Правило-указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний.
Для выбора написания необходимы рассуждения, необходима опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, на грамматический или фонетический анализ.
Правило данного типа имеет свой алгоритм – не менее двух действий-«шагов». Пример:
* правило постановки точки, вопросительного или восклицательного знаков в конце предложения:
1-й шаг: прочитать предложение (или текст). О ком, о чем в нем говорится?
2-й шаг: как произносится предложение - что-либо спокойно сообщается или произносится с особым чувством либо с вопросом?
3-й шаг: какой знак нужно поставить в конце предложения?
3. Правило – результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдения.
Пример:
* общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов пишется одинаково.
4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них предлагается орфографическое правило.
Примеры:
* правила склонения имен существительных создают основу правописания безударных надежных, главным образом существительных, - е и –и;
* правила спряжения глаголов, правила различения окончаний I и II спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний.
Характерно, что орфографические правила без грамматических определений и правил просто не «работают». Поэтому грамматические правила включены в типологию правил орфографических. Правила имеют сложные алгоритмы 3-5 шагов.
|
5. Правило-предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки.
Примеры:
* безударные гласные в корне слова;
* правописание безударных окончаний имен прилагательных и т.д. Алгоритмы наиболее сложные.
2. Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Грамматическая теория – это фундамент орфографического правила. Орфографическое правило (его изучение) непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных по родам, а в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи.
При выборе методики изучения правила учитель ориентируется на его тип.
Ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом складывается из следующих элементов:
1) восприятие слов с изучаемой орфограммой;
2) ознакомление с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограммы данного типа;
3) запоминание и воспроизведение учащимися нового орфографического правила;
4) обучение применению на практике нового правила.
Восприятие новой орфограммы учащимися происходит в заранее написанных на доске словах (слова могут анализироваться из упражнений учебника).
Для ознакомления с условиями выбора орфограммы используются как индуктивные методы (эвристическая беседа), так и дедуктивные методы (сообщение учителя, самостоятельное чтение правила).
|
Пример на доске!
межОй – кожЕй
свечОй – задачЕй
плащОм – товарищЕм
овцОй – пшеницЕй
ершОм – ландышЕм
Работа:
1. Прочитаем слова, написанные на доске.
2. К какой части речи относятся данные слова?
3. После каких согласных стоят выделенные буквы о и е.
4. В какой части слова выделены буквы?
5. Определите место ударения в словах. (От чего зависит выбор букв «о» и «е» после шипящих и ц в окончании имен существительных).
Скажут «ударение» - эвристическая беседа.
Учитель предлагает учащимся сформулировать правило, либо учащиеся читают правило в учебнике.
Анализ правила
- Сколько частей в данном правиле? (Какие гласные пишутся в □ существительных после шипящих и ц?)
- От чего зависит выбор написания?
- Когда пишутся е, о?
В окончании имен существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е.
межой
Запоминание – воспроизведение правила – учащиеся читают правило 2-3 раза. Воспроизводится оно всеми учащимися: 1-2 раза про себя (тихо), 2-3 раза вслух (расскажите друг другу).
Обучение школьников умению применять правило на практике формируется на основе подражания образцу, который школьники либо получают в учебнике, либо дает учитель.
Обучение способу действия
через образец работа по алгоритму
1. На доске:
крю ч… к, су ч… к, овра ж… к, замо ч… к
Учитель обращает внимание на шипящие. Определяем: о или е
в какой части слова (в ^)
ударение в I-ом слове падает на гласную Þ о
2. Прием алгоритмизации в обучении орфографии – система обоснований применения правила в практике письма.
|
Алгоритм – инструкция
Разделительные ъ и ь
1. Произнеси слово отчетливо.
2. Определи, нужен ли разделительный знак.
3. Выдели корень. Начинается ли он с е, ё, ю, я.
4. Находится ли разделительный знак (слышится ли звук «й») между корнем и приставкой, оканчивающейся на согласный
да нет
ß ß
ъ ь
подъезд соловьи
Альтернативный алгоритм
«ь после шипящих у существительных»
Имя существительное 3-го склонения с основой на шипящий
да нет
ß ß
ь есть нет
Иногда параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным, чем последовательное.
Осознание правила зависит от наличия у учащихся конкретных представлений. Поэтому если школьники забыли правило, то не нужно требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном виде составляют содержание правила.