РЕФЛЕКСИЯ УЧАСТНИКОВ ГЕРЦЕНОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ СТУДЕНТОВ




Гладкая Ирина Вячеславовна


В 2009 году было проведено исследование участников Герценовской педагогической олимпиады студентовтекущего года «Педагогические ориентиры». Было опрошено 62 студента, представлявших 14 факультетов Герценовского университета.

Участникам олимпиады было предложено ответить на вопросы анкеты. Ниже представлены результаты проведенного анкетирования (Прим.*).

На вопрос «Как вы стали участником педагогической олимпиады? » были получены следующие ответы.

Оказалось, что по приглашению преподавателей участниками педагогической олимпиады стали 43,55% студентов; 22,58% участников пригласили однокурсники; 20,97% студентов стали участниками педагогической олимпиады по собственной инициативе; около 2% студентов для того, чтобы стать участниками олимпиады прошли конкурсный отбор.

Далее было выяснено, трудно ли, по мнению студентов, быть участником педагогической олимпиады.

Большинство опрошенных (68 %) считают, что быть участником педагогической олимпиады не трудно.

Следующий вопрос был о том, с какими трудностями столкнулись участники при подготовке к педагогической олимпиаде. 22,6% участников олимпиады воздержались от ответа, 17,7% - отметили, что у них не возникло трудностей при подготовке к олимпиаде. Остальные участники выделили следующие основные трудности:

1. недостаточная информированность о содержании олимпиады (22,6% от общего числа участников);

2. недостаточность времени на подготовку к олимпиаде (22,6% от общего числа участников);

3. необходимость переработки и повторения обширной литературы при подготовке к олимпиаде (11,3% от общего числа участников).

Самыми популярным ответами были первый и второй. Участники олимпиады отметили, что в информационном письме было представлено мало данных, так же отсутствовали чёткие требования по конкурсам; был недостаток информации о самих конкурсах. В связи с тем, что о сроках проведения олимпиады преподаватели сообщили не вовремя, было мало времени на подготовку.

Также в единичных вариантах были представлены следующие ответы на вопрос о трудностях: несобранность коллег; отсутствие моральной поддержки; технические трудности; отсутствие общего желания.

На вопрос о том, какое сопровождение оказывалось им в процессе подготовки к олимпиаде, 40% студентов называют информационное сопровождение, которое заключалось в предоставлении сведений о том, каков порядок проведения олимпиады, как проходили предыдущие олимпиады, какие конкурсы обычно проводятся на олимпиаде, где проходит олимпиада, во сколько надо прийти в университет в день олимпиады и др.

На помощь в решении организационных вопросов указали 55% участников, 61% опрошенных отмечает, что в процессе подготовки оказывалась помощь в содержательной подготовке, которая заключалась в помощи в поиске литературы, подборе материалов, выстраивании и обсуждении выступлений и др. 50% участников считают, что им была оказана помощь в разработке идей командного выступления, и, наконец, 69% опрошенных отмечают, что в процессе подготовки к олимпиаде им была оказана психологическая и моральная поддержка

Кроме того мы выяснили, какое сопровождение, по мнению участников, им было наиболее необходимо. Было выявлено, что, прежде всего, студенты нуждаются в помощи, связанной с содержательной подготовкой своих выступлений. На это указали 63% опрошенных. 47% опрошенных студентов считают, что им было необходимо
получение полной и подробной информации об олимпиаде.

По мнению 48% участников, при подготовке к педагогической олимпиаде была необходима помощь в организационных вопросах. Помощь в разработке, отборе и обсуждении идей выступлений требовалась 42% участникам педагогической олимпиады. На необходимость моральной поддержки указывали 53% участников.

В ответах на вопрос о том, кто помогал участникам подготовиться к олимпиаде, были получены следующие результаты, показывающие, что в процесс подготовки участников олимпиады включаются различные участники образовательного процесса: представители деканата, преподаватели факультетов и кафедры педагогики, студенты университета.

На вопрос «Чье сопровождение при подготовке к олимпиаде вам было необходимо? » были получены следующие ответы. 21% опрошенных студентов
считают, что им было необходимо сопровождение деканата; 48% участников отмечают, что им было необходимо сопровождение преподавателей факультета; по мнению 63% опрошенных студентов, в процессе подготовки к олимпиаде им было необходимо сопровождение преподавателей кафедры педагогики. 44% опрошенных студентов считают, что сопровождение участников предыдущих олимпиад было необходимо и 53% респондентов придерживаются мнения, что в процессе подготовки к педагогической олимпиаде им было необходима помощь однокурсников.

При этом выяснилось, что информирование студентов осуществлялось преподавателями кафедры педагогики (на это указали 65% анкетируемых); представителями деканата (40% опрошенных студентов), преподавателями факультета (на это обращают внимание 15% участников олимпиады).

В решении организационных вопросов участникам оказывали содействие преподаватели кафедры педагогики (50% опрошенных студентов), преподаватели факультета (29% опрошенных); представители деканата (на это указали 10% участников).

Было выявлено, что 10% участников педагогической олимпиады считают, что содержательное сопровождение им было оказано деканатом; 26% - придерживаются мнения, что такое сопровождение было оказано преподавателями факультета; по мнению 47% опрошенных студентов, содержательное сопровождение оказывалось преподавателями кафедры педагогики. По результатам анкетирования было зафиксировано, что помощь в разработке идей для командного конкурса в основном осуществлялась преподавателями кафедры педагогики (50% опрошенных); и преподавателями факультета (23% участников). Кроме того студенты отмечают помощь своих сокурсников в этой работе. На это указали 55% опрошенных.

Как было сказано выше, большинство участников олимпиады испытывают потребность в моральной поддержке при подготовке и участию в олимпиаде. В ходе исследования было установлено, что такая поддержка оказывалась преподавателями факультета (37% опрошенных); 52% участников отмечают, что моральная поддержка при подготовке к педагогической олимпиаде оказывалась преподавателями кафедры педагогики. Практически все студенты указывают, что такую поддержку оказывали участники прошлых олимпиад и сокурсники (31% и 63% соответственно).

Было выявлено, что информацию о педагогической олимпиаде участники получили из различных источников: так, 22,58% участников педагогической олимпиады узнали о её существовании в процессе общения с другими студентами; 67,74% участников отвечают, что узнали о педагогической олимпиаде от преподавателей, 1,61% участников впервые информацию об олимпиаде получили на собрании первокурсников; из объявления на информационном стенде такую информацию получили также 1,61% участников и 3,23% участников получили информацию на сайте своего факультета.

Исследование показало, что большинство опрошенных студентов знали о проведении олимпиады до участия в ней. На это указали 53,23% респондентов. В то же время 46,77% студентов до участия в олимпиаде не обладали такой информацией

Задачей следующего вопроса было изучить, какая, по мнению участников, информация необходима участникам при подготовке к педагогической олимпиаде. Были получены следующие результаты:

80,65% - отмечают, что важно владеть информацией о том, какие конкурсы обычно проводятся на олимпиаде;

69,35% участников считают, что важно знать о том, как подготовиться к олимпиаде;

56, 45% - отмечают, что важно знать, на что нужно обратить внимание во время олимпиады;

64,52% - полагают, что будут полезны советы и рекомендации бывших участников олимпиады;
46,77% участников считают, что необходимо знать, какой литературой можно воспользоваться при подготовке к олимпиаде;

54,84% - отмечают, что необходима информация о трудностях, с которыми придется столкнуться во время олимпиады.

Последний вопрос этого блока анкеты был посвящен определению наиболее эффективного способа распространения информации о педагогической олимпиаде среди студентов.

Были получены следующие результаты.

51,61% участников считают, что лучшим способом для распространения подобной информации среди студентов является сайт олимпиады.
40,32% - полагают, что лучший способ – распространение буклетов с информацией об олимпиаде;

43,55% - выбирают информационный стенд олимпиады;

43,55% - считают, что лучшим способом для распространения информации об олимпиаде является объявление в факультетской газете;

33,87% - полагают, что это публичная презентация олимпиады.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено следующее.

При подготовке к олимпиаде участники сталкиваются с трудностями разного характера: недостаточность информации о содержании олимпиады, недостаточность времени на подготовку к олимпиаде, необходимость переработки и повторения обширной литературы при подготовке к олимпиаде.

Было зафиксировано, в процессе подготовки к олимпиаде студентам оказывается педагогическое сопровождение, которое осуществляется преподавателями кафедры педагогики и преподавателями факультетов. Также студенты отмечают, что при подготовке к олимпиаде большое содействие им оказывают представители деканата, участники олимпиад прошлых лет и сокурсники. Положительные эмоции вызывает тот факт, что большинство студентов удовлетворены сопровождением, которое им оказывается в ходе подготовки к олимпиаде.

 

Прим.* При написании статьи использованы материалы выпускной квалификационной работы А.А.Тимошковой «Педагогическое сопровождение студентов при подготовке к Герценовской педагогической олимпиаде». – СПб., 2009.

 

Примечание Н.Добрецовой:

Статья взята из книги: Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска: Методические рекомендации / Сост. И.В.Гладкая. – СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 2011. – 285 с. // Электронный вариант: https://www.kpinfo.org/activities/olimpic/olimp-bachelor/olimp-bachelor-general/188-olimp-bachelor-concept

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: