КТ №2
Движущая сила развития всех сфер жизнедеятельности общества - поиск и внедрение соответствующих инноваций.
В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действиями которых и связано творчество. Методика данного понятия базируется на убеждении, что внутреннее "я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.
Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому невербальные средства, часто являются единственно-возможными для выражения и прояснения сильных переживаний, это является одним из преимуществ арт-терапии. Практически каждый человек независимо от возраста и способностей может участвовать в арт-терапевтической работе. А так же арт-терапия в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Таким образом, педагогическое направление арт-терапии связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психологические (профилактические) и коррекционные функции. Формы арт-терапии различны при работе с детьми и подростками. И, тем не менее, можно говорить о двух основных формах арт-терапевтической работы - индивидуальной и групповой.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
· изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
|
· музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
· сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
· коррекционная ритмика (воздействие движениями);
· песочная терапия;
· игровая терапия и т. д.
У ребенка, занимающегося изобразительным искусством, происходит развитие тонких движений пальцев. А пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, через которые можно воздействовать на внутренние органы. Восточной медициной установлено, что развитие тонких движений у большого пальца, повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца - положительно влияет на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством.
Работая в учреждении, где живут дети – сироты, дети из неблагополучных семей, используют в своей работе разнообразные методы и приемы, способствующие реабилитации и обеспечивающие эффективную помощь в ситуации, связанной с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Ребенок, воспитывающийся вне семьи, лишен социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для его полноценного развития. Прекращение или временное отсутствие эмоционального контакта с матерью и родными, рождает у ребенка тревогу, которая со временем усиливается, растет недоверие к людям, появляется нежелание познавать новое.
|
Именно поэтому арт-терапия так необходима и, как показывает опыт, так эффективна в работе с нашими детьми и является важным элементом его полноценного развития.
Арт-терапия преследует единую цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Преимущества метода арт-терапии:
- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании.
- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.
- Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
|
Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. А так же сказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Творческая деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается память, воображение.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносительные реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию.
Таким образом, мы видим, что методы арт-терапии, используемые в деятельности воспитателя, являются перспективным средством развивающей работы с детьми.