расстояние до глаз ребенка было около 40 см.

A-13. Всматривается в своё изображение в зеркале. Расстояние до зеркала 30-40 см. Размеры зеркала 20х20 см или больше.

A-14. Следит глазами за движущимся по дуге предметом. Медленно перемещайте из стороны в сторону по дуге крупный яркий предмет на расстоянии 30-40 см от лица ребёнка (клубок красной шерсти, красный мячик). Если ребёнок прослеживает глазами траекторию движения около 45 градусов влево и 45 градусов вправо, то утверждение верно.

A-16. Может длительно (более 10 с) удерживать движущийся предмет в поле зрения.

A-17. Может длительно (более 10 с) удерживать взгляд на неподвижном предмете.

A-18. Следит за разнообразно движущимися объектами. Ребенок или лежит на животе, или находится на руках у взрослого. Взглядом или поворачивая голову, ребенок следит за людьми, животными или предметами, движущимися в его поле зрения.

A-20. Рассматривает свою руку.

A-21. Обращает внимание на мелкие контрастные предметы (диаметром 5 - 7 мм). Во время бодрствования положите ребенка на живот на белую простынку и высыпьте перед ним несколько темных бусинок или изюм. Ребенок замечает их, и некоторое время смотрит на них. Бусины должны быть нанизаны на прочную белую нить, чтобы ребенок не мог проглотить их.

----B---- Речь - наблюдение (родители или специалист)

B-2. Громко смеётся, когда его развлекают. Например, слегка подбрасывают, делают "козу".

B-3. Определённой интонацией выражает своё недовольство, например, если у него забирают понравившуюся вещь.

B-4. При общении со взрослым издаёт тихие гортанные звуки.

B-5. Во время бодрствования ребёнок издаёт звуки с разной интонацией.

B-6. Во время общения со взрослым продолжительно агукает. Поддерживайте "разговор", ласково обращаясь к ребёнку в моменты, когда он затихает.

B-7. Произносит случайные слоги и их сочетания. Например, "ба-ба-ма-да".

B-8. Ребенок повторяет за взрослым: "Да-да-да", "ба-ба-ба" или другие повторяющиеся слоги. Знакомый человек наклоняется над ребенком так, чтобы ребенок мог хорошо его видеть, улыбается и произносит: "Ба-ба-ба (пауза), да-да-да (пауза), ма-ма-ма (пауза) и т.п." Если ребенок произносит хоть какие-то слоги в ответ, то утверждение верно.

----C---- Общение - наблюдение (родители или специалист)

C-1. Иногда улыбается при общении со взрослым. Попытайтесь вызвать у ребенка улыбку, разговаривая, улыбаясь, кивая головой, но, не касаясь ребенка.

C-2. Оживлённо реагирует на появление знакомого человека, на обращённые к нему приветливые слова. Ребёнок улыбается, сучит ручками и ножками, агукает или издаёт радостные звуки.

C-3. Узнает мать (или заменяющего её человека), радуется при её появлении.

C-4. Различает близких и чужих. Адекватно реагирует радостным оживлением или страхом (стеснением).

C-5. Различает ласковый и строгий тон. Адекватно реагирует радостным оживлением или замиранием.

C-6. Отвечает улыбкой, когда кто-нибудь с ним заговаривает.

C-7. Стесняется при виде незнакомого человека. При появлении незнакомого человека ребенок прижимается к маме (или другому близкому человеку), выражая стеснение.

C-8. Находясь на руках у близкого человека, играет с другим взрослым (типа игры в прятки).

----D---- Движения - наблюдение (родители или специалист)

D-1. Движения конечностей симметричны. Во время бодрствования ребёнок сучит ручками и ножками, выполняя движения симметрично.

D-2. Лёжа на спине, сам соединяет руки по средней линии. Ребенок в "комплексе оживления" сам соединяет руки перед собой на уровне груди.

D-3. Лёжа на животе, ребёнок приподнимает голову и удерживает её в таком положении. Отметьте время в секундах, в течение которого ребёнок удерживает голову. Если ребёнок не делает даже попыток приподнять голову поставьте в ответе "0".

D-4. Лёжа на животе, поднимает голову на 90 градусов.

D-5. Лёжа на животе, опирается на предплечья и полусогнутые ноги.

D-6. Поднимает грудь, опираясь на предплечья. При выкладывании на живот ребёнок должен приподнимать грудь над поверхностью, на которой лежит, опираясь на предплечья.

D-7. Поднимает грудь, опираясь на ладони, выпрямленных рук. При выкладывании на живот ребёнок должен приподнимать грудь над поверхностью, на которой лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук.

D-8. Прямо и долго удерживает голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

D-9. Держит голову, когда его берут на руки. Не спеша приподнимайте ребенка, придерживая его ладонями под мышками так, чтобы большие пальцы лежали на грудке, а остальные пальцы поддерживали спинку малыша. Если ребенок не запрокидывает, а удерживает голову так, что она находится на одной линии с туловищем, то утверждение верно.

D-10. Ребёнок держит голову, при подтягивании за руки из положения "лёжа на спине". Потяните за ручки лежащего на спине ребёнка и переведите его в сидячее положение. Если головка ребёнка не запрокидывается назад, то утверждение верно.

D-11. При подтягивании за руки наклоняет голову вперед, садится. Ребёнок лежит на спине; слегка потяните его за руки вперёд и вверх, помогая ребёнку сесть.

D-12. Устойчиво держит голову, сидя с поддержкой.

D-13. Поворачивается со спины на живот.

D-14. Поворачивается с живота на спину.

D-15. Умеет самостоятельно переворачиваться со спины на бок.

D-16. Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

D-17. Сидит, опираясь на руки перед собой.

D-19. Сидит без опоры.

D-20. Сам ложится из сидячего положения.

D-21. Передвигается лёжа на животе, переставляя руки и немного подползая.

D-22. Умеет ползать на четвереньках.

D-23. Правильно и много ползает. Ребенок ползает на четвереньках, передвигая руки и ноги так: двигаются вперед правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука.

D-24. Ровно стоит при поддержке под мышки.

D-25. Кратковременно (2-3 с) удерживается в вертикальном положении, опираясь на ножки.

D-26. Встаёт на колени, держась руками за опору.

D-27. Стоит, держась за опору.

D-32. Кратковременно стоит без опоры (1 - 2 сек и более).

D-74. Влезает на невысокую поверхность. Высота 5-10 см.

----F---- Игра - наблюдение (родители или специалист)

F-1. Сопротивляется при попытке отнять игрушку. Когда ребёнок играет с какой-либо игрушкой, попытайтесь её у него отнять, потянув игрушку к себе. Если ребёнок оказывает сопротивление, то утверждение верно.

F-2. Хватает погремушку. Ребенок хватает погремушку, когда она касается кончиков его пальцев или тыльной стороны его кисти.

F-3. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку. Вложите ребёнку в руку игрушку и посмотрите, как он с ней действует.

F-4. Пытается схватить игрушку, расположенную перед ним. Игрушку может держать перед ребёнком взрослый, или она может быть подвешена в кроватке.

F-5. Берёт игрушку из рук взрослого.

F-6. Хватает игрушку и играет. Предлагайте ребёнку игрушки и предметы, удобные для захвата. Ребёнок трясёт игрушкой, тянет её в рот, разглядывает.

F-7. Свободно берёт игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается. Рассматривает, перекладывает из руки в руку, стучит, размахивает, бросает её.

F-9. Тянется за игрушкой, расположенной вне зоны досягаемости его руки. Воспользуйтесь игрушкой, которая бы привлекла внимание ребёнка. Поместите ей на расстоянии 50-60 см от ребёнка. Если ребёнок потянется за игрушкой, то утверждение считается верным.

F-12. Зажимает предмет с помощью одновременного сгибания всех пальцев.

F-13. Перекладывает кубик из одной руки в другую. Дайте ребёнку в руку кубик (ребро кубика около 3 см). Затем в эту же руку предложите ему взять ещё кубик (или любой другой, интересующий его предмет). Ребёнок, чтобы взять новый предмет, перекладывает кубик в другую руку.

F-14. Сидя на руках у взрослого, берёт кубики в обе руки. Ребёнок удерживает в обеих руках кубики, которые взял сам или вложенные ему в руку взрослым.

F-15. Держа в руках два кубика, ударяет их друг о друга. Дайте ребёнку по кубику в каждую руку. Взяв его руки в свои, постучите кубиками друг о друга. Отпустите. Если ребёнок повторяет действие самостоятельно, то утверждение верно. Подбадривайте малыша: "Ну-ка, а ты как постучишь? Ох, как громко!"

----G---- Самообслуживание и культурные навыки (родители или специалист)

G-2. При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

G-3. Сам ест печенье или яблоко. Для проверки данного утверждения дайте ребёнку печенье типа крекер или кусочек яблока. Ребёнок держит его, подносит ко рту, сосёт его или кусает дёснами.

G-4. Может пить из чашки, которую держит взрослый. Ребёнок делает несколько глотков.

G-5. Хорошо пьёт из чашки, которую держит взрослый. Может выпить, сколько захочет.

G-7. Ест с ложки, снимая пищу губами.

----I---- Задания-1 (родители или специалист)

I-1. На вопрос "где?" находит взором хотя бы один знакомый предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в одном и том же месте. Например, спросите у ребёнка: "Где часы?"

I-5. Ребёнок ищет предмет, который частично спрятан под платок. Закройте половину знакомой ребёнку игрушки непрозрачным платком, чтобы ребёнок видел, как вы это делаете. Если ребёнок находит игрушку (вытаскивает её, сдёргивает платок), то утверждение верно.

 

 


 

Шкала развития – Бланк ответов 5-1 (возраст от 2 до 5 месяцев)

?   Заказ Пр. развития:   Печать ЧБ / ЦВ Файл FD / E-mail _________________ Знаком * отмечены поля, обязательные для заполнения Фамилия (или полученный код) *__________________________________ Имя_________________ Отчество ___________________________________ Пол (м/ж) *___Дата рождения (число - месяц - год) *____- ____- ________
  Место рождения ___________________ Дата заполнения бланка (число - месяц - год) *____- ____- _______ Мать, отец или воспитатель (Ф.И.О.): _____________________________________________________________

 


----A----

A-1. Нет / Да

A-2. Нет / Да

A-3. Нет / Да

A-4. Нет / Да

A-5. Нет / Да

A-6. Нет / Да

A-10.* Нет / Да

A-11. Нет / Да

A-12. Нет / Да

A-13. Нет / Да

A-14. Нет / Да

A-16. Нет / Да

A-17. Нет / Да

A-18. Нет / Да

A-20. Нет / Да

A-21. Нет / Да

 

----B----

B-2. Нет / Да

B-3. Нет / Да

B-4. Нет / Да

B-5. Нет / Да

B-6. Нет / Да

B-7. Нет / Да

B-8. Нет / Да

 

----C----

C-1. Нет / Да

C-2. Нет / Да

C-3. Нет / Да

C-4. Нет / Да

C-5. Нет / Да

C-6. Нет / Да

C-7. Нет / Да

C-8. Нет / Да

 

----D----

D-1. Нет / Да

D-2. Нет / Да

D-3. _____

D-4. Нет / Да

D-5. Нет / Да

D-6. Нет / Да

D-7. Нет / Да

D-8. Нет / Да

D-9. Нет / Да

D-10. Нет / Да

D-11. Нет / Да

D-12. Нет / Да

D-13. Нет / Да

D-14. Нет / Да

D-15. Нет / Да

D-16. Нет / Да

D-17. Нет / Да

D-19. Нет / Да

D-20. Нет / Да

D-21. Нет / Да

D-22. Нет / Да

D-23. Нет / Да

D-24. Нет / Да

D-25. Нет / Да

D-26. Нет / Да

D-27. Нет / Да

D-32. Нет / Да

D-74. Нет / Да

 

----F----

F-1. Нет / Да

F-2. Нет / Да

F-3. Нет / Да

F-4. Нет / Да

F-5. Нет / Да

F-6. Нет / Да

F-7. Нет / Да

F-9. Нет / Да

F-12. Нет / Да

F-13. Нет / Да

F-14. Нет / Да

F-15. Нет / Да

 

----G----

G-2. Нет / Да

G-3. Нет / Да

G-4. Нет / Да

G-5. Нет / Да

G-7. Нет / Да

 

----I----

I-1. Нет / Да

I-5. Нет / Да


 

 



Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–2
(возраст от 5 до 8 месяцев)

ð ДЛЯ ОТВЕТА НА ВОПРОС: ¨ внимательно прочитайте вопрос (утверждение) и, если есть, подробную инструкцию; ¨ если необходимо, подготовьте стимульный материал; ¨ укажите ответ (результат) В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ в соответствии с пояснениями. Если
специальных пояснений по записи результата в баллах, секундах или других единицах нет, обведите ответ в общей форме: НЕТ (еще не может выполнять действие) или ДА (выполняет сейчас или делал это ранее).

 

----A---- Наблюдение зрительных и слуховых реакций (родители или специалист)

A-5. Реагирует на свое имя (например, поворачивается). Желательно, чтобы звала мама или другой знакомый человек.

A-6. Знает свое имя - поворачивается на зов. Ребёнок в большинстве случаев поворачивается, когда его зовут по имени.

A-13. Всматривается в своё изображение в зеркале. Расстояние до зеркала 30-40 см. Размеры зеркала 20х20 см или больше.

A-20. Рассматривает свою руку.

A-21. Обращает внимание на мелкие контрастные предметы (диаметром 5 - 7 мм). Во время бодрствования положите ребенка на живот на белую простынку и высыпьте перед ним несколько темных бусинок или изюм. Ребенок замечает их, и некоторое время смотрит на них. Бусины должны быть нанизаны на прочную белую нить, чтобы ребенок не мог проглотить их.

----B---- Речь - наблюдение (родители или специалист)

B-2. Громко смеётся, когда его развлекают. Например, слегка подбрасывают, делают "козу".

B-3. Определённой интонацией выражает своё недовольство, например, если у него забирают понравившуюся вещь.

B-7. Произносит случайные слоги и их сочетания. Например, "ба-ба-ма-да".

B-8. Ребенок повторяет за взрослым: "Да-да-да", "ба-ба-ба" или другие повторяющиеся слоги. Знакомый человек наклоняется над ребенком так, чтобы ребенок мог хорошо его видеть, улыбается и произносит: "Ба-ба-ба (пауза), да-да-да (пауза), ма-ма-ма (пауза) и т.п." Если ребенок произносит хоть какие-то слоги в ответ, то утверждение верно.

B-15. Употребляет слова - обозначения. Слова "ляля", "ав-ав" связаны с конкретной игрушкой или животным.

----C---- Общение - наблюдение (родители или специалист)

C-4. Различает близких и чужих. Адекватно реагирует радостным оживлением или страхом (стеснением).

C-5. Различает ласковый и строгий тон. Адекватно реагирует радостным оживлением или замиранием.

C-7. Стесняется при виде незнакомого человека. При появлении незнакомого человека ребенок прижимается к маме (или другому близкому человеку), выражая стеснение.

C-8. Находясь на руках у близкого человека, играет с другим взрослым (типа игры в прятки).

C-9. Играет в ладушки. По примеру взрослого ребёнок делает несколько хлопков в ладошки или хотя бы похожие движения.

C-10. Включается в игру "тю-тю" (прятки). Позовите ребёнка. Когда он будет увлечен вами, закройте своё лицо платком и снова позовите его. Сдёрните с себя платок и радостно скажите: "Тю-тю". Утверждение верно, если после того, как вы снова закроетесь платком, ребёнок сдёрнет его сам.

C-11. В общении использует жесты. Использует жесты при прощании или когда что-то просит.

C-12. Адекватно реагирует на слово "нельзя" (реакция торможения). Слово "нельзя" нужно произносить спокойно, но строго, твёрдо, не заигрывая с ребёнком.

C-13. Звуками и жестами выражает свои желания (не плачем и криком). Если ребёнок хочет получить какую-нибудь игрушку, то он не кричит, а жестом "Дай-дай", мычанием или другими звуками даёт знать об этом взрослому.

C-18. Смеётся над смешными событиями и нелепыми высказываниями. Ребёнок улыбается или смеётся, например, когда большой человек старается надеть маленькую шапочку, во время просмотра смешных картинок и мультфильмов (когда собака мычит), во время чтения смешных историй. Можно использовать книжки С.Маршака "Рассеянный с улицы Басcейной", К. Чуковского "Путаница", некоторые стихи Д. Хармса.

C-20. По-разному проявляет свои чувства в соответствии с ситуацией. Ребёнок умеет грустить, радоваться, злиться, обижаться. Если ребёнок умеет выражать все эти чувства в соответствии с ситуацией, то утверждение верно.

----D---- Движения - наблюдение (родители или специалист)

D-2. Лёжа на спине, сам соединяет руки по средней линии. Ребенок в "комплексе оживления" сам соединяет руки перед собой на уровне груди.

D-5. Лёжа на животе, опирается на предплечья и полусогнутые ноги.

D-7. Поднимает грудь, опираясь на ладони, выпрямленных рук. При выкладывании на живот ребёнок должен приподнимать грудь над поверхностью, на которой лежит, опираясь на ладони выпрямленных рук.

D-10. Ребёнок держит голову, при подтягивании за руки из положения "лёжа на спине". Потяните за ручки лежащего на спине ребёнка и переведите его в сидячее положение. Если головка ребёнка не запрокидывается назад, то утверждение верно.

D-11. При подтягивании за руки наклоняет голову вперед, садится. Ребёнок лежит на спине; слегка потяните его за руки вперёд и вверх, помогая ребёнку сесть.

D-12. Устойчиво держит голову, сидя с поддержкой.

D-13. Поворачивается со спины на живот.

D-14. Поворачивается с живота на спину.

D-15. Умеет самостоятельно переворачиваться со спины на бок.

D-16. Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

D-17. Сидит, опираясь на руки перед собой.

D-18. Садится самостоятельно.

D-19. Сидит без опоры.

D-20. Сам ложится из сидячего положения.

D-21. Передвигается лёжа на животе, переставляя руки и немного подползая.

D-22. Умеет ползать на четвереньках.

D-23. Правильно и много ползает. Ребенок ползает на четвереньках, передвигая руки и ноги так: двигаются вперед правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука.

D-24. Ровно стоит при поддержке под мышки.

D-25. Кратковременно (2-3 с) удерживается в вертикальном положении, опираясь на ножки.

D-26. Встаёт на колени, держась руками за опору.

D-27. Стоит, держась за опору.

D-28. Встаёт сам, держась руками за опору.

D-29. Переступает вдоль опоры, держась за неё двумя руками или при поддержке за обе руки.

D-30. Ходит, одной рукой держась за опору.

D-31. Ходит самостоятельно, хотя еще неуверенно. Ребенок уже умеет ходить, хотя часто падает или, встретив препятствие, опускается на пол и далее следует ползком.

D-32. Кратковременно стоит без опоры (1 - 2 сек и более).

D-33. Стоит сам без поддержки.

D-74. Влезает на невысокую поверхность. Высота 5-10 см.

D-75. Самостоятельно перешагивает препятствия высотой 5 - 7 см приставным шагом. Перешагивает препятствие одной ногой, приставляет к ней другую, затем перешагивает через следующее и так далее.

----F---- Игра - наблюдение (родители или специалист)

F-1. Сопротивляется при попытке отнять игрушку. Когда ребёнок играет с какой-либо игрушкой, попытайтесь её у него отнять, потянув игрушку к себе. Если ребёнок оказывает сопротивление, то утверждение верно.

F-2. Хватает погремушку. Ребенок хватает погремушку, когда она касается кончиков его пальцев или тыльной стороны его кисти.

F-3. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку. Вложите ребёнку в руку игрушку и посмотрите, как он с ней действует.

F-5. Берёт игрушку из рук взрослого.

F-6. Хватает игрушку и играет. Предлагайте ребёнку игрушки и предметы, удобные для захвата. Ребёнок трясёт игрушкой, тянет её в рот, разглядывает.

F-7. Свободно берёт игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается. Рассматривает, перекладывает из руки в руку, стучит, размахивает, бросает её.

F-9. Тянется за игрушкой, расположенной вне зоны досягаемости его руки. Воспользуйтесь игрушкой, которая бы привлекла внимание ребёнка. Поместите ей на расстоянии 50-60 см от ребёнка. Если ребёнок потянется за игрушкой, то утверждение считается верным.

F-10. В игре действует с предметами, подражая взрослому. Покажите ребенку, как вынуть предметы из коробки, постучите ими друг о друга; покатайте машинку, мячик. Если ребенок в чем-нибудь будет вам подражать, то утверждение верно.

F-11. Действует с предметами в соответствии с их свойствами. Ребёнок сжимает и разжимает в руках пищащую игрушку, катает шарик.

F-12. Зажимает предмет с помощью одновременного сгибания всех пальцев.

F-13. Перекладывает кубик из одной руки в другую. Дайте ребёнку в руку кубик (ребро кубика около 3 см). Затем в эту же руку предложите ему взять ещё кубик (или любой другой, интересующий его предмет). Ребёнок, чтобы взять новый предмет, перекладывает кубик в другую руку.

F-14. Сидя на руках у взрослого, берёт кубики в обе руки. Ребёнок удерживает в обеих руках кубики, которые взял сам или вложенные ему в руку взрослым.

F-15. Держа в руках два кубика, ударяет их друг о друга. Дайте ребёнку по кубику в каждую руку. Взяв его руки в свои, постучите кубиками друг о друга. Отпустите. Если ребёнок повторяет действие самостоятельно, то утверждение верно. Подбадривайте малыша: "Ну-ка, а ты как постучишь? Ох, как громко!"

F-16. Играет кубиками (стучит, перекладывает, ставит друг на друга). Используйте кубики с ребром 3 - 5 см.

F-21. Тонким щипковым захватом удерживает мелкие предметы (бусины, изюм). Ребёнок собирает мелкие предметы кончиками большого и указательного пальцев, используя тонкий щипковый захват. В целях безопасности несъедобные предметы (бусины) закрепите на прочных нитях.

F-38. Использует по назначению расчёску.

F-61. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге. Ребёнок может держать карандаш и в кулаке.

----G---- Самообслуживание и культурные навыки (родители или специалист)

G-2. При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

G-3. Сам ест печенье или яблоко. Для проверки данного утверждения дайте ребёнку печенье типа крекер или кусочек яблока. Ребёнок держит его, подносит ко рту, сосёт его или кусает дёснами.

G-4. Может пить из чашки, которую держит взрослый. Ребёнок делает несколько глотков.

G-5. Хорошо пьёт из чашки, которую держит взрослый. Может выпить, сколько захочет.

G-6. Сам держит чашку и пьёт из неё. Можно использовать чашку с двумя ручками.

G-7. Ест с ложки, снимая пищу губами.

G-8. Держит ложку во время еды.

G-36. Писает в горшок днём. Ребёнок пользуется горшком в большинстве случаев.

----I---- Задания-1 (родители или специалист)

I-1. На вопрос "где?" находит взором хотя бы один знакомый предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в одном и том же месте. Например, спросите у ребёнка: "Где часы?"

I-2. На вопрос "где?" повсюду ищет знакомый предмет. Например, спросите ребёнка: "Где ляля?"

I-3. Узнаёт близких людей на фотографии. Покажите ребенку две фотографии, например мамы и незнакомого человека. Спросите: "Где мама?" Если ребенок укажет пальцем или посмотрит на нужную фотографию, то утверждение верно.

I-4. Ребёнок ищет предмет, который целиком спрятан под платок, коробку. Спрячьте знакомую ребёнку игрушку под непрозрачный платок, чтобы ребёнок видел, как вы это делаете. Спросите: "Где машинка?" Если ребёнок сдёргивает платок, чтобы найти игрушку, то утверждение верно.

I-5. Ребёнок ищет предмет, который частично спрятан под платок. Закройте половину знакомой ребёнку игрушки непрозрачным платком, чтобы ребёнок видел, как вы это делаете. Если ребёнок находит игрушку (вытаскивает её, сдёргивает платок), то утверждение верно.

I-6. По просьбе выполняет ранее заученные действия ("сорока", "ладушки" "до свидания").



 

Шкала развития – Бланк ответов 5-2 (возраст от 5 до 8 месяцев)

?   Заказ Пр. развития:   Печать ЧБ / ЦВ Файл FD / E-mail _________________ Знаком * отмечены поля, обязательные для заполнения Фамилия (или полученный код) *__________________________________ Имя_________________ Отчество ___________________________________ Пол (м/ж) *___Дата рождения (число - месяц - год) *____- ____- ________
  Место рождения ___________________ Дата заполнения бланка (число - месяц - год) *____- ____- _______ Мать, отец или воспитатель (Ф.И.О.): _____________________________________________________________

 


----A----

A-5. Нет / Да

A-6. Нет / Да

A-13. Нет / Да

A-20. Нет / Да

A-21. Нет / Да

 

----B----

B-2. Нет / Да

B-3. Нет / Да

B-7. Нет / Да

B-8. Нет / Да

B-15. Нет / Да

 

----C----

C-4. Нет / Да

C-5. Нет / Да

C-7. Нет / Да

C-8. Нет / Да

C-9. Нет / Да

C-10. Нет / Да

C-11. Нет / Да

C-12. Нет / Да

C-13. Нет / Да

C-18. Нет / Да

C-20. Нет / Да

 

----D----

D-2. Нет / Да

D-5. Нет / Да

D-7. Нет / Да

D-10. Нет / Да

D-11. Нет / Да

D-12. Нет / Да

D-13. Нет / Да

D-14. Нет / Да

D-15. Нет / Да

D-16. Нет / Да

D-17. Нет / Да

D-18. Нет / Да

D-19. Нет / Да

D-20. Нет / Да

D-21. Нет / Да

D-22. Нет / Да

D-23. Нет / Да

D-24. Нет / Да

D-25. Нет / Да

D-26. Нет / Да

D-27. Нет / Да

D-28. Нет / Да

D-29. Нет / Да

D-30. Нет / Да

D-31. Нет / Да

D-32. Нет / Да

D-33. Нет / Да

D-74. Нет / Да

D-75. Нет / Да

 

----F----

F-1. Нет / Да

F-2. Нет / Да

F-3. Нет / Да

F-5. Нет / Да

F-6. Нет / Да

F-7. Нет / Да

F-9. Нет / Да

F-10. Нет / Да

F-11. Нет / Да

F-12. Нет / Да

F-13. Нет / Да

F-14. Нет / Да

F-15. Нет / Да

F-16. Нет / Да

F-21. Нет / Да

F-38. Нет / Да

F-61. Нет / Да

 

----G----

G-2. Нет / Да

G-3. Нет / Да

G-4. Нет / Да

G-5. Нет / Да

G-6. Нет / Да

G-7. Нет / Да

G-8. Нет / Да

G-36. Нет / Да

 

----I----

I-1. Нет / Да

I-2. Нет / Да

I-3. Нет / Да

I-4. Нет / Да

I-5. Нет / Да

I-6. Нет / Да



Шкала развития – вопросы и задания для заполнения бланка 5–3
(возраст от 8 месяцев до 1 года)

ð ДЛЯ ОТВЕТА НА ВОПРОС: ¨ внимательно прочитайте вопрос (утверждение) и, если есть, подробную инструкцию; ¨ если необходимо, подготовьте стимульный материал; ¨ укажите ответ (результат) В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ в соответствии с пояснениями. Если
специальных пояснений по записи результата в баллах, секундах или других единицах нет, обведите ответ в общей форме: НЕТ (еще не может выполнять действие) или ДА (выполняет сейчас или делал это ранее).

 

----A---- Наблюдение зрительных и слуховых реакций (родители или специалист)

A-5. Реагирует на свое имя (например, поворачивается). Желательно, чтобы звала мама или другой знакомый человек.

A-6. Знает свое имя - поворачивается на зов. Ребёнок в большинстве случаев поворачивается, когда его зовут по имени.

----B---- Речь - наблюдение (родители или специалист)

B-7. Произносит случайные слоги и их сочетания. Например, "ба-ба-ма-да".

B-8. Ребенок повторяет за взрослым: "Да-да-да", "ба-ба-ба" или другие повторяющиеся слоги. Знакомый человек наклоняется над ребенком так, чтобы ребенок мог хорошо его видеть, улыбается и произносит: "Ба-ба-ба (пауза), да-да-да (пауза), ма-ма-ма (пауза) и т.п." Если ребенок произносит хоть какие-то слоги в ответ, то утверждение верно.

B-10. Произносит первые слова "мама", "папа", обращённые родителям. Засчитываются слова, произнесённые именно, как правильное обращение к какому-либо взрослому.

B-11. Произносит упрощённые слова "кис-кис", "ав-ав", "дай", "бай". Ребёнок произносит хотя бы одно из этих слов самостоятельно или подражая взрослому.

B-12. Произносит 8-10 облегчённых слов (мама, дай, ляля...)

B-13. Подражает отдельным словам, которые произносит взрослый или другой ребёнок.

<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: