УМК «Школа России», М.И. Моро




Выполнила студентка 3 курса группы НОЛ-118

Иванова Анастасия Сергеевна

Фрагмент урока по методике преподавания математики

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр.14 №3

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

Задача:

В школьную библиотеку привезли 60 учебников по истории и 40 учебников по географии в пачках, по 10

книг в каждой. Сколько всего пачек учебников привезли в библиотеку?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

В школьную библиотеку привезли 60 учебников по истории и 40 учебников. Сколько всего учебников привезли в библиотеку?

60+40=100 (уч.)- общее количество учебников, которые привезли в библиотеку.

2 вид простой задачи: На нахождение делителя (деление по содержанию).

В школьную библиотеку привезли 100 книг в пачках, по 10 книг в каждой. Сколько всего пачек книг привезли в библиотеку?

100:10=10 (п)- общее количество пачек учебников привезли в библиотеку.

ИЛИ ЖЕ:

1 вид простой задачи: На нахождение делителя (деление по содержанию).

В школьную библиотеку привезли 60 учебников по истории в пачках, по 10 штук в каждой. Сколько пачек учебников по истории привезли в библиотеку?

60:10=6 (п)- всего пачек книг по истории привезли в библиотеку.

2 вид простой задачи: На нахождение делителя (деление по содержанию).

В школьную библиотеку привезли 40 учебников по географии в пачках, по 10 книг в каждой пачке. Сколько пачек книг по географии привезли в библиотеку?

40:10=4 (п)- всего пачек книг по географии привезли в библиотеку.

3 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы двух чисел.

В школьную библиотеку привезли 6 пачек книг по истории и 4 пачки книг по географии. Сколько всего пачек книг привезли в библиотеку?

6+4=10 (п)- всего привезли в библиотеку.

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/ презентации
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.   -Давайте вспомним то, что уже изучили. Для этого устно решим следующие задачи: Фермер собрал 3 мешка капусты и 6 мешков картошки. Сколько всего мешков собрал фермер? - Сколько мешков капусты собрал фермер? (3) - Сколько мешков картошки собрал фермер? (6) - Чтобы узнать, сколько всего мешков собрал фермер, какое действие нужно выполнить? (Сложение) - Верно. И какое же выражение у нас получится? 3+6=9 (мешк.)- всего собрал фермер. У нас получилось ответить на вопрос задачи? (да) -А теперь давайте прочитаем следующую задачу и решим ее: Веревку длиной 10 метров разделили на равные части по 2 метра каждая. На сколько частей разделили верёвку? - Какая длина у верёвки? (10 метров) - А что еще сказано в условии? (что верёвку разделили на равные части по 2 метра каждая) - Что нужно найти (на сколько частей разделили веревку) -Давайте составим схему:   10 метров
?
 
 

 

 


- Чтобы узнать, на сколько частей разделили верёвку, какое действие нужно выполнить? (Деление)

- Правильно. И какое выражение получается в итоге?

10:2=5 (ч)- частей получается в итоге.

- Что мы запишем в ответе? (верёвку разделили на 5 частей)

- Молодцы!

- А теперь внимательно прочитаем следующую задачу:

У Маши 5 жетонов, у Полины 8 жетонов.

- Можем ли мы назвать текст задачей? (нет)

- А чтобы текст стал задачей, что нужно сделать? (Для того, чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос)

- Какой вопрос мы можем задать в этой задаче? (Насколько жетонов больше было у Полины, чем у Маши?)

- Теперь давайте составим схему к данной задаче:

Насколько больше?
М

 

П

 

- Молодцы! А теперь давайте решим эту задачу:

- Сколько жетонов было у Маши? (5)

- Отлично. А сколько жетонов было у Полины? (8)

- А как нам узнать, насколько больше жетонов было у Полины, чем у Маши? (нужно вычесть из количества жетонов Полины количество жетонов Маши)

- Какое в итоге получится выражение?

8-5=3 (ж)- было больше у Полины, чем у Маши.

- Что запишем в ответе? (У Полины было на 3 жетона больше, чем у Маши).

- Верно. Ребята, вы большие молодцы!

 

 
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. - Давайте откроем учебник на странице 14 и посмотрим на задание под номером 3. - Прочитайте его про себя. Кто хочет прочитать вслух? - Итак, о чём идет речь в задаче? (О книгах по истории и географии, которые привезли в школьную библиотеку) - Что мы знаем про книги по истории? (что их 60) - А про книги по географии? (их 40) - А что еще известно в данной задаче? (что книги привезли в пачках, по 10 книг в каждой) - Так и что же нам нужно найти? (сколько всего пачек книг привезли в библиотеку?) - Для того, чтобы лучше понять задачу, давайте изобразим ее схемой:  
?
И:

 

Г:

 

1 пачка:

 

-Посмотрите внимательно на схему. Что означает прямоугольник и внутри число 10? (что в нем 10 книг)

- Верно.

- Как узнать, сколько всего книг привезли в библиотеку? (нужно к книгам по истории прибавить книги по географии)

 

К
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: · Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение; · o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. - А можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Нет. Давайте порассуждаем. - Какой же главный вопрос задачи? (Сколько все пачек книг привезли в библиотеку?) - Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны знать? (сколько всего было книг) И какое выражение мы получим? 60+40=100) - И как же мы узнаем, сколько всего пачек книг привезли в библиотеку? (мы 100 поделим на 10, т.к. в одной пачке 10 книг. 100:10=10 (п)- всего пачек привезли в библиотеку). -Отлично. Но данную задачу мы можем решить еще одним способом. - Мы с вами имеем 60 книг по истории. А как нам узнать, сколько пачек книг привезли в библиотеку привезли именно по истории? (нужно 60 поделить на 10- 60:10=6 (п)- пачек книг по истории привезли в библиотеку). - Верно. А как узнаем, сколько пачек книг по географии привезли в библиотеку? (Точно так же. Мы 40 поделим на 10 и получим число пачек с книгами по географии. 40:10=4 (п)- пачек книг привезли по географии). - Правильно. Так сколько всего пачек книг привезли в школьную библиотеку? Как мы это узнаем? (нужно сложить количество пачек книг по истории и количество пачек книг по географии. 6+4=10 (п)- всего привезли в библиотеку).    
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: · Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. - Во сколько действий можно уместить задачу в первом способе? (2 действия) - Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 60+40=100 - 100 чего? (книг) - Что мы нашли в первом действии? (общее количество книг, которые привезли в библиотеку) - Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 100:10=10 (п)- общее количество пачек книг, которые привезли в библиотеку. - Чему равно? (10) - Что мы нашли во втором действии? (общее количество пачек книг, которые привезли в библиотеку). -Запишем пояснение ко второму действию. - Это первый способ решения задачи. А сколько действий решения задачи будет во втором способе? (3) - Верно. А почему их будет три? (потому что у нас 3 неизвестных) - Какое будет первое действие? 1) 60:6=10 (п)- всего пачек книг по истории. - Что мы нашли в первом действии? (количество пачек книг по истории) - Запишем пояснение к первому действию. - Далее, запишем второе действие, что будет здесь? 2) 40:4=10 (п)- всего пачек книг по географии. - Во втором действии мы нашли… (количество пачек книг по географии). - Верно. Записываем пояснение. - И у нас осталось последнее действие. Что же мы запишем в нем? 3) 6+4=10 (п)- общее количество пачек книг, которые привезли в библиотеку. - Тут мы нашли.. (общее количество пачек книг, которые привезли в библиотеку). - Давайте запишем пояснение к этому действию.    
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: · Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной.   1. - Так, для проверки правильности решения данной задачи, давайте составим задачу обратную ей. - Для начала составим обратную задачу по первому способу: как правильно это сделать? От чего мы должны оттолкнуться? (От общего количества пачек книг) -Верно. Что мы получим? В школьную библиотеку привезли 10 пачек книг, а в каждой пачке по 10 книг. Также известно, что в этих пачках было 60 учебников по истории, а остальное по географии. Сколько учебников по географии привезли в школьную библиотеку? - Итак, эту задачу мы решим в 2 действия. Почему? (потому что в ней 2 неизвестных) 1) 10*10=100 (книг)- всего привезли в библиотеку. - Что мы узнали в первом действии? (сколько всего книг привезли в библиотеку). - Запишем пояснение. - Мы узнали, сколько всего у нас книг. А теперь давайте выполним второе действие. 2) 100-60=40 (уч.)- количество учебников по географии. - Что мы нашли? (количество учебников по географии) - Верно. Запишите пояснение ко второму действию. - Итак, что мы запишем в ответе? (40 учебников по географии привезли в библиотеку). - Молодцы! Мы с вами решили обратную задачу по первому способу. Ответы у нас сошлись? В первом случае у нас 40 учебников географии, а это значит, что во втором случае мы правильно все решили. 2. - А теперь давайте проверим решение задачи по второму способу, подобрав к ней обратную задачу. В школьную библиотеку привезли 10 пачек книг, в каждой пачке 10 книг. Известно, что по географии 4 пачки, а остальные по истории. Сколько учебников было по истории и сколько по географии? - Что нам известно? (что в каждой пачке по 10 книг). - А что еще мы знаем? (что по географии таких пачек 4). - И что же нужно найти? (сколько было учебников по истории и сколько учебников было по географии). - Какое будет первое действие? 1) 10-4=6 (п)- книг по истории. - Что мы нашли? (сколько пачек книг привезли по истории). - Записывайте пояснение к действию. Какое будет 2 действие? 2) 10*4=40 (учебн)- по географии. - Что мы нашли во втором действии? (количество учебников по географии). - Запишем пояснение. - И последнее действие. 3) 10*6=60 (учебн.)- по истории. - Что мы нашли в 3 действии? (количество учебников по истории). - Давайте запишем пояснение к третьему действию. - Отлично. Мы решили обратную задачу к задаче, решенной по второму способу. Ответы у нас сошлись? (да). - Молодцы! А теперь давайте запишем ответ к исходной задаче: Ответ: в библиотеку привезли 10 пачек книг.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: