Тема 8: История религии.




Религия являет собой одну из форм осознания мира, которая обусловлена на вере в высшие силы. Как правило, каждая религия включает в себя ряд морально-этических норм и правил поведения, культовых ритуалов и обрядов, а также объединяет группу верующих в организацию. Все религии опираются на веру человека во сверхъестественные силы, а также на взаимоотношения верующих с их божеством (божествами). Несмотря на кажущуюся разность религий, многие постулаты и догмы различных верований очень схожи, и особенно это заметно в сравнении основных мировых религий.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем.

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них. К древним религиозным культам относятся:

Ø превознесение богов, святых, предков, реликвий;

Ø жертвоприношение, жертвование, милостыня и т. п.;

Ø богослужение, таинства, молитвы и т. д.;

Ø освящение церковных сооружений, утвари и проч.;

Ø пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.;

Ø принуждение к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей:

  1. патриарх, папа, аятолла и др.;
  2. синод, коллегия кардиналов, имамат и др.;
  3. священнослужители.

Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

Ø Важнейшей функцией религии, присущей только ей, является удовлетворение мистической потребности - успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Ø Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Ø Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

Ø Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Ø Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии.

Виды религии - это такие явления, которые могут быть определены так же, как и религия в целом, но содержат еще и дополнительные качества.

В первую очередь мы рассмотрим виды религии, вытекающие из периодизации се развития. Здесь можно выделить следующие виды: полидемонизм, религии периода перехода к классовому обществу, национальные и мировые религии.

В первобытном обществе религия существовала в форме полидемонизма или язычества (поли - много, демон - название стихийной природной силы, которую в полном смысле слова еще нельзя назвать Богом, но, тем не менее, она обладала сверхъестественной силой). В содержательном отношении у разных народов были разные представления о богах и устройстве мира. Однако в рамках полидсмонизма можно выделить формы культа, которые встречаются у всех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм. Они появились уже в период позднего палеолита.

На завершающем этапе развития полидемонизма, по мере перехода к оседлому образу жизни и формированию классовых отношений появляются сельскохозяйственные культы, в которых уже прослеживается иерархия во взаимоотношении богов. К этому этапу относятся религии Египта, Древней Греции, Древнего Рима, славянские религии и религии других народов.

Силы природы все чаще приобретают человекоподобный облик, наделяются вполне понятными человеческими качествами. Они превращаются в различные божества, которые вытесняют и заменяют духов, тотемных предков, разнообразные фетиши. Такое состояние обозначается термином политеизм

(«многобожие»). Обычно переход к политеистическим верованиям сопутствовал распаду родоплеменных структур и формированию ранней государственности.

Каждому божеству отводилась определенная сфера управления в природе и обществе, складывались пантеон (собрание богов) и иерархия богов. Возникают мифы, объясняющие происхождение богов, их родословную и взаимоотношения внутри пантеона (теогония). Политеизм предполагает довольно сложную систему культовых действий, адресованных конкретным богам и пантеону в целом. Это существенно повышает значение жречества, профессионально владеющего знанием ритуала.

Религии, возникшие на этапе становления классового общества и образования государства, называются национальными религиями. Исповедовать такую религию могут только те, кто принадлежит к данному народу. Как правило, такие религии сохраняются достаточно долго. Они выражают национальную специфику народа и, легко приспосабливаясь к изменяющемуся миру, способны удовлетворять религиозные потребности граждан даже в современном обществе. К национальным относятся религии: в современной Индии - индуизм; в Китае - конфуцианство и даосизм; в Японии - синтоизм и в Израиле - иудаизм. На последней стадии возникают мировые религии, к которым относятся буддизм, христианство, ислам. Исповедовать эти религии может любой человек независимо от национальности.

Количество богов, которым поклоняются представители определенного вероисповедания, является еще одной основой для классификации. В соответствии с этим различают монотеистические и политеистические религии. Монотеистические религии утверждают веру в одного Бога. К ним относятся иудаизм, христианство и ислам. Политеистические религии утверждают веру во множество богов, число которых может превышать миллион. К ним относятся все остальные религии мира, в том числе и мировая религия буддизм.

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа, который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению. О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей.

Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие. Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии.

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм - вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов). Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

К ранним формам религии относитсямагия. Магия - вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах. Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.). Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название

«фетишизм». Фетишизм - вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок.

Анимизм - вера в существование души и духов. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов. Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие - оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм - вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных. Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно. Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития.

Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо региона, правители которого захватывали трон фараонов. Так, например, когда Фивы превратились в столицу Египта, местный бог Амон, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи. В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет - львицы, Тот - павиана, бог водной пучины Себек - крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) - змеи-кобры.

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб - обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора - божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в несовершенном виде) в египетской религиозной мысли.

Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада » и «Одиссея» и Гесиода «Теогония». В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица - божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога - Геру. Затем выделяется мужское божество - Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения - боги Посейдон иДеметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса - Апполон, Гефест и Арес; дочери - Афина, Артемида, Афродита.

Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник - «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздника был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, например «Великие Дионисии » - в честь бога Диониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводились мистерии - тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.

Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте, они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами, так как считалось, что они способны передавать волю богов.

Религии римлян присущи следующие характерные черты:

§ синкретизм - обусловленный тем, что становление римского государства происходило в результате завоевания других народов. Религиозные идеи этих народов становились частью римской религии;

§ этатизм и политическая ангажированность, впоследствии приведшие к возникновению культа императора;

§ связь с римским мифом о происхождении государства и благословении его со стороны богов;

§ меньшая конкретность в понимании богов, чем это мы видели раннее. Римляне обожествляют абстрактные понятия: справедливость, счастье и др.

Первоначально во главе пантеона богов стоял Юпитер, помогали ему Марс (военные отношения) и Кверин (мирная жизнь). В конце царского периода, к VI в. до н.э., эта триада изменяется: помощниками Юпитера становятся Юнона и Минерва. Юнона олицетворяет чувственность, а Минерва — ум, разумное начало.

Кроме того, существовало еще очень большое количество богов, которых римляне, так же как и греки, делили на три категории:

§ уранические или небесные, к которым относились названные выше представители триады;

§ хтонические или подземные (например, Сатурн - бог урожая);

§ ойкуменические или земные (например, Янус - бог входа и выхода, бог начинаний и первый италийский царь; Веста - богиня домашнего очага, олицетворение чистоты и верности). Весте был посвящен храм. Служительницами храма становились девственницы, их называли весталки, они должны были сохранять девственность и служить Весте до 30 лет.

К особенностям римской религии относится обожествление общих понятий: Конкордия считалась богиней согласия; Клементия - богиней кротости; Виктория - богиней победы; Либертос - богиней свободы.

Кроме того, римляне обожествляли своих императоров и даже умерших родителей. По мере расширения Римской империи увеличивалось количество богов, поэтому происходило совмещение римских богов с иностранными, особенно греческими. Юпитер совмещается с Митрой и Зевсом, Венера — с Исидой и Астартой и т.д. Когда начались завоевания римлянами древнегреческих полисов, многие греческие боги были совмещены с римскими.

Кроме богов, римляне почитали демонов, прежде всего домашних, которые делились на группы: пенаты (хранители домашнего очага и припасов); лары (хранители нравственных устоев); гении (дух мужчины, главы семьи).

Наряду с добрыми демонами, существовали и злые. К ним относили ларвов и лемуров — злые души умерших. Эти демоны появляются в результате того, что человек не был захоронен согласно ритуалу и за это мстит живым. Мелкому обожествлению подвергались мельчайшие события в жизни человека: первый крик младенца, возвращение домой, хождение по улице и многое другое. Этим божествам посвящались определенные церемонии.

В первый период существования Рима религиозные обряды совершал царь, впоследствии этим стали заниматься специально назначаемые жрецы, главным из которых был верховный понтифик. Кроме обязательных обрядов в честь богов в начале и середине каждого месяца, совершались и особые обряды в дни, когда для Рима существовала какая-либо угроза, или в ознаменование победы. Участие в обрядах и ритуалах означало лояльность граждан к императору. За отказ соблюдать обряды могло последовать жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Большую роль в жизни Древнего Рима играли гадания, к которым прибегали каждый раз, когда предстояло принять важное решение. Гадали по полету птиц - ауспиции, этим занимались авгуры и

магистраты; по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, этим занимались гаруспики. Существовали специальные сезонные и семейные праздники и обряды. К ним относились луперкалии - весенние пастушеские обряды, погребальные обряды, была распространена магия.

Религия древних славян представляет собой совокупность сложившихся в дохристианской славянской культуре религиозных воззрений и отношений, а также способов организации духовного опыта и поведения.

Существовала развитая система понятий, обозначающих сверхъестественные силы. Высший разряд составляли боги. Понятие «Бог» означает — дающий долю, удел, богатство. Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных.

К небесным богам относился Перун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного. Стрибог — бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или Даждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем. Хорс - солнечный и Симаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром.

К подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля», «Хлебородница », Мокошь - это женское божество, которое наделяется только положительными качествами. Мужским подземным богом считался Велес, которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод, а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Велеса считалось ясновидение.

Преемственность поколений, берущих начало от общих предков, персонифицирована в образе Рода, рядом с которым упоминают рожаниц - дев судьбы, определяющих долю, судьбу новорожденного. Наряду с представлениями о высших богах, существовали верования в богов низшего уровня, духов, оборотней. Значительный отряд именовали бесами, которым приписывали злонамеренность и губительную силу. К бесам относили духов опасных для посещения мест: лесной глуши (леший), болота (зыбочник, болотник) омутов (водяной). В поле обитали полудницы. Внешне бесов представляли в человеческом, зверином или смешанном облике.

К наиболее опасным относилась группа полудемонов человеческого происхождения - это люди, не избывшие свой жизненный путь - упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки. Они вредят человеческому роду, и их надо опасаться. Существовало также и олицетворение болезней: мимохода, лихорадка, мара, кикимора и др.

Еще одна группа персонифицировала понятие о судьбе: Доля, Недоля, Лихо, Горе, Правда, Кривда и др.

У славян существовала вера в бессмертие души, в ее посмертное существование. При погребении необходимо было соблюсти все тонкости обряда, и только в этом случае душа обретает покой и впоследствии будет помогать потомкам. Славяне прибегали к различной форме захоронений, часто к кремации. Особое место в понимании мира у славян занимала вода. Они считали, что вода является стихией, связывающей живой и потусторонний мир.

Существовало множество обрядов, сопровождающих человека в иной мир, но не меньшее количество обрядов необходимо было соблюдать и после похорон. Наибольшее значение имела тризна - состязания и пиршество; смысл этого обряда - в активизации сил жизни, в победе ее над силами смерти. Погребальный обряд - это обряд перехода. К переходным обрядам относятся также свадьба и рождение ребенка. Существовала и календарная обрядность: Святки, Масленица. Иногда обряды сопровождались человеческими жертвоприношениями, но чаще жертвы были бескровными в виде пищи или иных даров. Часто жертвенная пища поедалась во время пира. В фольклоре сохранилось немало свидетельств о жертвенных пирах. Славяне считали, что на этих пирах присутствует Бог в виде гостя и одновременно хозяина ритуального пира.

Распространено было гадание. Поскольку вода была границей между мирами - потусторонним и посюсторонним, многие гадания предполагают манипуляцию с водой. Первичной ячейкой религиозной жизни выступала семья или общность семей - род. Обряды проводил глава семьи. Специальных жрецов не было, хотя были знатоки - волхвы.

Буддизм - наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн. последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть - удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

· Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

· После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

· Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. До VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. В 621-й году до н.э. царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни. Единственного Бога евреи назвали именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”).

Основные заповеди иудаизма, по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею, и другие книги религиозно-политического и историко-хронологического характера.

С инагога - это не только молельный дом, но и место проведения народных собраний. Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли р аввинами (великий).На основе многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд

(Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры.

Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи - Палестине - как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь - Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

· Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.

· Вера в искупительную жертву Иисуса Христа - второе лицо Троицы, Бог Сын - это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.

· Вера в Божественную благодать - таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.

· Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.

· Вера в существование добрых духов - ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: