ВАРИАНТ 1
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1-19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (20-25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
|
1) Убийство царевича Дмитрия в Угличе
2) Регентство Елены Глинской
3) Варфоломеевская ночь
Ответ:
2. Установите соответствие между реформами первой половины XIX в. и датами их проведения.
РЕФОРМЫ | ДАТЫ | |
A) денежная реформа Е. Ф. Канкрина Б) учреждение первых министерств B) создание III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Г) учреждение Государственного совета | 1) 1802 г. 2) 1810 г. 3) 1815 г. 4) 1826 г. 5) 1839—1843 гг. 6) 1837 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведены известные исторические аббревиатуры. Все они, за исключением двух, возникли в 1940-1990-х гг. Найдите и запишите порядковые номера терминов, возникновение которых относится к другому историческому периоду.
1) СНК2) СЭВ3) ООН4) ОВД5) СНГ6) ВЧК
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идёт речь.
Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием _____________.
Ответ:___________
5. Установите соответствие между общественными силами(течениями) и позициями, относящимся к этим общественным силам (течениям)
ОБЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТЕЧЕНИЯ | ПОЗИЦИИ | |
А) славянофилы Б) анархисты В) декабристы Г) социал-демократы | 1) в результате революции должна установиться диктатура пролетариата 2) поставленных целей можно добиться путём военного переворота, что предотвратит выступление «черни» 3) сила власти — царю, сила мнения — народу 4) крепостное право есть благо для России, соответствующее её традиционным устоям 5) любая государственная власть есть зло 6) установление строжайшей дисциплины в монастырях, поднятия внешнего благочестия и подавления всякого вольнодумия |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Появление ассигнационных рублей было вызвано большими расходами правительства на военные нужды, приведшими к нехватке серебра в казне (поскольку все расчёты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах). Нехватка серебра и огромные массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте приводили к тому, что крупные платежи было крайне сложно осуществлять. Всё это вызвало необходимость введения неких государственных обязательств, своего рода векселей для крупных расчётов. В манифесте императрицы говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и подлежат немедленному обмену на монеты по первому требованию в любых количествах». |
Б) | «В результате реформы была установлена единообразная система денежных знаков. Новой общегосударственной монетой стала копейка весом 0,68 г. Самой мелкой денежной единицей была полушка — 0,17 г серебра. Монетная реформа имела ряд особенностей и загадок: изображение на деньгах «ездца с копьем» появилось не сразу. Первоначально была «мечевая копейка», на которой всадник изображен не с копьем, а с мечом. Доказательством того, что сначала была мечевая копейка, являются клады, которые представлены только мечевой копейкой, без единой монетки всадника с копьем. Любопытно, что монеты рублевого достоинства не чеканились и в обращении не находились, рубль учитывался при расчетах и определении цен лишь в качестве условной единицы». |
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Денежная реформа третьей четверти XVIII века.
2) В период руководства страной этого государственного деятеля произошёл Медный бунт.
3) Сын государственного деятеля, проводившего реформу, был последним правителем из этой династии.
4) Реформа была проведена во второй четверти XVI века.
5) Непосредственным предшественником государственного деятеля, проводившего реформу, был Василий III.
6) В этот период времени Россия осуществила первый внешний денежный заём.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ:
7. Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) борьба с космополитизмом
2) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов
3) антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев
4) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов
5) поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР
6) политика отказа от ротации (постоянной смены) партийных и государственных кадров
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) ______________ был дважды удостоен высшего полководческого ордена «Победа».
Б) ______________ был командующим Центральным фронтом во время Курской битвы.
B) ______________ был командующим Волховским фронтом, отличился в прорыве блокады Ленинграда в ходе операции «Искра».
Пропущенные элементы:
1) К. Е. Ворошилов
2) К. К. Рокоссовский
3) Г. К. Жуков
4) Ф. С. Октябрьский
5) К. А. Мерецков
6) Л. З. Мехлис
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между фамилиями участников общественного движения XIX в. и их принадлежностью к течениям общественной мысли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ | ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ТЕЧЕНИЯМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ | |
A) Б. Н. Чичерин Б) К. С. Аксаков B) П. А. Кропоткин Г) Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум) | 1) социал-демократ 2) декабрист 3) славянофил 4) анархист 5) западник |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
Ответ:
10. Прочтите отрывок из политической речи и укажите фамилию автора.
«Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны,какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными.Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же ».
Ответ: _____________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Отец правителя | Правитель | Сын правителя |
_________(А) | Игорь | ________(Б) |
_________(В) | Василий III | ________(Г) |
Михаил Романов | Алексей Михайлович | _________(Д) |
Петр III | ________(Е) | Николай I |
Пропущенные элементы:
1) Владимир Мономах
2) Иван III Великий
3) Петр I
4) Александр I
5) Святослав
6) Борис Годунов
7) Павел I
8) Рюрик
9) Иван IV Грозный
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
12. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«Но возвращусь к предмету своих воспоминаний: первым дням нашей свободы.
Что это были за дни — тревожные, необыкновенные, чудные!
Я, как сейчас, вижу тогдашнее Систово, Систово в первые два месяца после своего освобождения. Шумное, говорливое, пыльное, полное кипящей жизни, бурных отголосков великих событий той войны, в громах которой рождалась наша юная и кровавая свобода.
Систово было тогда единственной действовавшей пристанью на Дунае, находившеюся в русских руках. Через Систово проходили русские полки, которые шли, чтобы под громогласные крики "ура" вступить в эпические приступы к Плевне. Систово, обращённое в военный центр, главный интендантский склад Плевненской и Гурковской армий, средоточие всех путей между Дунаем и театром военных действий, стало тесным для своих многотысячных гостей. Все болгарские дома были отданы под квартиры русских офицеров и солдат; училища и церкви обращены в больницы...
В первые же дни своего пребывания в Систово я посетил тот уголок дунайского берега, где переправлялись на лодках под градом ядер и гранат русские войска с Драгомировым и Скобелевым во главе.
Всё Систово, ещё бывшее под обаянием великого события, которое принесло ему свободу, рассказывало чудеса о геройской неустрашимости и самопожертвовании русских воинов на волнах Дуная и на берегах его...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В отрывке речь идёт о русско-турецкой войне 1877−1878 гг.
2) Война, о которой говорится в отрывке, завершилась подписанием Парижского мирного договора.
3) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь, был пересмотрен международным конгрессом не в пользу России и её союзников.
4) Описываемые в тексте события произошли на Балканском фронте.
5) Война, о которой идёт речь, завершилась в правление императора Александра III.
6) После войны, о которой идёт речь, вся Болгария стала независимым государством.
A | Б | В |
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13 – 16.
13. Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на схеме территории.
Ответ: __________________
14. Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором сложились обозначенные на схеме границы Российского государства.
Ответ:__________________
15. Укажите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».
Ответ: __________________
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.
2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».
3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.
4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.
5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.
6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
А) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Б) «Повесть временных лет» В) Исаакиевский собор в Петербурге Г) «Рабочий и колхозница». | 1) Картина русского художника Ильи Репина. Огромное панно (2,03×3,58 м) было начато в 1880 и закончено в 1891 году. 2) Данное творение создано Нестором-летописцем 3) Автором этого архитектурного памятника является О. Монферран. 4) Данная скульптура создана в 30-ее гг. XX в. 5) Данное творение является первым письменным сводом законом Древнерусского государства. 6) Автором данной скульптуры стал Е. Вучетич. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задания 18 и 19.
18. Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Руководителем страны в период создания данного плаката был Л. И. Брежнев.
2) Плакат носит сатирический характер.
3) Явление, которому посвящён плакат, связано с понятием «Великий перелом».
4) Плакат призван был пробуждать трудовой энтузиазм у советских людей.
5) Плакат относится к 1960-м гг.
Ответ:
19. Какие из памятников, представленных ниже, были созданы в тот период, когда страной руководил деятель, положивший начало изображённым на марке процессам? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма историка М.В. Погодина
«Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! (…)
Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет (…).
Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.
Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян (…).
Дайте право приобретать землю кому угодно (…).
Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».
20. Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.В чем главный смысл обращения автора письма?
21. Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? Укажите любые четыре направления.
22. Назовите не менее двух реформ, проведённых в России в этот период. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий осуществления реформ в России в этот период.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
23. 2 марта 1917 года император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и за сына в пользу младшего брата — великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните причины отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. (проведите два объяснения)
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
"Московское государство конца XV—начала XVI вв. можно назвать централизованным"
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1093-11132) 1796 -18013) 1982—1985
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,относящиеся к данному периоду.