Вопросы для самоконтроля
Расскажите про общие правила конспектирования.
Охарактеризуйте правила реферирования.
Опишите требования аннотирования.
Расскажите про правила составления тезисов.
Опишите про порядок рецензирования.
1. Одним из наиболее часто практикуемых видов записей является конспект, т. е. краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». Составляется с целью сохранения в памяти. Помимо обычного текстового конспекта, в ряде случаев целесообразно использовать такой конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект). Это удобно при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен..Еще одна форма конспекта - графическая. Суть ее в том, что элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними. На первой горизонтали находится формулировка темы, на второй показано, какие основные положения в нее входят. Эти положения имеют свои подразделения и т. д.По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта - наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Реферирование, или составление реферата (лат. Reffere - докладывать, сообщать) - это краткое изложение содержания оригинала - первоисточника.
Реферат - краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, который требует умения составлять и анализировать различные точки зрения.
|
Реферат отличается точным изложением основной, существенной новой информации.
К реферату предъявляются следующие основные требования:
новизна информации;
научная адекватность реферата источнику;
выявление концепции автора и оптимальное сочетание теоретического и фактического материала;
достижение максимальной информативности при повышении степени свертываемости информации.
Сложившаяся практика реферирования научной литературы, а также соотнесение объема автореферата и диссертации свидетельствуют о том, что оптимальный объем реферата должен составлять в среднем 10-15 % реферируемого документа (хотя возможна и большая степень сжатия информации).
В данном случае в реферате в полной мере можно отразить все элементы структуры, основной фактографический материал, методические и концептуальные особенности реферируемого источника, статистические и справочные данные. Такой реферат может заменить исследователям и преподавателям первоисточник, который возможно им недоступен по тем или иным причинам.
3. Аннотация включает сведения о содержании произведений печати, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.
Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и проблематики, дает представление об объекте, цели работы и ее результате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем аннотации 500 печатных знаков. Итак, аннотация представляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме 4. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержание, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. Правила составления вторичных тезисов 1. При первом чтении текст делится на смысловые части, в каждой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы. 2. При вторичном чтении вся информация собирается в блоки. 3. Главная информация фиксируется в разных формах: тезисы; выписки; вопросы; назывные предложения. 4. Второстепенная информация приводится при необходимости. 5. Тезисы содержат те же композиционные части, что и сам первоисточник (научный доклад или научная статья)
|
5. Основные функции рецензии - информирующая и оценочная - могут быть по-разному реализованы. Возможно доминирование одной из них, что создает варианты и разновидности текстов рецензии
В зависимости от значимости произведения, его величины и ряда других обстоятельств, рецензии могут быть сравнительно небольшими и довольно пространными. Если рецензия пишется на несколько произведений, объединенных по каким-нибудь признакам (например, по тематическому, хронологическому и т.п.), то она приобретает характер критического обзора.
В литературе сложился типовой план для написания рецензии.
1. Объект анализа.
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание.
4. Формулировка основного тезиса.
5. Общая оценка.
6. Недостатки, недочеты.
7. Выводы. Объектом оценки могут быть:
полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
новизна и актуальность поставленных проблем;
позиция, с которой автор рассматривает проблемы;
корректность аргументации и системы доказательств;
характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
убедительность выводов.