Исходные данные
Марка автомобиля | Пробег с начала эксплуатации в долях от LКР | Количество автомобилей |
КамАЗ-5320 | 0,25-0,5 | А=165 |
Место эксплуатации автомобилей – г.Новосибирск
АКР=25- количество автомобилей, прошедших КР, ед.;
LСС=215- среднесуточный пробег автомобилей, км.;
III- категория условий эксплуатации;
ДРГ=305- количество рабочих дней в году в АТП, дн.;
tП=8 часов- средняя продолжительность работы автомобилей на линии
Определить: периодичность ТО-1, ТО-2, пробег до КР; трудоёмкость ЕО,ТО-1,ТО-2,ТР; коэффициенты технической готовности и использования автомобилей; число обслуживаний за год, суточную программу по ТО автомобилей.
1.1 Выбор исходных нормативов режима ТО и Р и корректирование нормативов.
1.1.1 Периодичность ТО - 1, ТО - 2 и пробег до капитального ремонта.
, км. (1)
, км (2)
, км. (3)
где L1 и L2 - расчетные периодичности ТО - 1, ТО - 2.
L кр - расчетный пробег автомобиля до капитального ремонта, км.
LН1 и LН2 - нормативные периодичности ТО - 1, ТО - 2, км. (см. таблицу №1 в приложении)
– нормативный пробег автомобиля до КР, км. (см. табл.3)
К1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации (табл.4)
К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (см. табл.5)
Кз - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно -климатических условий и агрессивности окружающей среды. (см. табл.6)
L1=3000*0,8*0,9=2160 (км)
L2=12000*0,8*0,9=8640 (км)
LКР=300000*0,8*1*0,8=192000 (км)
1.1.2 Трудоемкость ЕО, ТО -1, ТО - 2, ТР.
Трудоемкость ЕО (teo) определяется по формуле:
, чел• час (4)
где - нормативная трудоемкость ежедневного обслуживания, чел - ч. (см. табл.2)
K5 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества автомобилей и совместимых групп подвижного состава, (см. табл.8)
teo = 0,5*1*1,05=0,53 (чел-ч)
Трудоемкость ТО — 1(t1) определяется по формуле:
, чел-ч (5)
где - нормативная трудоемкость ТО -1чел - ч. (см. табл.2)
t1=3,4*1*1,05=3,57 (чел-ч)
Трудоемкость ТО - 2 (t2) определяется по формуле:
,чел-ч. (6)
где - нормативная трудоемкость ТО -2 чел - ч. (см. табл.2)
=14,5*1*1,05=15,23 (чел-ч)
Удельная трудоемкость ТР (tТР) определяется по формуле:
,чел.· ч/1000 км. (7)
— нормативная удельная трудоемкость ТР чел - ч./1000 км. (см. табл.2)
К4-коэффициент скорректированной нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
=8,5*1,2*1*1,2*0,7*1,05=8,99(чел-ч/1000км)
Расчетное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте (dто и тр) определяется по формуле:
, дн/1000 км. (8)
где — нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте, дн / 1000 км. (см. табл.10)
- коэффициент корректирования нормативной продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации. (см. табл.7)
0,5*0,7=0,35 (дн/1000км)
По результатам расчётов составляется таблица 1.
Марка Модель подвижного состава | Исходные нормативы | Коэффициенты корректирования | Скорректированные нормативы | |||||||
Обозначение (размерность) | Величины | К1 | К2 | К3 | К4
![]() | K5 | Крез | Обозначение (размерность) | Величина | |
L1н(км) | 0,8 | 0,9 | 0,72 | L1(км.) | ||||||
L2н (км) | 0,8 | 0,9 | 0,72 | L2(км.) | ||||||
![]() | 0,8 | 0,8 | 0,64 | Lкр (км) | ||||||
tеон (чел.ч.) | 0,5 | 1,05 | 1,05 | teo (чел.ч) | 0,53 | |||||
![]() | 3,4 | 1,05 | 1,05 | t1(чел.ч) | 3,57 | |||||
![]() | 14,5 | 1,05 | 1,05 | t2 (чел.ч) | 15,23 | |||||
![]() | 8,5 | 1,2 | 1,2 | 0,7 | 1,05 | 1,06 | tтр(чел.ч) (1000 км) | 9,00 | ||
dто итр | 0,5 | 0,7 | 0,7 | dтo и тр (дни/ 1000км.) | 0,35 |
|
1.2 Определение коэффициентов технической готовности.
Коэффициент технической готовности (αт) определяется по формуле:
(9)
где dкр – продолжительность простоя подвижного состава в КР, дн. (см. табл. 10)
dКР=22 дн
- средневзвешенная величина пробега автомобилей до капитального ремонта, км.
(10)
где Lкр - скорректированное значение пробега автомобиля до капитального ремонта, км.
Акр - количество автомобилей прошедших капитальный ремонт
А — списочное количество автомобилей в АТП.
=
(км)
αT=
1.3Определение коэффициента использования автомобилей.
Коэффициент использования автомобилей определяется по формуле:
(11)
где Дpг - количество рабочих дней в году
αт - коэффициент технической готовности парка
Kи - коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам 0,95
Определение годового пробега автомобилей в АТП
, км (12)
=365*165*215*0,72=9322830 (км)
1.4Определение годовой программы по техническому обслуживанию автомобилей.
Количество ЕО за год определяется по формуле
обслуживаний (13)
(обслуживаний)
Количество ТО - 2 за год (N2) определяется по формуле:
обслуживаний (14)
(обслуживаний)
Результаты расчета округляются до целого числа
Количество ТО -1 за год (N1) определяется по формуле:
(15)
3237 (обслуживаний)
Результаты расчета округляются до целого числа
Количество сезонных обслуживании за год (Nco) определяется по формуле:
обслуживаний (16)
2*165=330 (обслуживаний)
Результаты расчета округляются до целого числа
1.5Расчет сменной программы
Сменная программа рассчитывается по общей для всех видов воздействий формулой:
обслуживаний (17)
где Ссм- число смен принимается в соответствии с выбором режима работы производственных подразделений, принимаем ССМ=1
- годовая программа соответствия ЕО,ТО-1, ТО-2,
(обслуживаний)
(обслуживаний)
(обслуживаний)
Результаты расчетов округляются до целого числа
По результатам расчётов составляется таблица 2.
Годовая программа | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Сменная производственная программа | ![]() | ![]() | ![]() | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Периодичности технического обслуживания подвижного состава выпуска после 1972 г., км.
Автомобили | ТО-1 | ТО-2 |
Легковые | 16 000 | |
Автобусы | 14 000 | |
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей | 12 000 |
Таблица 2.Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава выпуска после 1972 г. (см. пп.2.3., 2.25.2)
Подвижной состав и его основной параметр | Марка, модели подвижного состава (грузоподъемность) | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | Текущий ремонт, чел – ч/1000 км | ||||||||||||||
чел-ч на одно обслуживание | |||||||||||||||||||
Легковые автомобили: малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1, 8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150 кг) среднего класс (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг) | ВАЗ (кроме 2121), ИЖ, АЗЛК ГАЗ-24-01 ГАЗ-24-07 | 0,30 0,35 0,50 | 2,3 2,5 2,9 | 9,2 10,5 11,7 | 2,8 3,0 3,2 | ||||||||||||||
Автобусы: особо малого класса (длина до 5,0 м) малого класса (6,0 – 7,5м) среднего класса (8, 0 – 9, 5 м) большого класса (10, 5 – 12, 0 м) | РАФ-2203 ПАЗ-672 КАвЗ-685 ЛАЗ-695Н, -697Н, 697Р ЛАЗ-695НГ ЛиАЗ-677, -677М ЛиАЗ-677Г | 0,50 0,70 0,70 0,80 0,95 1,00 1,15 | 4,0 5,5 5,5 5,8 6,6 7,5 7,9 | 15,0 18,0 18,0 24,0 25,8 31,5 32,7 | 4,5 5,3 5,5 6,5 6,9 6,8 7,0 | ||||||||||||||
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т: от 0, 3 до 1, 0 от 1, 0 до 3, 0 от 3, 0 до 5, 0 от 5, 0 до 8,0 от 8,0 и более | ![]()
![]() УАЗ-451М, -451 ДМ
ГАЗ-52-07 ГАЗ-52-27 (2,4 т)
ГАЗ-53-07
![]() ЗИЛ-138 ЗИЛ-138А (5,4 т) КАЗ-608, -608В Урал-377, -377Н (7,5 т)
МАЗ-5335 МАЗ500А (8 т) КамАЗ-5320** КрАЗ-257, -257Б1 (12 т) | 0,2 0,30 0,30 0,40 0,55 0,55 0,42 0,57 0,45 0,60 0,60 0,35 0,55 0,30 0,30 0,50 0,50 | 2,2 1,4 1,5 2,1 2,5 2,9 2,2 2,6 2,5 3,1 3,5 3,5 3,8 3,2 3,4 3,4 3,5 | 7,2 7,6 7,7 9,0 10,2 10,8 9,1 10,3 10,6 12,0 12,6 11,6 16,5 12,0 13,8 14,5 14,7 | 2,8 2,9 3,6 3,6 3,8 4,0 3,7 3,9 4,0/3,6* 4,2/3,8* 4,4/4,0* 4,6 6,0 5,8 6,0 8,5 6,2 | ||||||||||||||
Прицепы: одноосные грузоподъемностью до 3 т двухосные грузоподъемностью до 8 т двухосные грузоподъемностью 8,0т и более | Все модели Все модели Все модели | 0,1 0,2-0,3 0,3-0,4 | 0,4 0,8-1,0 1,3-1,6 | 2,1 4,4-5,5 6,0-6,1 | 0,4 1,2-1,4 1,8-2,0 | ||||||||||||||
Полуприцепы грузоподъемностью 8,0 т и более | Все модели | 0,2-0,3 | 0,8-1,0 | 4,2-5,0 | 1,1-1,45 |
* В знаменателе данные для автомобиля выпуска с 1980 г.
** Уточненные нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей КамАЗ приведены по второй части Положения для этого семейства.
Таблица 3. Норма пробега подвижного состава и основных агрегатов выпуска после 1972 г. до капитального ремонта (см. пп. 2.3, 2.55.2), тыс. км*
Подвижной состав и его основной параметр | Марки, модули подвижного состава (грузоподъемность) | Автомобиль, прицеп или полуприцеп: кузов, кабина, рама | Двигатель | Коробка передач (гидромеханическая передача) | Ось передняя | Мост задний (средний) | Рулевой механизм | ||
Легковые автомобили: малого класс (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150кг) среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг) | Москвич-2138, ИЖ-2125, ВАЗ (кроме 2121) Газ-24-01, -24-07 | ||||||||
Автобусы: особо малого класса (длина до 5,0 м) малого класса (6,0 – 7,5 м) среднего класса (8,0 - 9,5м) большого класса (10,5-12,0м) | РАФ-2203 ПАЗ-672 КАвЗ-685 ЛАЗ-695Н, -695 НГ ЛАЗ-697Н, -697Р ЛиАЗ-677, -677М, -677Г | ||||||||
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т: от 0,3 до 1,0 от 1,0 до 3,0 от 3,0 до 5,0 от 5,0 до 8,0 от 8,0 и более |
ИЖ-27151 (0,4 т)
![]() УАЗ-451М, -451 ДМ ГАЗ-52-04, -52-07 (2,5т), -52-27 (2,4 т)
ГАЗ -53А,-53-07 (4 т)
ЗИЛ-130, -138 (5/6 т**), -138А (5,4 т) КАЗ-608, -608В Урал-377, -377Н (7,5т)
МАЗ - 5335 (8 т) КамАЗ-5320** КрАЗ-257, -257Б1 (12т) | 200/250** -*** | -*** | ||||||
Прицепы: одноосные грузоподъемностью до 3 т двухосные грузоподъемностью до 8 т двухосные грузоподъемностью 8,0т и более | Все модели То же ГКБ-8350 | - - - | - - - | - - - | - - - | - - - | |||
Полуприцепы грузоподъемностью 8,0 т и более | КАЗ-717 (11,5)
![]() МАЗ-93801 Маз-9397 (20 т) | - - - - | - - - - | - - - - | - - - - | - - - - |
* Норма устанавливает величину пробега, после которого по результатам оценки технического состояния подвижной состав и его основные агрегаты могут быть направлены в капитальный ремонт.
** В знаменателе для автомобилей выпуска с 1980 г.
*** Норма пробега двигателя и заднего (среднего) моста автомобилей КамАЗ до капитального ремонта приведены во второй части Положения для этого семейства
Таблица 4 Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации – К*1
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |||
Периодичность технического обслуживания | Удельная трудоемкость текущего ремонта | Пробег до капитального ремонта ** | Расход запасных частей*** | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,00 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,10 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 | 1,40 |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 | 1,65 |
Таблица 5. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы – К2
Модификация подвижного состава и организация его работы | Нормативы | ||
Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Седельные тягачи | 1,10 | 0,95 | 1,05 |
Автомобили с одним прицепом | 1,15 | 0,90 | 1,10 |
Автомобили с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы с одним прицепом при работе на коротких плечах (до 5 км) | 1,20 | 0,80 | 1,25 |
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 | 1,30 |
Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования)* | 1,10-1,20 | - | - |
* Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта специализированного подвижного состава уточняются по второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава.
Таблица 6. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3=К`3K``3
Характеристика района | Нормативы | |||
Периодичность технического обслуживания | Удельная трудоемкость текущего ремонта | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Коэффициент К`3 | ||||
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 | 1,4 |
Коэффициент K``3 | ||||
С высокой агрессивностью окружающей среды | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Примечания.
1. Корректирование нормативов производится для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности, работы в данных районах.
2. Районирование территории СССР по природно-климатическим условиям приведено в прил. 11.
3. Для районов, не указанных в прил. 11, коэффициент корректирования К``3 равен 1,0.
4. Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.
Таблица 7. Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К`4) в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР | Автомобили | |||||
Легковые | автобусы | Грузовые | ||||
К4 | К`4 | К4 | К`4 | К4 | К`4 | |
До 0,25 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Свыше 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Свыше 0,50 до 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Свыше 0,75 до 1 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
Свыше 1 до 1,25 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
Свыше 1,25 до 1,50 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
Свыше 1,50 до 1,75 | 2,0 | 1,4 | 1,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 |
Свыше 1,75 до 2,00 | 2,2 | 1,4 | 2,1 | 1,4 | 1,9 | 1,3 |
Свыше 2,00 | 2,5 | 1,4 | 2,5 | 1,4 | 2,1 | 1,3 |
Таблица 8. Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава - К5
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на автотранспортном предприятии | Количество технологически совместимых групп подвижного состава | ||
Менее 3 | Более 3 | ||
До 100 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Свыше 100 до 200 | 1,05 | 1,10 | 1,20 |
Свыше 200 до 300 | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
Свыше 300 до 600 | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
Свыше 600 | 0,80 | 0,85 | 0,95 |
Примечания.
1. Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания и текущего ремонта приведено в приложении 10.
2. Количество автомобилей в технологически совместимой группе должно быть не менее 25.
Таблица 9. Районирование территории России по природно-климатическим условиям
Республика Саха (Якутия); Магаданская обл. | Очень холодный |
Республики: Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тува, Хакасия Края: Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский Области: Амурская, Архангельская, Иркутская, Камчатская, Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Томская, Тюменская и Читинская | Холодный |
Республики: Башкортостан, Удмуртская Области: Пермская, Свердловская, Курганская и Челябинская | Умеренно холодный |
Республики: Северо-Осетинская, Адыгея, Дагестан, Ингушская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкария, Чеченская Края: Краснодарский, Ставропольский Области: Калининградская, Ростовская | Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный |
Остальные регионы РФ | Умеренный |
Таблица 10. Продолжительность простоя подвижного состава (выпуска после 1972 г.) в техническом обслуживании и ремонте
Подвижной состав | Техническое обслу- живание и текущий ремонт на автотранспортном предприятии, дней /1000 км | Капитальный ремонт на специализированном ремонтном пред- приятии, дней |
Легковые автомобили | 0,30—0,40 | |
Автобусы особо малого, малого и среднего классов | 0,30—0,50 | |
Автобусы большого класса | 0,50—0,55 | |
Грузовые автомобили грузоподъем- ностью, т: | ||
от 0,3 до 5,0 | 0,40—0,50 | |
от 5,0 и более | 0,50—0,55 | |
Прицепы и полуприцепы | 0,10—0,15 | — |