Понятие, цели, общие начала таможенного контроля, его сроки




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Таможенный контроль и технические средства таможенного контроля

1.1. Понятие, цели, общие начала таможенного контроля, его сроки.....5

1.2. Технические средства таможенного контроля..................................11

1.2.1. Порядок применения технических средств в таможенных органах Российской Федерации...............................................................................12

Заключение...........................................................................................................16

Список использованных источников..............................................................17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С момента обретения странами СНГ независимости и их выход на мировой рынок в роли самостоятельного субъекта внешнеэкономической деятельности возникла необходимость в создании четкого механизма таможенного контроля.

Интенсивное развитие внешнеэкономических связей, значительное увеличение количества их участников, в том числе коммерческих структур, изменение таможенной политики в условиях становления рыночной экономики, расширение возможностей экспорта и импорта более широкой номенклатуры товаров - требуют от таможенных служб обеспечения высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля грузов, транспортных средств, вещей лиц, следующих через государственную границу. Одним из определяющих неотъемлемых элементов в повседневной досмотровой работе оперативных работников таможен является применение ими технических средств таможенного контроля (ТСТК), без которых в настоящее время уже невозможно обеспечить своевременность, качество и культуру таможенного контроля. Высокая результативность контроля достигается комплексным применением технических средств на каждом конкретном участке таможенного контроля, будь-то ручная кладь и багаж пассажиров и транспортных экипажей, контроль средне и крупногабаритных грузовых отправок и отдельно следующего багажа, контроль международных почтовых отправлений, или всех видов транспортных средств международного сообщения. Причем для таможенного контроля каждого вида перемещаемых через госграницу объектов в соответствии с технологическими схемами организации таможенного контроля должны применяться те или иные специфические виды ТСТК. Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними - все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявления предметов контрабанды.

Для однозначного толкования понятия технических средств таможенного контроля принято следующее определение:

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.

Под объектами, перемещаемыми через госграницу, понимаются - ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемый багаж пассажиров, все виды грузов, международные почтовые отправления, транспортные средства международного сообщения и в исключительных случаях конкретные лица (когда есть достаточные основания полагать, что они являются перевозчиками контрабандных товаров).

Как видно из определения, ТСТК - это необходимое «оружие» оперативных работников таможенной службы, использование которого обеспечивает экономическую и государственную безопасность страны.

Таким образом, изучение темы «Классификация ТСТК по функционально-целевому назначению» актуально.

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Понятие, цели, общие начала таможенного контроля, его сроки

Сразу нужно отметить, что как ни в каких других положениях нового ТК РФ, в части, таможенного контроля удалось приблизиться к международным стандартам, в частности, прежде всего к положениям Киотской Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г.

Вместе с тем была учтена и российская специфика. Мало для кого является секретом то, что уровень таможенного налогообложения в РФ один из самых высоких в мире, на плечи таможенных органов ежегодно возлагается задача по пополнению федерального бюджета (до 40 процентов). Если проводить параллели с зарубежными таможенными службами, то для них в большинстве случаев такой проблемы просто нет. В большинстве стран мира таможня не отвечает за сбор таможенных пошлин, акцизов и НДС, поскольку участники предпочитают совершать единый платеж (т. е. платеж «в одно окно»).

Другое отличие заключается в преемственности таможенного контроля, наличия некоторой его поэтапности, системы сквозного контроля. После завершения проверочных мероприятий таможенными органами, к проведению таможенного контроля подключаются налоговики. Налоговая служба, тесно взаимодействуя с таможенными структурами, зачастую решает таможенные вопросы.

Понятие «таможенный контроль» употребляется в двух смыслах. Прежде всего под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле (ст. 2 ТК РФ). С другой стороны, термин таможенный контроль используется в качестве устойчивого оборота речи для характеристики состояния товаров, находящихся под таможенным контролем. Это означает, что такие товары не свободны в обороте, ими можно пользоваться и распоряжаться исключительно в соответствии с ТК РФ, который устанавливает общие правило: запрещаются любые действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, за исключением тех, которые разрешены ТК РФ. В соответствии с таможенным законодательством все товары делятся на российские и иностранные. Российские товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента совершения первого действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары до фактического пересечения границы РФ. Иностранные товары будут считаться находящимися под таможенным контролем с момента их ввоза на таможенную территорию РФ до их выпуска для свободного обращения или помещения под иной завершающий режим как, например, реимпорт или реэкспорт.

Целями осуществления таможенного контроля являются:

1) обеспечение соблюдения участниками ВЭД норм таможенного, налогового, административного, уголовного законодательства;

2) охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

3) защита общественного порядка

4) выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

5) предупреждение неправомерных деяний субъектов внешнеэкономических отношений;

6) защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;

7) оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Можно выделить следующие общие начала таможенного контроля:

А) принцип законности означает, что все действия участников таможенного контроля должны осуществляться в строгом соответствии с международно-правовыми обязательствами РФ, нормами таможенного и иного законодательства РФ.

С того момента, как товары приобретают статус находящихся под таможенным контролем, пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ.

Тем самым таможенные органы приобретают возможность гарантировать сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Все предусмотренные таможенные операции должны быть совершены, а причитающиеся таможенные платежи – уплачены. Для совершения каких-либо действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, устанавливается разрешительный порядок. Например, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах СВХ), при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и/или изменения положения средств идентификации. Подобного рода операции могут совершаться лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями с разрешения таможенного органа. В свою очередь таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение таких операций, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их состояния.

Б) принцип анализа и управления рисками – это одна из наиболее важных новелл ТК

РФ. При этом под рисками понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Система управления рисками позволяет таможенным органам оперативно реагировать на острые, часто связанные с НТП ситуации, которые:

– имеют устойчивый характер (например, контрабанда, наркотики и т. п.);

– связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

– подрывают конкурентоспособность отечественного производителя;

– затрагивают другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

В своей повседневной деятельности таможенные органы призваны анализировать риски нарушения таможенного законодательства РФ, определяя товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Они же устанавливают пределы, необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом случае отдельно.

В) принцип выборочности основывается на принципе анализа и управления рисками. В соответствии с принципом выборочности предполагается использование таможенными органами только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточным для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Другими словами, работникам таможенных органов нет надобности проводить каждый раз полный таможенный контроль, а нужно ограничиться лишь такими его формами, которые адекватны возникающей оперативной ситуации и в достаточной мере могут служить соблюдению таможенного законодательства РФ.

Принципы презумпции виновности в контрольных мероприятиях не эффективен. Важнее создать такие условия, когда нарушать таможенное законодательство станет невыгодно.

Г) принцип сотрудничества, в соответствии с которым на ФТС (ГТК) РФ с целью повышения эффективности таможенного контроля возлагается обязанность организовывать взаимодействие с:

– таможенными органами иностранных государств посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний участников ВЭД, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования по отдельным вопросам;

– другими правоохранительными и контролирующими органами РФ;

– участниками ВЭД, различными организациями коммерческими и некоммерческими, предпринимательскими объединениями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами и услугами;

Д) принцип осуществления таможенного контроля исключительно таможенными органами РФ. Иные государственные органы не вправе осуществлять эту функцию. Полномочия по таможенному контролю возлагается только на таможенные органы, которыми по действующему законодательству является: ФТС (ФТС ГТК) РФ, РТУ РФ, таможни и таможенные посты. Передача полномочий по таможенному контролю другому государственному органу или органам не допускается. Что касается выполнения отдельных действий, относящихся к компетенции таможенных органов, то последние вправе допускать выполнение таких действий другим государственным органом, если это предусматривается ТК РФ или иными федеральными законами;

Е) принцип гуманности означает, что в процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства, а также применение технических средств, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека, животных и растений;


Ж) принцип недопущения причинения должностными лицами таможенных органов неправомерного вреда товарам, транспортным средства, лицам.

З) принцип оперативности означает, что все формы таможенного контроля должны осуществляться в заданные сроки. Установление предельных сроков проверки таможенной декларации при таможенном оформлении товаров, иных документов, представляемых в таможенный орган, а так же проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документов, наименованию, происхождения, качеству и стоимости товаров – является важной гарантией от административного произвола на стадии таможенного контроля. Безосновательно затянувшаяся проверка ведет к серьезным экономическим потерям и убыткам участников ВЭД, способствует возникновению ситуации непредсказуемости результатов процесса таможенного оформления товаров и транспортных средств. Вот почему в ТК РФ устанавливается предельный срок такой проверки – не более трех дней со дня принятия таможенной декларации таможенным органом (в ТК РФ 1993 г. срок аналогичной проверки равнялся 10 дням).

Для некоторых видов грузов могут устанавливаться и более короткие сроки (например, для скоропортящихся товаров; товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п.).

Срок проверки таких товаров продлевается на время, которого будет достаточно лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, для разделения товарной партии на отдельные товары.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: