Форма такого документа должна быть утверждена в приказе об учетной политике.
Записи о совершенных хозяйственных операциях производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе. Обязательные реквизиты первичных учетных документов • наименование документа (формы), код формы;
• дата составления;
• наименование организации, от имени которой составлен документ;
• содержание хозяйственной операции;
• измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
• наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).
.
6. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств
Инвентаризация - это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основные цели инвентаризации - выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.Инвентаризация оформляется первичными учетными документами установленной формы (инвентарные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости).Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.
|
Инвентаризация может быть обязательной или инициативной. Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;при смене материально ответственных лиц;при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
7. Оценка имущества и обязательств
Обязательна денежная оценка имущества и обязательств организации, определяется цель такой оценки для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении, определяются методы оценки имущества.
Оценка имущества организации производится следующими способами:
1) имущество, приобретенное организацией за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
2) имущество, полученное организацией безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования;
3) имущество, произведенное в самой организации, оценивается по стоимости его изготовления.
Другие методы оценки (в том числе путем резервирования) можно применять только в тех случаях, когда допускает законодательство РФ и нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
Методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются при принятии организацией учетной политики.
|
Фактическими затратами являются:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
2) суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
3) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
4) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
В качестве основного требования к ведению бухгалтерского учета установлено, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.
8. Учет уставного (складочного) капитала
Вновь созданная организация образует свой первоначальный капитал за счет взносов учредителей. В уставный капитал организации могут быть внесены денежные средства, основные средства, нематериальные активы, материалы, но запрещено передавать в качестве взноса в уставный капитал неотчуждаемые нематериальные блага, в том числе деловую репутацию организации, деловые связи и т. п.
Счет 75 «Расчеты с учредителями» предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации: по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, выплате доходов (дивидендов) и др.
|
К счету 75 «Расчеты с учредителями» могут быть открыты субсчета:
1) 75–1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»;
2) 75–2 «Расчеты по выплате доходов» и др.
На субсчете 75–1 учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по вкладам в его уставный (складочный) капитал.
По дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетом 80 «Уставный капитал» принимается на учет сумма задолженности по оплате акций при создании акционерного общества.
9. Учет резервного капитала
Создание резервного капитала в обязательном порядке касается акционерных обществ. Остальные организации могут создавать резерв в добровольном порядке.
В составе резервного капитала на счете 82 "Резервный капитал" в обществах с ограниченной ответственностью могут учитываться:
· резервный фонд;
· иные фонды, создаваемые в порядке и размерах, установленных уставом общества.
В составе резервного капитала в акционерных обществах могут учитываться:
· резервный фонд;
· специальный фонд акционирования работников;
· специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям;
· иные фонды, создаваемые в соответствии с уставом общества, например фонд на выкуп собственных акций по требованию акционеров.
В составе резервного капитала в унитарных предприятиях могут учитываться:
· резервный фонд;
· иные фонды, предусмотренные уставом унитарного предприятия.
Внимание! Организация вправе организовать учет своих специальных фондов (на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на акционирование работников и т.п.) на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" обособленно (Инструкция по применению Плана счетов). Но вне зависимости от счета, на котором эти фонды учитываются в бухгалтерском учете, в Бухгалтерском балансе они показываются по строке "Резервный капитал". Проводки:
Д84 К82 - Сформирован резервный капитал (учтены ежегодные отчисления)
Д82 К84 - Покрыт убыток за счет резервного капитала
10. Учет добавочного капитала
Добавочный капитал включает в себя:
· прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки
· эмиссионный доход (разница между продажной и номинальной стоимостью акций, которая образуется в процессе формирования уставного капитала акционерного общества).
Учет добавочного капитала осуществляется на пассивном счете 83 "Добавочный капитал".
По кредиту счета 83 показывают образование и пополнение добавочного капитала. Дебетовые записи по счету могут иметь место в случаях:
· погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки;
· направления средств на увеличение уставного капитала;
· распределения сумм между учредителями организации.
Корреспонденция счетов по счету 83:
Д 01 К83 - Увеличение добавочного капитала за счет дооценки имущества
Д 50, 51, 52 К83 - Увеличение добавочного капитала за счет эмиссионного дохода
Д83 К80 - Увеличение уставного капитала за счет добавочного капитала
Д83 К01 - Уменьшение добавочного капитала за счет уценки имущества
Д83 К75 - Распределение добавочного капитала между учредителями.
Д83 К84 - Списание резерва дооценки ОС при выбытии основных средств
11. Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена между акционерами и осталась в распоряжении организации.
Нераспределенная прибыль отражается по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль». Распределение прибыли осуществляется на основании решения общего собрания акционеров в акционерном обществе, собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью или другого компетентного органа.
Сумму чистой прибыли отчетного года необходимо списывать заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» со счета 99 «Прибыли и убытки» (счет 99 дебетуется).
На суммы начисленных доходов учредителям дебетуют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредитуют счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (работникам организации) и 75 «Расчеты с учредителями» (сторонним участникам).
Убыток образуется в результате:
1) убытка от финансово-хозяйственной деятельности и внереализационных операций;
2) расходов за счет чистой прибыли, сумма которых превысила прибыль, полученную организацией в текущем году.
Покрытие убытка за отчетный период отражается следующими проводками:
Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки". Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки". Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 75 "Расчеты с учредителями" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Аналогичная запись делается при выплате промежуточных доходов.
12. Учет целевого финансирования
К целевому финансированию относятся средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.
Источниками целевого финансирования являются:
· ассигнования из бюджета;
· взносы физических лиц;
· средства, поступающие от других организаций;
· средства фондов специального назначения и др.
Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.
Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 "Целевые финансирование и поступления". Поступление средств отражают по кредиту данного счета в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", а расходование - по дебету в корреспонденции со счетами:
· 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
· 83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
· 98 "Доходы будущих периодов" - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов.
13. Учет долгосрочных инвестиций
Долгосрочные инвестиции связаны:с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств или их частей;с проведением мероприятий по созданию и приобретению нематериальных активов;
Капитальные вложения являются необходимым элементом воспроизводства, который заключается в замене (восстановлении) основных фондов, если их дальнейшее использование физически невозможно или экономически нецелесообразно, либо в приобретении новых основных фондов и в обеспечении данного процесса путем выделения соответствующих источников его финансирования.Для отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением долгосрочных инвестиций, используется балансовый счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором учитываются инвестиции по направлениям вложений капитального характера (видам) на специально открываемых субсчетах:
14. Классификация финансовых вложений и их понятие
Финансовые вложения - это инвестиции в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, а также в виде предоставленных другим организациям займам.
Классификация финансовых вложений производится по разным признакам:
1. По назначению:
o Приобретенные с целью получения дохода по ним
o Приобретенные для целей перепродажи
2. В зависимости от срока, на который приобретены
o Долгосрочные (более 1 года)
o Краткосрочные
3. По связи с уставным капиталом
o Финансовые вложения с целью образования уставного капитала
o Вложения в долговые ценные бумаги
в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение условий:наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, неплатежеспособности должника, ликвидности и др.);способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста стоимости.
15. Учет вкладов в уставный капитал
Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах. Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.Проводки:
Д75-1 К80 - сформирован уставный капитал
Д50 (51, 10, 08…) Д75-1 - внесены вклады учредителей в уставный капитал.
16. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
Финансовые вложения - затраты организации (инвестора) на приобретение ценных бумаг, вложения в уставные капиталы акционерных обществ с ограниченной ответственностью, приобретение государственных облигаций, сертификатов. К ценным бумагам относятся акции акционерных обществ, облигации, депозитные сертификаты, векселя, выпуск и обращение которых регулируется законодательством Российской Федерации.
Акция - ценная бумага, подтверждающая внесение средств её владельцем в уставной капитал акционерного общества (АО), дающая право на участие в управлении обществом, в прибылях общества и распределении имущества при ликвидации общества. Акция не имеет срока действия и существует пока функционирует АО.
Облигация - ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигации в предусмотрённый ею срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
В бухгалтерском учете ежеквартально будут произведены следующие бухгалтерские записи:
1)Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 58 «Финансовые вложения» субсчет 1 «Паи и акции» 10000 (100000 – 90000)
2) Дебет счета 58-1 Кредит счета 91 3) Дебет счета 58-1 Кредит счета 91
4) Дебет счета 58-1 Кредит счета 91
17. Учет финансовых вложений в займы
По предоставленным займам текущая рыночная стоимость не определяется, и они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости. Организациям разрешается составлять расчет их оценки по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском учете не производятся.Предоставленные другим организациям денежные и иные займы учитывают по дебету счета 58 «Финансовые вложения», субсчет 3 «Предоставленные займы», с кредита денежных и других счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы» и др.). Договор займа может быть возмездным (с уплатой процентов) и безвозмездным. Начисление дивидендов по предоставленным займам отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 91, а поступление дивидендов - по дебету денежных счетов и кредиту счета 76.Начисление и последующее получение дивидендов по займам в форме продукции (работ, услуг) отражают вначале по дебету счета 76 и кредиту счета 91, а затем по дебету счетов 08 (на стоимость поступивших основных средств), 10 (на стоимость поступивших материалов) и других счетов с кредита счета 76.Возврат займов отражают по дебету денежных и других соответствующих счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары» и др.) и кредиту счета 58.Если заемщик не возвращает в срок сумму займа, то на эту сумму должны уплачиваться проценты, которые определяются исходя из учетной ставки банковского процента, существующей в месте жительства (для граждан) или в месте его нахождения (для юридического лица).Таким образом, при займе денежных средств заимодавец составляет следующие проводки:1) Дебет счета 58 Кредит счета 51 2) Дебет счета 76 Кредит счета 913) Дебет счета 51 (52,50) Кредит счета 584) Дебет счета 51Кредит счета 765) Дебет счета 76Кредит счета 91.6) Дебет счета 51 Кредит счета 76
По целевому займу в договоре должны быть определены:
18. Учет нематериальных активов
"Учет нематериальных активов" объекты признаются нематериальными активами, если выполняются следующие критерии признания:
1. объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (т.е.объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации);возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 мес. или обычного операционного цикла);организацией не предполагается продажа объекта (в течение 12 мес. или обычного операционного цикла);фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
К нематериальным активам относятся:
1. произведения науки, литературы и искусства;
2. программы для электронных вычислительных машин;
3. изобретения;
4. полезные модели;
5. селекционные достижения;
6. секреты производства (ноу-хау);
7. товарные знаки и знаки обслуживания.
По общему правилу на счете 04 учитываются только те нематериальные активы, на которые у компании есть исключительные права. Однако в отношении сложных объектов есть исключение,
19. Учет основных средств. Оценка основных средств и их классификация.
Основные средства - это средства труда, которые используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд организации в течение длительного времени (свыше 12 месяцев), не меняют свой внешний вид в процессе эксплуатации, но изнашиваются, перенося частями свою стоимость на вновь созданный продукт посредством амортизационных отчислений.Различают следующие основные пути поступления основных средств на предприятие:— приобретение за плату у поставщиков;— создание хозяйственным способом;— получение по договору дарения (безвозмездно);— поступление в качестве вклада в уставный капитал;— поступление по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
1. Отражены затраты на приобретение объекта основных средств:Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств»Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».2. Начислен налог на добавленную стоимость по приобретенному объекту
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
20. Документальное оформление движения основных средств.
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.После оформления, акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
21. Аналитический учет основных средств
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.При размещении в одном здании нескольких структурных подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.
22. Синтетический учет наличия и движения основных средств
Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:01 «Основные средства» (активный);
02 «Амортизация основных средств» (пассивный);
91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями»
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».Вместо двух записей по списанию остаточной стоимости основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал других организаций и по договору простого товарищества, можно составить одну запись:Дебет счета 58 - на согласованную стоимость
Кредит счета 01 - на остаточную стоимость
Кредит счета 91 - на превышение согласованной стоимости над остаточной;
23. Учет амортизации основных средств
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:
· линейный способ;
· способ уменьшаемого остатка;
· способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств при его отсутствии в технических условиях или неустановлении в централизованном порядке производится исходя из:
· ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
· ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех планово-предупредительных видов ремонта;
· нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срок аренды).
24. Инвентаризация основных средств
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.ри выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и др.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
25. Материально – производственные запасы (МПЗ) и их классификация
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
· используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.);
· предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
· используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
Основная часть МПЗ используется в качестве предметов труда и в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
Классификация материалов. В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:
· 10 «Материалы»;
· 11 «Животные на выращивании и откорме»;
· 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
· 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
· 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
·
26. Оценка МПЗ
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
МПЗ, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка МПЗ, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
· по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
По себестоимости каждой единицы оценивают МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.
При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
· включая все расходы, связанные с приобретением запаса;
· включая только стоимость запаса по договорной цене.
27. Документальное оформление движения МПЗ
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, другой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй - для оприходования материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.
28. Аналитический учет МПЗ