Современное состояние таможенного транзита




 

Женевская таможенная конвенция 1975 г. о международной перевозке грузов с использованием карнетов ТИЯ (книжек МДП). Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедура таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции - книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак ТИЯ). В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП при международной дорожной перевозке грузов. Конвенция МДП устанавливает довольно жесткие требования к транспортным средствам - их техническому состоянию, экологическим стандартам.

Книжка МДП - это документ таможенного транзита, используемый для подтверждения существования международной гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов на товары, перевозимые по процедуре МДП, в пределах сумм, установленных договаривающимися сторонами, и на условиях, предусмотренных Конвенцией МДП.

Каждая книжка МДП имеет уникальный идентификационный номер. Книжка МДП может содержать 4, 6, 14 или 20 отрывных листков. Так как в каждой стране используется комплект из двух отрывных листков, то количество листков в книжке указывает число стран, через которые можно проехать транзитом по данному типу книжки, включая страну отправления и назначения. Например, 20-страничные книжки могут быть использованы для перевозки МДП через максимум 10 стран.

Каждая отдельная книжка МДП может быть использована только для одной перевозки МДП. По завершению перевозки МДП в таможне назначения, книжка МДП возвращается водителю, заверенная надлежащим образом таможенными органами назначения. Таможенные органы должны немедленно подтвердить в электронном виде прекращение перевозки МДП через SafeTIR. Книжка МДП возвращается в ассоциацию и отправляется затем в МСАТ для окончательного контроля и архивирования.

Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) 30 ноября 2013 г. проинформировала о том, что система МДП (международные дорожные перевозки, TIR) будет действовать на территории России до 1 июля 2014 г.

Ранее сообщалось, что Федеральная таможенная служба РФ намерена с 1 декабря полностью прекратить сотрудничество с АСМАП и отказаться от книжек МДП, выдаваемых этой организацией при осуществлении перевозок на территории России, а автоперевозчики должны будут предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если машина не доедет до заявленного грузополучателя.

В России книжки перевозчикам продает АСМАП, которую ФТС обвиняет в задолженности перед бюджетом в 20 млрд. руб.

Транзит без книжек МДП уже реализован на Юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, а также в Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях. Во всех регионах ситуация стабильная <https://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18455:2013-11-06-05-56-39&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835>.

На территории России осуществляется 50% всех перевозок по линии МДП, в абсолютных цифрах - до 1,5 млн. операций в год. Изменения правил чреваты увеличением сроков доставки грузов на 30-40%. Эксперты считают, что в результате Россия может потерять до 15% ежегодного объема международных автомобильных перевозок, что составляет примерно 28 млрд. руб.

Конвенция 1975 года работает практически по всему миру, что позволяет грузоперевозчикам пересекать границы без особых проблем. Как правило, досмотра не требуется. Таможня в стране отправления пломбирует фуру, оформляет единый для всех стран документ таможенного контроля - "TIR-карнет", это и есть книжка МДП. Еще одно важное преимущество книжек МДП - груз проверяется на таможне уже в стране назначения. Стоимость одной книжки 1980 руб. Их отмена может вынудить перевозчиков каждый раз при пересечении границы оплачивать эту сумму.

Пути решения данной проблемы, конечно, есть. Первый - стать таможенным перевозчиком: не для бедных задача. Второе - использовать процедуру сопровождения: такой практики в России не существует, поскольку нет физической возможности у таможенников сопровождать грузы, а соответствующей уполномоченной организации в России нет. Третье - денежный залог: применяется редко. Четвертое - поручительство: невозможно обеспечить все перевозки. Плюс, на территории России работают три оператора: "Арсенал", "Адал" и "Таможенная карта". Пятое - банковская гарантия: сложная процедура, требующая большой документально подготовки, применима в ряде случаев, но не массово. И шестое - использование средств по предварительной декларации с отправкой гарантийного сертификата за границу.

Вывод - на сегодня эффективной альтернативы национальной процедуры для широкого использования не существует, это раз. Даже наличие эффективной национальной процедуры будет дополнительной финансовой нагрузкой при следовании транспортного средства более чем через одну границу, это два. Возможные последствия - изменение мест фактического выпуска товаров, следовательно, недополученные таможенные платежи. То есть часть грузов пойдет через Белоруссию в рамках ТС (если там тоже не отменят книжки МДП), что грозит потерями российскому бизнесу. А другая часть грузов пойдут через российские порты и ж/д, что, наоборот, добавит работы российским стивидорам и ж/д. В общем, подводя итог, можно отметить, что сейчас "отсутствует расчет экономической эффективности последствий", либо просто участникам ВЭД "не предоставлен анализ развития ситуации".

Преимущества использования предварительного информирования:

. Сокращения времени при прохождении таможенных процедур.

. Повышения качества таможенного контроля.

. Минимизация коррупционных действий на границе.

Предварительное информирование возможно если развивать сотрудничество между таможенными органами и предпринимательским сообществом, также при создании единого информационной сети для обмена сведений.

Следует отметить, что таможенная служба Российской Федерации и Федеральная таможенная служба Украины достигли такого соглашения, в рамках которого используется предварительное информирование при перемещении товаров и транспортных средств, пересекающих Русско-украинскую границу. Обмен информации проходит в режиме реального времени, что позволяет двум таможенным службам эффективнее работать.

В частности, две таможенные службы обмениваются информацией о количестве товаров, их кодовой классификации и регистрации фактического перемещения товаров и транспортных средств за пределы таможенной границы двух стран.

Эти два учреждения обмениваются информацией и сравнивают данные о перемещении товаров, транспортных средств, также сообщают о начале процедуры доставки товаров и транспортных средств. Обмен такой информацией позволит таможенным службам контролировать товары и транспортные средства, а самое главное выявить ложные документы о производителях, поддельные документы для таможенного оформления, ошибочную информацию о весе, количестве и цене товара на контрольно-пропускных пунктах.

Поскольку Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Украины, реализация соглашения об обмене информации будет способствовать предотвращению нарушений таможенных законодательств двух стран.

В рамках описания перспектив и нынешнего состояния процедуры таможенного транзита, что ранее международные грузовые участники внешней торговли, работающие в государствах - участниках Таможенного союза осуществилось по общим правилам - это означает полное таможенное оформление всех групп товаров и уплаты всех таможенных пошлин. Это приводило к увеличению соответствующих расходов и требовались дополнительные складские помещения на перегрузочных пунктах и т.д. Все это усложняло условия торговли и международных перевозок между жителями бывших советских республик. Более легкие условия торговли существовали только между Россией и Беларусью в соответствии с соглашениями о создании единого государства. В соответствии с этими соглашениями, любые товары, произведенные в Республике Беларусь, не подлежат таможенному оформлению для ввоза на территорию России.


Заключение

 

Применение таможенной процедуры таможенного транзита является положительным моментом для участников внешнеэкономической деятельности, так как при его использовании товары перемещаются по таможенной территории таможенного союза, в том силе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, без уплаты пошлин и налогов, что при добросовестности участников внешнеэкономической деятельности сокращает значительно их затраты.

Для того чтобы максимально сократить время проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, необходимо своевременно и в нужном количестве предоставить в таможенный орган документы и сведения, содержащие полную информацию и необходимую для таможенный целей.

Также технология контроля за перевозкой товаров в соответствии с процедурой таможенный транзит с применением автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом определяет порядок информационного взаимодействия структурных подразделений таможенных органов при осуществлении контроля за перевозкой и одновременно позволяет сократить временной промежуток проведения таможенного оформления и контроля.

Таким образом, рассмотрев данную таможенную процедуру, становится понятна цель его введения и использования в работе таможенных органов - это, прежде всего, ведение контроля за внешнеэкономической деятельностью. Но при этом, формирование рыночных отношений, развитие внешнеэкономических связей вызывает необходимость усовершенствования таможенного законодательства, особенно по вопросам таможенных процедур.


Список использованной литературы

 

1. Таможенный кодекс Таможенного союза [электронный ресурс] // <https://www.spsl.nsk.ru> www.consultant.ru

. О формах таможенных документов: Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 260 [электронный ресурс] // <https://www.spsl.nsk.ru> www.consultant.ru

. Инструкция по заполнению транзитной декларации: Решение КТС от 18 июня 2010 г. №289 [электронный ресурс] // <https://www.spsl.nsk.ru> www.consultant.ru

. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 нояб. 2010 г. № 311-ФЗ [электронный ресурс] // <https://www.spsl.nsk.ru> www.consultant.ru

. Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля: Приказ ФТС от 25 окт. 2011 г. №2199 [электронный ресурс] // <https://www.spsl.nsk.ru> www.consultant.ru

. Анохина О.Н. Комментарий к таможенному кодексу Таможенного союза. - М.: Проспект, 2012. - 134 с.

. Габричидзе Б.Н. Таможенное право: учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2010. - 841 с.

. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенных процедур. Комментарий законодательства / В.В. Егазарова // Право и экономика. - 2012. - № 9.

. Матвиенко Г.В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Финансовое право. - 2010. - № 4.

. Молчанова О.В. Таможенное дело: учебник / М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314 с.

. Россия по международным рейтингам [электронный ресурс] // https://www.tks.ru.

. Таможенный союз [электронный ресурс] // https://www.customs.ru/.

. Таможенные операции [электронный ресурс] // https://www.tsouz.ru/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: