Вопросы для подготовки к зачету
1.Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации - подросток начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии; и прежде всего самые близкие: дом, семья. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в условиях семьи. Подросток, отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново - теперь уже на уровне возрастной отчужденности - строить новые отношения со своей семьей. Через жизненные Колизеи в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе. Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
|
2.Коммуникативные особенности. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Согласно мнению Эльконина, общение в подростковом возрасте приобретает характер ведущей деятельности. Анализ речевого поведения подростков представляет особую важность, так как в общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. По мнению Л.Ф. Обуховой, "как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни". Однако как раз в этом возрасте перед подростком встают проблемы, связанные со сферой общения: - общение со сверстниками: неумение, невозможность занимать среди сверстников удовлетворяющее подростка положение (неудовлетворенность потребности быть значимым в глазах сверстников); - общение со взрослыми: непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, неспособность взрослых изменить стиль неравноправных отношений, при котором взрослые требуют послушания. Очень важно понимать, что эффективной коммуникативной деятельности мешают различного рода барьеры, называемые коммуникативными барьерами. В таблице представлены типы барьеров и их проявление. обнаруживается тенденция к автономизации и дистанцирования своей среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном пространстве коммуникации происходит упрощение и огрубление речи. В речевом общении подростков преобладает телеграфный стиль, а то и вовсе специфический безграмотный, рубленый лексикон SMS. Специалисты и обыватели с горечью наблюдают вымывание целых пластов языковых ресурсов, особенно в речи ребят, и, напротив, засилье иноязычной (англоязычной) лексики, наряду с распространением примитивных речевых штампов, нарочитой и непреднамеренной клишированности. Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интеренета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план. коммуникативная деятельность для подросткового возраста имеет определяющее значение в формировании личности. Однако подросток, обладая противоречивыми особенностями, не всегда может успешно реализовать себя как коммуникант.
|
3.Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12 —13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет). Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное - это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным. Общественно полезная деятельность имеется и в младшей школе, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10—11 -летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих реальную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активизирует потребность 12 —13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14—15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества. По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если отсутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педагогической организации общественно полезной деятельности подростков.
|
4.Психические новообразования подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется такими специфическими новообразованиями, как чувство взрослости, потребность в самоутверждении Чувство взрослости в подростковом возрасте Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых. Становление взрослости происходит по-разному Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийнаяно. Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, чувствуя свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ди Итин У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым Это новообразование выражает новую жизненную позицию подростка по людям и миру определяет содержание и специфическую направленность его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакцииій. Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, перешагнула рубеж детства, предопределяет его переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые Его уже не устраивают правила, ограничения, мо орал послушания, которые существуют для детей и является источником их несамостоятельности, неравноправия со взрослыми. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению ценностей, норм, способов поведения, которые существуют в мире взрослых Он всячески пытается реализовать свою потребности ебу в утверждении позиции взрослого человека, но отсутствие психических возможностей мешает достижению этой цели Это является одной из основных противоречий возраста, решение которой стимулирует дальнейшее психическое р озвитоок. Подросток пытается приобщиться к жизни и деятельности взрослых путем подражания Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения Чувство взрослости подростков может проявляться в общей переориентации от сверстников как значимых Других (которым в основном уподобляется Я-прошлое и Я-то-перишне) на взрослых, качества которых начинают виз определять ожидаемый направление собственных изменений подростка, а также в критическом отношении к Я-прошлого, в отчуждении многих черт детского Я Будущее представляется ему весьма туманным Однако, оптимальные варианты личностного развития предусматривают, по мнению психологов, относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего Я в единстве с производительными поступательными изменениями на пути от детства к зрилос тті. Поскольку стремление получить статус взрослого закономерное для подросткового возраста и жизненно необходимо для полноценного психического и личностного развития ученика, педагог должен правильно воспринимать связанного связанные с этим негативные поступки, не препятствовать проявлениям взрослости, а направлять его энергию в позитивном направлении Потребность подростков иметь образец для подражания учитель может использовать как один из ка лов воздействия на детей, организуя вечера, встречи, диспуты с известными людьми, раскрывая смысл жизни и деятельности высоконравственных, творческих личностейй. Со стремлением подростка скорее стать взрослым связана ведущая для него потребность в самостоятельности и независимости Его способности самостоятельно регулировать свое поведение способствует достигнутый уровень психического и личностного развития Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, хотя ему еще трудно предвидеть их последствия Его поведение более осмысленная, не так импульсивно а как младшего школьника, он лучше владеет собой Подросток ставит перед собой отдаленные цели, формирует первые жизненные планы (выбор профессии), идеалы, стремится быть на кого-то похожим, приобрести определенные черты хар актера, нравственные убеждения Потребность в самостоятельности реализуется в стремлении действовать без посторонней помощи и опеки, в способности принимать решения и отстаивать собственные взгляды, в умении достигать предстал ной цели, вести под влиянием собственных побужденийукань. время у подростков усиливается негативизм относительно любых требований взрослых, ярко проявляются признаки эмансипации, попытки что-либо демонстрировать свою независимость Они стремятся свободно выбирать способ бы выполнение своих обязанностей и одновременно боятся проявить слабость, избегают деятельности, которая может привести чьи-то насмешки или чувство неуверенности в своих силах Поэтому иногда при отсутствии свободно го выбора подростки скорее вести себя вызывающе, чем позволят заставить себя к активноститі. Потребность подростка в самоутверждении Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности Его потребность в самоутверждении настолько и сильна, что ради признания ровесниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам Она побуждает так называемых трудных подростков к нарушениям норм и правил поведения Потерять авторитет в глазах друзей, почувствовать посягательства на свою честь и достоинство являются величайшей трагедией для подростка, что может привести даже к суициду (самоубийства) Том в он бурно реагирует на бестактные замечания учителя в присутствии друзей, считая это унижением своей личности На этой основе нередко возникают конфликты между учениками и учителем Только тактичное с тавлення к подростку, поддержание его в глазах сверстников создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на него воспитательных средств педагога Существенную критику взрослого подросток адекватно м оже воспринять одинаодинці. Формы самоутверждения подростка могут быть разнообразными Простейшая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, нар ркотикив, чрезмерное и безвкусно использование косметики, ношение своеобразного одежды, послуговування нецензурной лексикой) Родители и учителя должны активно бороться с этим, обращая внимание подростков на по положительная образцы для подражания (литературные герои, исторические деятели, известные личности) важное, чтобы и они были для подростков достойными образцамами. Положительными формами самоутверждения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, на производстве, выполнение общественно полезных дел интеллектуального самоутверждения учащихся происходит в их учеб чально и внеучебной познавательной деятельности, реализации познавательных потребностей и интересов Подростки с увлечением занимаются исследовательской деятельностью в учебно-научных кружках, их привлекает уча во в открытиеях. Самоутверждение младших и старших подростков имеет различную направленность Для младших ведущей является потребность в достойном положении в группе Так, реакция пятиклассника на определенное влияние учителя зависит не столько и от степени его вины или характера влияния, сколько от вреда, который может быть нанесен этим влиянием его положению в классе При этом упрямство, своеволие и т.п. имеют цель завоевать и укрепить ди заборы в группе, коллективе сверстников Старший подросток, как и младший, требует общества сверстников, но его самоутверждения выражается в стремлении утвердиться в глазах, а не в глазах окружаяючих. В работе с подростками взрослые должны учитывать основные новообразования, поскольку они тесно связаны с противоречиями этого возраста, решение которых является шагом в развитии личности
5.Когнитивная сфера в подростковом возрасте. Под когнитивной сферой понимаются познавательные психические процессы. К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием, и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.
Развитие мышления в подростковом возрасте. Прежде всего, продолжается развитие теоретического мышления. Подросток вполне может абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно. На основе общей информации он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. Развитие восприятия в подростковом возрасте в значительной степени также зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка. В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредованной памяти. Вместе с тем, на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к ряду негативных явлений. Так, в следствии появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запоминать. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они могут жаловаться на плохую память. По мере взросления ребенок постепенно приобретает практический жизненный опыт и определенные трудовые навыки. При этом следует иметь в виду, что воображение неразрывно связано с развитием мышления и памяти. Поэтому чем выше уровень развития мышления, чем богаче практический опыт, тем более сложные формы воображения могут проявляться у человека. Данная тенденция в подростковом возрасте, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще обращается к творчеству, некоторые начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием. В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное – правильно читать к способности декламировать наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в том, что от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста переходят к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до способности сочинения на заданную или произвольную тему.
6.Эмоционально-волевая сфера в подростковом возрасте. Существенной особенностью эмциональной жизни подростка является то, что его эмоции и чувства противоречивы; часто чередуются, сменяют друг друга положительные и отрицательные эмоциональные состояния. В связи с этим меняется и общее душевное состояние и настроение подростка.
Посмотрите, как ведут себя подростки, особенно когда они вместе, и вы увидите, что они оживлены, жестикулируют; их мимику, движения, интонации речи характеризует мажорный тон. И в школе на переменах подростки достаточно (а иногда чрезмерно) подвижны, много смеются, любят пошуметь. Можно подумать, что это доминирующий эмоциональный настрой подростка. На самом деле это не так. У подростка нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда бОльшая, чем это отвечает объективному положению вещей, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне. Подросток очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают качества его ума, способности, внешний вид. Он может болезненно переживать замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не кстати или не очень складно. А поскольку такие замечания падают на почву его внутренней неуверенности в себе, то это может вызвать у подростка аффектную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет) или обиду, которую он затаит глубоко в себе, или же чувство тоски от того, что он неудачлив, неспособный и т. д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным. Подросток может скрывать такие чувства, которые сами по себе не являются плохими, но в среде сверстников вызывают неодобрительное отношение. Так, подросток скрывает, опасаясь насмешек товарищей, свою нежность или грусть при расставании с родителями, если это происходит на глазах у других ребят. Он с болезненным страхом может скрывать проявления симпатии, влюбленности.
Как правило, для подростков характерны положительные социальные побуждения, благожелательность к людям, сочувствие горю, несчастью. Именно такими, часто «подспудными», противоречащими внешнему поведению чувствами объясняются многие героические поступки подростков во время аварии, пожара, когда кто-то тонет и т. д. Вместе с тем подросток может испытывать «наплыв» асоциальных чувств, которые становятся мотивами отдельных его действий. Когда он очень расстроен, начинает говорить грубости и, если возможно, драться. Эта злоба может захватывать настолько, что хочется вылить ее на других людях. После подросток, как правило, жалеет об этом и раскаивается». Нет сомнения в том, что перед нами действительно возраст, трудный для педагогов и родителей. В связи с этим возникает проблема «правильного тона» взрослых по отношению к подросткам. Резкий тон нашей речи иногда может привести подростка к аффективной вспышке, взрыву. Существует взгляд, что чем безболезненнее, спокойнее проходит процесс формирования нравственных чувств подростка, юноши, тем лучше. Но такое мнение обходит сущность процесса формирования нравственных чувств. То, что осваивается человеком бездумно, без «задевания» существенных сторон личности, может при неожиданной ситуации, требующей мобилизации нравственных сил человека, оказаться просто недейственным.Однако речь идет не о том, что воспитатель должен стремиться создавать в растущем человеке выдуманные конфликты, не о том, чтобы школьник усиленно занимался самоанализом. Речь идет о другом. Всякий человек имеет желание и побуждения самого различного характера. Но он должен не только разбираться в их нравственной ценности (или неценности), но и найти силы подавить их, изжить в себе то, что представляется ему аморальным. А это предполагает внутреннюю борьбу во имя лучшего в себе самом.
Такова картина эмоциональной жизни подростка (мы коснулись лишь некоторых ее сторон). Эта картина становится несколько иной, когда мы встречаемся со старшим школьником, вступившим в период ранней юности.
7.Потребностно-мотивационная сфера в подростковом возрасте. Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: «Если вначале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком». Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму). Л. И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Подростковый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, и это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере подростков. Однако эти преобразования, имеющие как качественные, так и количественные характеристики, обусловлены и подготовлены всем ходом развития ребенка с самых первых дней его существования.Именно в подростковом возрасте, по словам Л. С. Выготского, на протяжении В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются и мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов». Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста. Исходным моментом для изменения мотивационной сферы подростка выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» - уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой. Эти отношения, с одной стороны, формируют, а с другой - сами определяются теми качественно новыми психологическими образованиями, возникающими на данном возрастном этапе. Эти новообразования представляют собой широкий спектр психических явлений - от психических процессов до отдельных свойств личности. Таким образом, при анализе мотивации подростка необходимо учитывать: биологические изменения (половое созревание), психологические изменения (усложнение форм абстрактно-логического мышления, развитие самосознания, расширение сферы волевой активности) и социальный контекст жизни подростка. Упрочиваются в подростковом возрасте и умения произвольной организации своей учебной работы. Целеполагание подростка характеризуется следующими особенностями. Подросток может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу, умеет наметить для себя самостоятельную иерархию целей, определить последовательность их достижения, умеет ставить гибкие цели, изменять их в соответствии с условиями, формируется привычка длительное время удерживать цели своих действий и подчинять им свое поведение. Важным мотивационным образованием, влияющим на все стороны жизнедеятельности подростка, являются его интересы. Интересы представляют одну из главных характеристик личности человека, наиболее обще их можно определить как эмоциональное проявление потребностей. Именно интересы, по мнению Выготского, выступают интегральным образованием в развивающемся сознании ребенка. Причем на этапах перехода и каждого следующего периода онтогенеза отмечается свертывание, отмирание прежде установившейся системы интересов и появление новых стремлений, на которых впоследствии развиваются новые интересы: «У подростка не только появляются новые интересы, но отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше». В подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в сфере интересов человека: именно на этом возрастном этапе они претерпевают значительные изменения как в количественном, так и в содержательном плане, а также в степени своего проявления, степени влияния на активность подростков. Самым существенным в развитии интересов подросткового периода, по мнению С. Рубинштейна, является: -начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число связанных между собою систем, приобретающих известную устойчивость; -постепенное переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; -одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;- рост интереса к психическим переживаниям других людей, и особенно своим собственным (юношеские дневники); -начинающаяся дифференциация и специализация интересов, направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессиональную - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д., совершающуюся под влиянием всей системы условий, в которых происходит развитие подростков. Главная задача подросткового возраста - обретение взрослости как в физиологическом, так и в социальном плане, а также качественное своеобразие мотивов и потребностей, возникающих в этот период. Формирование чувства личной идентичности - одно из важнейших новообразований у подростка, она включает: телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность. В психологии развития подростковый и юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентации личности. Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой. Приоритетные ценности у подростков - счастливая семейная жизнь и обретение материального благополучия.
8.Границы и особенности подросткового возраста. Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в организме. Этот возраст также называется переходным: у девочек начинаются первые менструации, у мальчиков — рост волос на лице и теле, первые поллюции. В связи с формированием половых признаков и функций в этом возрасте дети очень заинтересованы противоположным полом и стремятся в построению общения с ним.
Особенности подросткового возраста
· Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской)
· Формируется и завершается сексуальная ориентация подростка. Формируются вторичные половые признаки (см. выше). Возрастает интерес к потенциальным партнерам.
· Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
· Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать (у детей младшего возраста нет таких способностей, они развиваются со временем). Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы.
· Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства — сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни (социальной, политической и т.д.).
· Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе.
· Общение с родителями и родственниками уходит на второй план.
· Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. При это те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе.
· Желание принять на себя обязанности и права взрослых.
· Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т.ч. в волевой сфере.