ВАРИАНТ 2
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1-19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (20-25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
|
1) Стояние на Угре
2) Взятие Казани
3) Гуситские войны
Ответ:
2. Установите соответствие между международными кризисами, участниками которых выступал СССР, и их датами.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИЗИСЫ | ДАТЫ | |
А) Венгерский кризис Б) Чехословацкий кризис В) Карибский кризис Г) Корейская война | 1) 1950—1953 гг. 2) 1956 г. 3) 1962 г. 4) 1968 г. 5) 1979 г. 6) 1949 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведены известные исторические аббревиатуры. Все они, за исключением двух, возникли в 1940-1990-хгг.Найдите и запишите порядковые номера терминов, возникновение которых относится к другому историческому периоду.
1) СНК2) СЭВ3) ООН4) ОВД5) ВЧК6) НАТО
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.
Ответ: ___________
5. Установите соответствие между названиями населённых пунктов и событиями древнерусской истории, с ними связанными: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ | СОБЫТИЯ | |
А) Киев Б) Новгород В) Искоростень Г) Боголюбово | 1) восстание древлян и убийство князя Игоря Рюриковича 2) убийство великого князя Андрея Юрьевича 3) строительство Десятинной церкви 4) призвание варягов 5) взятие монголами первого русского города во времена Батыева нашествия 6) место крещения Владимира Святого |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ | |
А) | «В тяжёлую и скорбную годину император <...> вступил на прародительский трон. Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби, - говорилось в высочайшем манифесте, — глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей. Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место. Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.» |
Б | «Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни ". |
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет речь о правителе России, окончательно установившем крепостное право.
2) В отрывке идет речь о правителе России, правившем в XVIIIв.
3) В отрывке речь идет о правителе России, которого называли миротворцем.
4) В отрывке речь идет об правителе России, который был отцом Петра Великого.
5) В отрывке речь идет о правителе России, являвшемся сыном Александра I.
6) Правление императора началось с казни народовольцев, убивших его отца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ:
7. Какие черты характеризовали развитие науки и культуры в СССР в 1970-е - середине 1980-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) подпольное распространение запрещенных цензурой произведений
2) приоритетное финансирование культуры
3) идеологический контроль в сфере литературы и искусства
4) сокращение расходов на науку
5) введение всеобщего обязательного среднего образования
6) сокращение количества специалистов с высшим образованием
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) К. К. Рокоссовский, А. И. Еременко, Н. Ф. Ватутин командовали фронтами во время операции ______________.
Б) Операция, согласно которой немецкие войска должны были захватить Москву, называлась ______________.
В) Операция советских войск по освобождению Белоруссии имела кодовое название ______________.
Пропущенные элементы:
1) «Багратион»
2) полководец П. А. Румянцев
3) «Уран»
4) «Цитадель»
5) «Тайфун»
6) Берлинская
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между названиями течений общественного движения в России XIX в. и фамилиями их лидеров.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | |
А) славянофильство Б) либеральное народничество В) западничество Г) социал-демократия | 1) Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов 2) А. С. Хомяков, И. С. Аксаков 3) Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин 4) В. Н. Фигнер, А. И. Желябов 5) Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Ответ:
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора.
«До сих пор я не решался печатать моих записок о Распутине. Мне не хотелось до времени касаться тех событий, которые роковым образом связаны с царствованием мученически погибшего Государя Императора Николая И. <...> Чтобы избежать тяжелых разочарований и ошибок в будущем, необходимо знать ошибки прошлого: знать правду вчерашнего дня. Мне, как близкому свидетелю некоторых событий этого вчерашнего дня, и хочется рассказать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил преодолеть в себе то тягостное чувство, которое подымается в душе при близком соприкосновении с минувшим, особенно при воспоминании об его страшной развязке в подвале Ипатьевского дома. <...> Когда Распутин черной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос на защиту Церкви и Родины от посягательств этого преступного проходимца. Об удалении Распутина умоляли Государя и Императрицу лица, наиболее близкие Царской семье.
Все было безрезультатно. Его темное влияние все больше и больше укреплялось, а наряду с этим все сильнее нарастало недовольство в стране, проникая даже в самые глухие углы России, где простой народ верным инстинктом чуял, что у вершин власти творится что-то неладное.
И потому, когда Распутин был убит, его смерть была встречена всеобщим ликованием».
Ответ: _____________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Отец правителя | Правитель | Сын правителя |
Александр Невский | Даниил Александрович | __________(А) |
Иван III | __________(Б) | Иван IVГрозный |
Михаил Романов | __________(В) | __________(Г) |
__________(Д) | Павел I | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Василий III
2) Александр II
3) Пётр III
4) Алексей Михайлович
5) Александр I
6) Иван III
7) Иван Калита
8) Пётр I
9) Дмитрий Донской
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
12. Прочтите отрывок из текста мирного договора.
«Статья I. Со дня размена ратификаций настоящего трактата быть на вечные времена миру и дружеству между его величеством императором всероссийским — с одной, и его величеством императором французов, её величеством королевою Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, его величеством королем сардинским и его императорским величеством султаном, с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.
Статья II. Его величество император всероссийский обязуется возвратить его величеству султану город Карс с цитаделью оного, а равно и прочие части Оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.
Статья III. Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить его величеству императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь, Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками...
Статья IV. Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Нейтральный режим Чёрного моря, о котором говорится в документе, Россия соблюдала примерно 15 лет.
2) В качестве императора всероссийского в документе упоминается Александр III.
3) Императором французов, упоминаемым в отрывке, был Наполеон III.
4) Подписание договора, отрывок из которого приводится, произошло в Париже.
5) Участниками войны, которую завершил данный договор, были Ф. Ф. Ушаков и Г. А. Спиридов.
6) Война, которую завершил данный мирный договор, закончилась победой России.
A | Б | В |
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13 – 16.
13. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: __________________
14. Укажите век (словом), к которому относятся события, обозначенные на схеме.
Ответ: __________________
15. Назовите правителя Русского государства, при котором произошла война, события которой отображены на схеме.
Ответ: __________________
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В тот же период, к которому относятся события войны, отображенные на схеме, Россия воевала со Швецией.
2) Современником войны, события которой отображены на схеме, был патриарх Филарет.
3) В царствование правителя Русского государства, при котором произошла война, события которой отображены на схеме, был завоёван выход в Балтийское море.
4) По условиям перемирия, завершившего данную войну, Россия должна была вернуть через два года противнику город, обозначенный на схеме цифрой «2».
5) Перемирие, завершившее войну, события которой отображены на схеме, было заключено в селении Андрусово.
6) Во время войны, события которой отображены на схеме, произошло сражение при деревне Лесной.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
A) Зимний дворец Б) церковь Покрова на Нерли B) здание Наркомзема в Москве Г) собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву | 1) Построен в 1555-1561 гг. в память о взятии Казани. 2) Памятник архитектуры, созданный архитектором А.В. Щусевым в стилистике конструктивизма. 3) Выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. 4) Построен архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле елизаветинского барокко. 5) Построен архитектором А. Ринальди, первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. 6) Памятник архитектуры, возведённый в 1928-1936 гг. в центре Москвы по проекту Ле Корбюзье. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задания 18 и 19.
Рассмотрите изображение и выполните задание
18. Какие суждения о событиях, процессах отечественной истории, которым посвящена данная почтовая марка, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена событиям времен новой экономической политики.
2) Главной целью развития экономики в конце 1920-х гг. было создание парка сельскохозяйственных тракторов.
3) Обозначенный на марке призыв относится к первой пятилетке.
4) Руководителем страны в это время был И. В. Сталин.
5) В результате осуществления экономической политики СССР стал самой мощной индустриальной державой мира.
Ответ:
19. Какие из памятников, представленных ниже, были созданы в тот период, когда страной руководил деятель, положивший начало изображённым на марке процессам? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.