Лекция Теоретические основы работы по орфографии (2 часа)




1. Значение изучения раздела «Орфография» в начальной школе.

2. Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм.

3. Структура орфографического действия.

4. Условия формирования орфографического навыка.

1. Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая реализуется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие написаний.

Правила орфографии, опирающиеся на языковую природу орфографического явления, на грамматику, фонологию, морфемику, словообразование, этимологию, помогают выбрать целесообразное, обоснованное написание, обеспечивают правильное, точное понимание смысла текста, служат гарантом единообразных написаний морфем, грамматических форм, родственных слов, собственных имен в отличие от нарицательных, единообразие переноса слов со строки на строку. Орфография обеспечивает смысловое разграничение слов, их сочетаний.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих случаях:

1) при обозначении звуков буквами в словах – это правила правописания гласных и согласных в слабых позициях (безударные гласные, звонкие и глухие, непроизносимые согласные), в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях;

2) при выборе слитного или раздельного написания слов;

3) при употреблении прописных заглавных букв (сигнала начала предложения и собственных имен);

4) при переносе частей слова с одной строки на другую;

5) в написании аббревиатур.

В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. Но применение правил обычно ограничивается доступными случаями без осложнений, на понятной учащимся лексике. Многие написания, которые в старшем звене могут быть проверены, в начальном звене усваиваются практически, на основе запоминания или языкового чутья. Материал по орфографии в начальных классах достаточно обширен и многообразен, чтобы понять орфографическую систему, логику предмета, обоснованность и правил, и конкретных написаний, и способов проверки орфограмм.

К типичным трудностям, которые младшие школьники встречают в орфографической работе, можно отнести:

- случаи, написания, не регулируемые правилами;

- случаи написания, особенно в сочинениях учащихся, не изучаемые в начальных классах;

- неумение учащимся заметить все орфограммы, осуществить проверку орфограммы одновременно с ее написанием (неумение распределить внимание).

Орфография, в отличие от графики, тесным образом связана со значением слов, морфем, словоформ, сочетаний, предложений и даже текста.

Решение орфографической задачи, т.е. проверка орфограммы, опирается на понимание языковых значений.

Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и принципа дифференциации значений. Современная методика обучения орфографии ориентирована на эти принципы.

Младших школьников не знакомят с самими принципами, лишь с правилами и их применением, но учителю необходимо знание принципов и умение применять их на практике проверки и в методике обучения этому учащихся.

2. Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонем, которые обозначаются по своей сильной позиции. В связи с этим ответ на вопрос, является ли данный письменный знак орфограммой или нет, зависит от характера соотношения звука и буквы. Если это соотношение однозначно, что бывает тогда, когда обозначаемый звук находится в сильной позиции (т.е. фонема известна), буква, его обозначающая, орфограммой не является. В том случае, когда между звуком и буквой однозначного соответствия нет, т.е. данное значение может быть передано на письме по-разному (что бывает при обозначении звука, который находится в слабой позиции), письменный знак становится орфограммой. Как известно, в русском письме существуют орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами и не связанные со звучанием: прописная буква, слитное и раздельное написание, правила переноса и сокращений.

Таким образом, орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух.

Существует несколько определений понятия «орфограмма». Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:

- написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

- наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

3. Для обучения правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм. Каждый вид орфограмм имеет собственные опознавательные признаки.

Общими опознавательными признаками являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. В орфографическом действии выделяют две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы. Например:

- при проверке безударного гласного в корне слова «весна» минимальное пространство, необходимое для проверки (орфографическое поле) – это корень - весн -;

- при проверке строчной или заглавной буквы в слове орёл/Орёл необходим весь объем предложения, без чего непонятно, о чем идет речь: о городе или о птице.

Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм учащиеся постоянно пользуются полем, не осознавая этого.

Указывая на своеобразие орфографической задачи, М.Р. Львов выделяет шесть ступеней, которые должен пройти младший школьник для ее решения:

1. Найти орфограмму.

2. Определить ее тип.

3. Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.

4. Определить последовательность «шагов» решения задачи.

5. Выполнить намеченную последовательность действий.

6. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Соответственно, у учащегося необходимо сформировать следующие орфографические умения:

а) ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

б) устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу (выбирать правило);

в) применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи);

г) осуществлять орфографический самоконтроль.

4. В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев представляет собой физическое действие: скоропись, бег и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека». Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся, автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь).

С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.

Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

- навык письма;

- умение анализировать слово с фонетической стороны;

- умение устанавливать морфемный состав слова;

- умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

- умение подвести орфограмму под соответствующее правило;

- умение подобрать проверочные слова и др.

Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно знать взаимодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней:

1. Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.

5. Повторное многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Письмо – это вид речи, цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Необходимость уделять сознательные усилия правописанию мешает обдумыванию содержания текста, выбору наиболее удачных слов, построению предложений. Но даже на высших ступенях автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый, пишущий практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, в нужных случаях проверяя себя по словарю, по правилу или по смыслу.

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

Фонематический слух – это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков». С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляется способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии.

Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:

а) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;

б) синтетические упражнения на этих же уровнях;

в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;

г) специальные упражнения, в словоизменении: пи́́л, пила́́, пи́ли.

д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;

е) выразительное чтение, декламация;

ж) специальные упражнения в проговаривании;

з) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Проговаривание – это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущими. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допущенные ошибки.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений, т.е. понимание содержания целых высказываний, смысла отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении. Рекомендуется много списывать. Списывание – один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отметим еще раз важность сознательности всей деятельности учащихся, объяснения несовпадений звучания и письма, способов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: