Инструкция по выполнению работы




ВАРИАНТ 2

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1-19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (20-25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

 

 

ЧАСТЬ 1

Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сна­чала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номе­ра соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополни­тельных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приве­дёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 

1. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Стояние на Угре

2) Взятие Казани

3) Гуситские войны

 

     

 

Ответ:

2. Установите со­от­вет­ствие между меж­ду­на­род­ны­ми кризисами, участ­ни­ка­ми ко­то­рых вы­сту­пал СССР, и их датами.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРИЗИСЫ   ДАТЫ
А) Вен­гер­ский кризис Б) Че­хо­сло­вац­кий кризис В) Ка­риб­ский кри­зис Г) Ко­рей­ская война   1) 1950—1953 гг. 2) 1956 г. 3) 1962 г. 4) 1968 г. 5) 1979 г. 6) 1949 г.    

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г
       

3. Ниже при­ве­де­ны известные ис­то­ри­че­ские аббревиатуры. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, воз­ник­ли в 1940-1990-хгг.Най­ди­те и за­пи­ши­те порядковые номера терминов, воз­ник­но­ве­ние которых от­но­сит­ся к дру­го­му историческому периоду.

1) СНК2) СЭВ3) ООН4) ОВД5) ВЧК6) НАТО

 

   

Ответ:

 

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.

 

Ответ: ___________

 

5. Установите соответствие между названиями населённых пунктов и событиями древнерусской истории, с ними связанными: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ   СОБЫТИЯ
А) Киев Б) Новгород В) Искоростень Г) Боголюбово   1) вос­ста­ние древ­лян и убий­ство князя Игоря Рюриковича 2) убий­ство ве­ли­ко­го князя Ан­дрея Юрьевича 3) стро­и­тель­ство Де­ся­тин­ной церкви 4) при­зва­ние ва­ря­гов 5) взя­тие мон­го­ла­ми пер­во­го рус­ско­го го­ро­да во вре­ме­на Ба­ты­ева нашествия 6) место крещения Владимира Святого

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

A Б В Г
       

Ответ:

6. Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

 

ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ  
А) «В тяжёлую и скорб­ную го­ди­ну им­пе­ра­тор <...> всту­пил на пра­ро­ди­тель­ский трон. Всё го­су­дар­ство с тре­пе­том ожидало, как го­су­дарь опре­де­лит общее на­прав­ле­ние сво­е­го царствования. И в ответ на это 29 ап­ре­ля с вы­со­ты трона раз­да­лось твёрдое слово. «Посреди ве­ли­кой Нашей скорби, - го­во­ри­лось в вы­со­чай­шем манифесте, — глас Божий по­ве­лел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и ис­ти­ну Са­мо­дер­жав­ной власти, ко­то­рую Мы при­зва­ны утвер­ждать и охра­нять для блага на­род­но­го от вся­ких на неё поползновений». Для об­суж­де­ния пред­по­ло­же­ний о не­об­хо­ди­мых го­су­дар­ствен­ных пре­об­ра­зо­ва­ни­ях им­пе­ра­тор при­гла­сил в Пе­тер­бург све­ду­щих лиц из числа зем­цев на со­ве­ща­ние о по­ни­же­нии кре­стьян­ских вы­куп­ных платежей. По­след­стви­ем работ этого со­ве­ща­ния яви­лось чрез­вы­чай­но важ­ное для кре­стьян вы­со­чай­шее по­ве­ле­ние о по­все­мест­ном по­ни­же­нии вы­куп­ных платежей. Заботясь о со­хра­не­нии в на­ро­де его ис­кон­но­го пра­во­слав­но на­род­но­го духа, дер­жась твёрдо пра­ви­ла «Россия для русских», им­пе­ра­тор все­гда стре­мил­ся к тому, чтобы рус­ский народ за­ни­мал в им­пе­рии при­над­ле­жа­щее ему пер­вен­ству­ю­щее место. Твёрдое управ­ле­ние им­пе­ра­то­ра по­вы­си­ло бла­го­со­сто­я­ние рус­ско­го народа. Уни­что­же­на была по­душ­ная подать, да­вав­шая го­су­дар­ству еже­год­но 60 миллионов. Хотя Рос­сия и не вела за это цар­ство­ва­ние войн, од­на­ко по­ло­же­ние её среди ев­ро­пей­ских го­су­дарств было вы­со­кое и с нею все считались.»
Б   «Когда те­перь увидели, что эта пе­чаль­ная не­по­го­да и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все под­го­тов­ле­но для мирного, улуч­шен­но­го положения, его цар­ское ве­ли­че­ство в день, когда про­ис­хо­дит процессия, велел вы­звать народ, чтобы он явил­ся перед ним у по­мо­ста вне Кремля, при­чем при­сут­ство­вал здесь и вель­мо­жа Ни­ки­та Ива­но­вич Романов. Его цар­ское ве­ли­че­ство стал го­во­рить речь. Он вы­ра­зил силь­ное сожаление, что народ, без его ведома, ис­пы­тал такие бед­ствия со сто­ро­ны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне по­лу­чив­ших за­слу­жен­ное воздаяние. Он ска­зал далее, что ныне на их места на­зна­че­ны бла­го­че­сти­вые люди, ко­то­рые будут крот­ко и спра­вед­ли­во управ­лять на­ро­дом и со­блю­дать поль­зу и бла­го­со­сто­я­ние народные, на­хо­дясь под бди­тель­ным его, царя, оком. Уси­лен­ный налог на соль, по его слову, дол­жен также быть отменен. Царь обе­щал также, при пер­вой возможности, взять об­рат­но вы­дан­ные им ми­ло­сти­вые гра­мо­ты о монополиях; кроме того, он обе­щал рас­ши­рить и уве­ли­чить их при­ви­ле­гии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в цар­ской своей ми­ло­сти бла­го­скло­нен народу. После этого народ низко на­кло­нил перед ним свои го­ло­вы и по­же­лал царю дол­гой жизни ".

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В от­рыв­ке речь идет речь о пра­ви­те­ле России, окон­ча­тель­но уста­но­вив­шем кре­пост­ное право.

2) В от­рыв­ке идет речь о пра­ви­те­ле России, пра­вив­шем в XVIIIв.

3) В от­рыв­ке речь идет о пра­ви­те­ле России, ко­то­ро­го на­зы­ва­ли миротворцем.

4) В от­рыв­ке речь идет об пра­ви­те­ле России, ко­то­рый был отцом Петра Великого.

5) В от­рыв­ке речь идет о пра­ви­те­ле России, яв­ляв­шем­ся сыном Алек­сандра I.

6) Правление им­пе­ра­то­ра на­ча­лось с казни народовольцев, убив­ших его отца.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
       
       

Ответ:

 

 

7. Какие черты характеризовали развитие науки и культуры в СССР в 1970-е - середине 1980-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) подпольное распространение запрещенных цензурой произведений

2) приоритетное финансирование культуры

3) идеологический контроль в сфере литературы и искусства

4) сокращение расходов на науку

5) введение всеобщего обязательного среднего образования

6) сокращение количества специалистов с высшим образованием

 

Ответ:

     

 

8. Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

А) К. К. Рокоссовский, А. И. Еременко, Н. Ф. Ва­ту­тин ко­ман­до­ва­ли фрон­та­ми во время операции ______________.

Б) Операция, со­глас­но ко­то­рой не­мец­кие вой­ска долж­ны были за­хва­тить Москву, называлась ______________.

В) Опе­ра­ция со­вет­ских войск по осво­бож­де­нию Бе­ло­рус­сии имела ко­до­вое название ______________.

 

Пропущенные элементы:

1) «Багратион»

2) полководец П. А. Румянцев

3) «Уран»

4) «Цитадель»

5) «Тайфун»

6) Берлинская

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ответ:

А Б В
     

 

 

9. Установите соответствие между названиями течений общественного движения в России XIX в. и фамилиями их лидеров.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ
А) славянофильство Б) либеральное народничество В) западничество Г) социал-демократия   1) Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов 2) А. С. Хомяков, И. С. Аксаков 3) Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин 4) В. Н. Фигнер, А. И. Желябов 5) Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

A Б В Г
       

 

Ответ:

10. Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и ука­жи­те фа­ми­лию автора.

 

«До сих пор я не ре­шал­ся пе­ча­тать моих за­пи­сок о Распутине. Мне не хо­те­лось до вре­ме­ни ка­сать­ся тех событий, ко­то­рые ро­ко­вым об­ра­зом свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­го Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая И. <...> Чтобы из­бе­жать тя­же­лых разо­ча­ро­ва­ний и оши­бок в будущем, не­об­хо­ди­мо знать ошиб­ки прошлого: знать прав­ду вче­раш­не­го дня. Мне, как близ­ко­му сви­де­те­лю не­ко­то­рых со­бы­тий этого вче­раш­не­го дня, и хо­чет­ся рас­ска­зать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил пре­одо­леть в себе то тя­гост­ное чувство, ко­то­рое поды­ма­ет­ся в душе при близ­ком со­при­кос­но­ве­нии с минувшим, осо­бен­но при вос­по­ми­на­нии об его страш­ной раз­вяз­ке в под­ва­ле Ипа­тьев­ско­го дома. <...> Когда Рас­пу­тин чер­ной тенью стоял около престола, не­го­до­ва­ла вся Россия. Луч­шие пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го ду­хо­вен­ства под­ни­ма­ли свой голос на за­щи­ту Церк­ви и Ро­ди­ны от по­ся­га­тельств этого пре­ступ­но­го проходимца. Об уда­ле­нии Рас­пу­ти­на умо­ля­ли Го­су­да­ря и Им­пе­ра­три­цу лица, наи­бо­лее близ­кие Цар­ской семье.

Все было безрезультатно. Его тем­ное вли­я­ние все боль­ше и боль­ше укреплялось, а на­ря­ду с этим все силь­нее на­рас­та­ло не­до­воль­ство в стране, про­ни­кая даже в самые глу­хие углы России, где про­стой народ вер­ным ин­стинк­том чуял, что у вер­шин вла­сти тво­рит­ся что-то неладное.

И потому, когда Рас­пу­тин был убит, его смерть была встре­че­на все­об­щим ликованием».

Ответ: _____________

11. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя при­ве­ден­ный ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го пропуска, обо­зна­чен­но­го буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Отец правителя Правитель Сын правителя
Александр Невский Даниил Александрович __________(А)
Иван III __________(Б) Иван IVГрозный
Михаил Романов __________(В) __________(Г)
__________(Д) Павел I __________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Ва­си­лий III

2) Алек­сандр II

3) Пётр III

4) Алек­сей Михайлович

5) Алек­сандр I

6) Иван III

7) Иван Калита

8) Пётр I

9) Дмит­рий Донской

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

A Б В Г Д Е
           

 

Ответ:

 

 

12. Прочтите отрывок из текста мирного договора.

 

«Статья I. Со дня размена ратификаций настоящего трактата быть на вечные времена миру и дружеству между его величеством императором всероссийским — с одной, и его величеством императором французов, её величеством королевою Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, его величеством королем сардинским и его императорским величеством султаном, с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

Статья II. Его величество император всероссийский обязуется возвратить его величеству султану город Карс с цитаделью оного, а равно и прочие части Оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

Статья III. Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить его величеству императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь, Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками...

Статья IV. Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав...»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Нейтральный режим Чёрного моря, о котором говорится в документе, Россия соблюдала примерно 15 лет.

2) В качестве императора всероссийского в документе упоминается Александр III.

3) Императором французов, упоминаемым в отрывке, был Наполеон III.

4) Подписание договора, отрывок из которого приводится, произошло в Париже.

5) Участниками войны, которую завершил данный договор, были Ф. Ф. Ушаков и Г. А. Спиридов.

6) Война, которую завершил данный мирный договор, закончилась победой России.

 

 

A Б В
     

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13 – 16.

 

 

 

 

13. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: __________________

 

14. Укажите век (словом), к которому относятся события, обозначенные на схеме.

Ответ: __________________

15. Назовите правителя Русского государства, при котором произошла война, события которой отображены на схеме.

Ответ: __________________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В тот же период, к которому относятся события войны, отображенные на схеме, Россия воевала со Швецией.

2) Современником войны, события которой отображены на схеме, был патриарх Филарет.

3) В царствование правителя Русского государства, при котором произошла война, события которой отображены на схеме, был завоёван выход в Балтийское море.

4) По условиям перемирия, завершившего данную войну, Россия должна была вернуть через два года противнику город, обозначенный на схеме цифрой «2».

5) Перемирие, завершившее войну, события которой отображены на схеме, было заключено в селении Андрусово.

6) Во время войны, события которой отображены на схеме, произошло сражение при деревне Лесной.

 

     

Ответ:

17. Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
A) Зимний дворец Б) цер­ковь По­кро­ва на Нерли B) здание Нар­ком­зе­ма в Москве Г) собор По­кро­ва Пре­свя­той Богородицы, что на Рву   1) Построен в 1555-1561 гг. в па­мять о взя­тии Казани. 2) Памятник архитектуры, со­здан­ный ар­хи­тек­то­ром А.В. Щу­се­вым в сти­ли­сти­ке конструктивизма. 3) Выдающийся па­мят­ник зод­че­ства владимиро-суздальской школы. 4) Построен архитектором Б. Ф. Рас­трел­ли в стиле ели­за­ве­тин­ско­го барокко. 5) Построен архитектором А. Ринальди, пер­вое зда­ние в Петербурге, фа­са­ды ко­то­ро­го об­ли­цо­ва­ны есте­ствен­ным камнем. 6) Памятник архитектуры, возведённый в 1928-1936 гг. в цен­тре Моск­вы по про­ек­ту Ле Корбюзье.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щими буквами.

А Б В Г
       

 

Ответ:

 

Рассмотрите изображение и выполните задания 18 и 19.

 

Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

18. Какие суж­де­ния о событиях, про­цес­сах отечественной истории, ко­то­рым посвящена дан­ная почтовая марка, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Марка по­свя­ще­на событиям вре­мен новой эко­но­ми­че­ской политики.

2) Глав­ной целью раз­ви­тия экономики в конце 1920-х гг. было со­зда­ние парка сель­ско­хо­зяй­ствен­ных тракторов.

3) Обо­зна­чен­ный на марке при­зыв относится к пер­вой пятилетке.

4) Ру­ко­во­ди­те­лем страны в это время был И. В. Сталин.

5) В ре­зуль­та­те осуществления эко­но­ми­че­ской политики СССР стал самой мощ­ной индустриальной дер­жа­вой мира.

 

   

Ответ:

19. Какие из памятников, пред­став­лен­ных ниже, были со­зданы в тот период, когда стра­ной ру­ко­во­дил деятель, по­ло­жив­ший на­ча­ло изображённым на марке процессам? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

 

   

Ответ:

 

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: