Предмет, метод и принцип менеджмента. Процесс управления.




Основы управления здравоохранением

Лекция 1

Предмет, метод и принцип менеджмента. Процесс управления.

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки.

Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Менеджмент в здравоохранении – это наука управления, регулирования, контроля финансовых, трудовых и материальных ресурсов органами учреждения здравоохранения.

Цель менеджмента – снижение потерь общества от заболеваний, инвалидности и смертности населения при имеющихся ресурсах.

Задача менеджмента в здравоохранении – это наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебных, диагностических и профилактических мероприятий и рационального использования ресурсов здравоохранения.

Объект менеджмента – лечебно-профилактические учреждения.

Управление возникает тогда, когда люди объединяются для совместного выполнения какой-либо деятельности.

Управление – это преимущественно человеческая функция. В управлении существуют две стороны:

- субъект управления (руководитель);

- объект управления (трудовые, финансовые и материальные ресурсы).

В менеджменте действуют три уровня системы управления:

-стратегический уровень – на стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе;

-тактический уровень – тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов;

- оперативный уровень – оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Принципы управления весьма разнообразны. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

Научность – этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях.

Системность и комплексность - этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств;

Принцип коллегиальности в выработке решений – любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение претворяется в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. Д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные должны проявить разумную инициативу.

Принцип единоначалия Означает предоставление руководителю органа управления или организации здравоохранения широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы. Этот принцип, как правило, оправдан и реализуется в системе управления с высоким уровнем централизации власти. Во многом эффективная реализация этого принципа зависит от авторитета руководителя.

Принцип централизации и децентрализации управления –

Централизация и децентрализация власти, по сути дела, два взаимосвязанных процесса, предусматривающих концентрацию власти и ее распределение, централизованное управление и самоуправление. Баланс, который устанавливается между ними, очень динамичен и может быть нарушен в ту или иную сторону, но чаще в пользу централизованной власти. Централизация функции управления должна гибко сочетаться с децентрализацией и создавать необходимые условия для нижестоящих звеньев в системе управления здравоохранением.

Централизация управления имеет преимущества при решении глобальных, стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных, экстремальных ситуаций (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями). Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высоких уровней или входили в компетенцию вышестоящих органов. Эта форма управления освобождает исполнителей от ненужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности.

Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и результативные тактические решения, которые не противоречат стратегическим решениям, принимаемым на высшем уровне управления. Другими словами, при наличии продуманной стратегии развития здравоохранения на федеральном уровне органам управления здравоохранением субъектов РФ можно передать больше прав, а соответственно, и обязанностей. Аналогично, разработка эффективной политики охраны здоровья населения на уровне субъекта РФ позволит делегировать многие полномочия по ее реализации органам управления здравоохранением муниципальных образований.

Принцип делегирования полномочий – в самом названии этого принципа заключен его главный смысл: передача руководителем части своих функций, подчиненным без активного вмешательства в их действия. В итоге руководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организаторский потенциал на решении задач более сложного уровня управления. Одновременно реализация этого принципа предоставляет большие возможности для повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Делегирование полномочий целесообразно и в том случае, когда руководитель готовит на свое место преемника.

Методы управления – это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:

 

• организационно-распорядительные;

· правовые;

• экономико-математические;

• социально-психологические;

• общественные или коллективные.

Организационно-распорядительные методы управления позволяют, прежде всего, компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами достаточно эффективно можно обеспечивать взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения.

Правовые – через соблюдение законов РФ и области.

В настоящее время в управлении здравоохранением все большую распространенность приобретают экономико-математические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинтересовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококвалифицированной, качественной медицинской помощи.

Общественные или коллективные методы управления подразумевают демократизацию управления, то есть расширение участия работников в выполнении управленческих функций.

Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Именно поэтому в задачи руководителя органа управления, организации здравоохранения, отдельных подразделений входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Большой вклад в разработку социально-психологических методов

управления внесла школа человеческих отношений.

Социально-психологические методы представляют собой больше искусство, чем науку.

Важны все четыре метода, но в конкретных условиях будут меняться приоритеты. Однако только на основе четкой организационно-распорядительной регламентации деятельности ЛПУ, подразделений, всех работников и взаимосвязей между ними и при использовании экономических методов, создается база для эффективного включения социально-психологических методов, обеспечивающих сбалансированные взаимоотношения между руководством и работником.

 

Процесс управления

Полный цикл управленческой деятельности состоит из анализа, прогнозирования, принятия управленческого решения, планирования, организации, координации, контроля, мотивации.

Управленческое решение - это один из важнейших элементов процесса управления, является директивным актом, т.е. обязательным для исполнения.

Медицинские работники в течение рабочего дня сталкиваются с множеством различных ситуаций, для которых у них нет готовых решений. Одни из них незначительны и могут быть решены без посторонней помощи, другие сложные и требуют тщательного рассмотрения.

Существует два основных способа принятия решения:

- индивидуальный;

- коллективный.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых:

1. компетентность,

2. информационное обеспечение,

3. взвешенность решения,

4. своевременность акта управления.

В зависимости от значимости цели управленческого решения они

делятся на:

Стратегические решения это наиболее важные решения, связанные с существенными преобразованиями (программа повышения качества оказания медицинской помощи населению). Рассчитаны на длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Тактические решения обеспечивают реализацию стратегических задач. Руководители II уровня расписывают действия по решению проблем связанных с предложенной стратегией. По времени не превышают 1 года.

Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на 1 месяц.

Принятие управленческого решения это сложный и систематизированный процесс, состоящий из 3 этапов:

Первый этап – определение проблемы:

Ø сбор информации;

Ø изучение обстановки;

Ø анализ сложившейся ситуации.

Второй этап – принятие управленческого решения:

Ø рассмотрение альтернативных вариантов решения;

Ø сопоставление вариантов с имеющимися ресурсами;

Ø разработка и составление плана выполнения решения.

Требование к управленческому решению

оно должно быть:

Ø актуальным (это ответ на потребности);

Ø обоснованным (учитывать всю совокупность факторов и условий);

Ø иметь ясную целевую направленность (расписать конкретные действия);

Ø адресным (указать ответственных и исполнителей);

Ø не противоречивым (согласовать с ранее принятыми и соответствовать нормативно-правовым документом);

Третий этап – выполнение решения:

Ø доведения решений до конкретных исполнителей;

Ø разработка мер поощрений и наказаний;

Ø контроль за выполнением решений.

Контроль по времени может быть:

1. предварительным для предупреждения неверных или необоснованных решений;

2. текущим непосредственно в процессе работы, с целью своевременного выявления отклонений, препятствующих исполнению задания подчинёнными в полном объеме;

3. заключительным (после завершения работ) даёт информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, способствует мотивации.

Контроль подразумевает выполнение четырёх этапов:

Ø - установления желаемого результата исполнения;

Ø - изучение фактических результатов;

Ø - оценка и сравнение полученных результатов с запланированными;

Ø - выработка корректирующих воздействий.

Только знание принципов, методов, функций управления позволит правильно организовать процесс управления и сделать управление эффективным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: