Отчет по самообразованию




Воспитатель: Варламова Юлия Сергеевна

Группа: подготовительная для детей с ТНР «Цветик - семицветик» МДОУ№295

Тема: «Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества речевых высказываний детей».

Цель: определить содержание организации предметно - развивающей среды области «речевое развитие» с учётом ФГОС.

Задачи:

- выявить особенности речевой развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС;

- организовать речевую развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- обеспечить условия реализации речевой развивающей предметно – пространственной среды с учётом требований ФГОС ДО.

Этапы Сроки Форма работы Практические выходы
Подготовительный октябрь 2014г. - декабрь 2014г. Ø Изучение литературы;   Ø Изучение требований ФГОС;   Ø Проектирование и изменение речевого уголка;   Ø Разработка авторского дизайна.   Проект (эскиз)
Основной декабрь 2014г. - апрель 2015г. Ø Распределение УМК, УДК, оборудования;   Ø Создание в интерьере системы моделирования по реализуемой программе;   Ø Создание в среде авторских наглядно – практических пособий;   Ø Совместное проектирование обстановки с детьми;   Ø Совместное проектирование обстановки с родителями.     Фотопроект,   Материалы,   Консультации
Итоговый апрель – май 2015г.   Ø Электронная презентация речевой развивающей среды группы;   Ø Консультирование коллег по вопросам создания речевой развивающей среды в группах ДОУ.   Сформираванность речевой развивающей среды в соответствии с программным содержанием и с учётом требований ФГОС.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится, что под развивающей предметно-пространственной средой ДОУ, в общем смысле слова, следует понимать такое предметное накопление, организация которого влияет на развитие ребенка наиболее эффективно. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности и особенности детей.

Лидия Прокофьевна Федоренко выделяет естественную речевую среду и искусственную речевую среду.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость).

К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми.

Речь педагога и окружающих ребенка людей.

Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. По мнению Евгении Александровны Флёриной живое слово требует простоты, ясности, логического построения. Поэтому педагогу особенно важно работать над собой в этом направлении.

Выделяют требования к речи педагога:

- содержательность

- точность

- логичность

- соответствия возрасту детей

- лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность речи

- образность

- выразительность

- эмоциональная насыщенность

- богатство интонации

- неторопливость

- достаточная громкость

- знание и соблюдение правил речевого этикета

- соответствие слова воспитателя его делом.

Свободное речевое общение детей с педагогом со сверстниками.

Такое общение организовывают в режиме дня: на прогулке, во время бытовых процессов (умывание, кормление…) и, конечно же в разных видах деятельности, особенно в игровой и трудовой.

Для речевого развития детей используются все виды игровой деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации).

Начиная с 4-5 летнего возраста, большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. Поэтому важно создавать условия для такого общения между детьми, так как в общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Полезно общение детей разного возраста под руководством взрослого.

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. При организации такой среды необходимо чтобы ее развивающий потенциал был высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.

К методическим средствам речевого развития относится:

1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.

2. Центр речевой деятельности. Является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные:

- книжный уголок

- дидактический, наглядный материал

- разные виды театров.

Дидактический, наглядный материал:

- дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами

- альбом (для формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи)

- сюжетные, предметные картинки

- разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин)

Требования к наглядному дидактическому материалу:

- соответствие возрасту детей. Чем меньше (младше) ребенок, тем проще должен быть материал, количественно он должен быть значительно меньше, а по содержанию подобран так, чтобы способствовать развитию речи и закреплению конкретных представлений. Чем старше ребенок, тем больше возможностей для расширения его кругозора новыми представлениями о предметах и явлениях;

- эстетичность;

- красочность, привлекательность материала (в меру);

- доступность по содержанию;

3. Одним из компонентов речевой среды может быть создание в детском саду библиотеки:

- организация определенной комнаты, в которой размещены стеллажи с книгами для детей, родителей. В библиотеке можно проводить разные формы работы с детьми, родителями, педагогами (литературные чтения, занятия, викторины и другие). Здесь дети имеют возможность взять домой понравившуюся книгу, а родитель педагогическую литературу по воспитанию ребенка.

4. Одним из компонентов речевой среды – кабинет учителя-логопеда, в котором созданы условия для работы с детьми с речевыми нарушениями.

5. Эффективность воспитательно-образовательного процесса по развитию речи, творческого рассказывания в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и ДОУ. Важным компонентом речевой среды является организация взаимодействия с родителями.

Для этого можно использовать разные формы взаимодействия с родителями.

- наглядная агитация (оформление информационных стендов в родительских уголках, папок-ширм, выставки книг и пособий, выпуск газеты, оформление книжек-малышек с детскими рассказами);

- родительские встречи, конференции по развитию речи детей;

- участие родителей в педсоветах;

- опыт семейного воспитания;

- индивидуальные беседы и консультации;

- посещение семьи ребенка;

- «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные сочинения рассказов и сказок, викторины, конкурсы, праздники, День открытых дверей, кружковая работа или организация клуба, литературные чтения в детском саду, организованные родителями и т.д.).

Все рассмотренные компоненты речевой среды, средства развития речи можно объединить в модель предметно-развивающей среды по развитию речи. Данная модель поможет учитывать все возможности для овладения детьми родным языком, для развития хорошей и правильной речи детей, для речевого творчества. При этом необходимо руководствоваться и требованиями к среде по реализуемой программе («Радуга», «Детство»). А также можно руководствоваться Концепцией построения развивающей среды В.А. Петровского.

С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию.

Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.

Перед нами была поставлена цель создания условий в группе для полноценного познавательно-речевого развития детей.

Для достижения поставленной цели мы определили задачи:

1. Создание предметно-развивающей среды.

2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.

2. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.

Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач мы считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, приобрели настольный театр «Буратино», «Три медведя», «Теремок», способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Автобус» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Наиболее успешно мы используем такие формы как игры – занятия, индивидуальные занятия. К каждому занятию подходим творчески, тщательно его подготавливаем, используем много наглядного материала, используем много игр и игровых упражнений. Использование элементов двигательной активности, драматизации делает занятия более живым, интересным, результативным.

Также используем различные средства обучения: тексты (рассказы, сказки, загадки, стихотворения); не только просто познакомить детей с разнообразными предметами, природой и явлениями, жизнью животных и растений, взаимоотношениями людей, представлениям о грамматических конструкциях, но и добиться, чтобы все это было сознательно использовано самими ребятами.

Широко используем средства ТСО. Создаются проблемные ситуации, в которых ребенку необходимо было бы высказаться.

Активное использование развивающих приемов носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Организация работы с родителям, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития мы используем, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.

В приемной группы оформлен уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей дома. Оформлена фотовыставка «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проведены консультации «Познавательно-речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно-речевом развитии ребенка». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Проведено занятие по познавательно-речевому развитию «Путешествие в страну Знаний».

Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Каждое родительское собрание, каждую встречу с ними мы стараемся превратить в праздник. Совместно с родителями занимаемся изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно-речевому развитию, готовим костюмы к театрализованным праздникам, смотрим красочные слайды, слушаем музыку, ходим на экскурсии.

Родители «поработали» над интерьером группы: украсили стены на тему сказок, покрасили стулья и столы, в общем, преобразили группу. Задача была такова: познакомиться, подружиться, привлечь мам и пап, бабушек и дедушек к воспитанию и развитию детей и внуков, помочь им в этом, поделиться своим опытом и приобрести новый. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно-речевого развития ребенка.

Для создания условий познавательно-речевого развития дошкольников в соответствии с нормативным документом, в нашей группе мы соблюдаем следующие принципы:

информативность, предусматривающая разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. В соответствии с зонированием, в группе выделена зона для познавательно-речевого развития детей. Она обозначена эмблемой, которая дает детям информацию о видах деятельности в данной зоне. Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Театрализованный уголок играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Зона настольных игр, экологическая зона, зоны конструирования, сюжетно-ролевых игр расширяют возможности детей взаимодействовать в различных видах детской деятельности, основной их которых является игра.

вариативность, которая определяется общеразвивающим видом образовательного учреждения, в нашем случае, приоритетным художественно-эстетическим направлением в развитии дошкольников, региональными особенностями, культурными традициями. В соответствии с приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, педагоги уделяют большое внимание эстетическому оформлению помещений приемной и группы, привлекая к этой деятельности детей и родителей. Регулярно в приемной группы оформляются выставки с творческими семейными работами воспитанников, в которых отражается тематика нашего региона. Региональные особенности также учитываются в оформлении группы, в игровых и иллюстративных материалах, которые способствуют развитию познавательно-речевых навыков дошкольников.

полифункциональность, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды. Данный принцип реализуется благодаря комплексно-тематическому планированию и интеграции образовательных областей. Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Трансформируемость предметно-развивающей среды нашей группы происходит в основном за счет рационального размещения столов, использования мольбертов. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если планируется совместная деятельность, которая требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде полукруга, или квадрата. Часто воспитатели обходятся и вовсе без столов: во время беседы, дидактических игр, дети садятся прямо на ковер. Планируем использовать переносные легкие ширмы и домик-перегородку для разделения пространства группы, что в свою очередь повысит заинтересованность детей и предоставит возможность развить коммуникативные умения.

Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

 

Литература:

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

2. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006.

 

3. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

 

4. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., 1974.

5. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.

6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - М., 1995.

7. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М., 1982.

8. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1993.

9. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных учреждениях. – М., 1978.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: