АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-А-157/2019




4 июня 2019 года г. Екатеринбург

Уральский окружной военный суд в составе: председательствующего Соловья А.А., судей Мотошкова В.Г. и Норвинда Д.В., при секретаре судебного заседания Шестаковой Л.В., с участием административного истца Петухова Д.А., его представителя Лысенко Ю.В., представителя административных ответчиков Сафронова Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Крафта А.В. на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 12 марта 2019 года по административному иску военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Петухова Дмитрия Александровича к командиру войсковой части № и жилищной комиссии этой воинской части о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, и предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.

Заслушав доклад председательствующего, окружной военный суд

У С Т А Н О В И Л:

решением жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № Петухов Д.А. с составом семьи из пяти человек <данные изъяты> были признаны нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с учетом имеющейся у него в собственности двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>

Решением жилищной комиссии этой же воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № № на основании заявления и представленных Петуховым Д.А. документов было принято решение о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере <данные изъяты> руб., исходя из размера общей площади жилого помещения, полагающегося ему и членам его семьи в размере <данные изъяты> кв. м, и с учетом имеющейся в собственности административного истца квартиры общей площадью <данные изъяты>кв. м.

Однако в последующем, ДД.ММ.ГГГГ эта же жилищная комиссия приняла решение № №, утвержденное командиром войсковой части №, которым отменила свои прежние решения от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № о признании Петухова Д.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о предоставлении ему жилищной субсидии. Основанием для такого решения послужили поступившие в воинскую часть в ДД.ММ.ГГГГ сведения о том, что Петухов Д.А. был обеспечен жильём от государства и распорядился им.

Полагая решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № об отмене своих предыдущих вышеуказанных решений незаконным, а также незаконными действия командира указанной воинской части, связанные с утверждением этого решения жилищного органа, Петухов Д.А. оспорил их в административном иске.

Решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 12 марта 2019 года административный иск Петухова Д.А. был удовлетворен. Решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № №, утвержденное командиром этой же воинской части, суд признал незаконным и обязал эту жилищную комиссию отменить вышеуказанное решение и «вынести в отношении Петухова Д.А. новое решение с учетом права административного истца быть обеспеченным жилищной субсидией, которая была распределена ему ранее жилищной комиссией воинской части».

В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков Крафт А.В. полагает обжалуемое судебное постановление незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Автор жалобы указывает, что в январе 2019 года в войсковую часть № из администрации г. <данные изъяты> поступили документы о том, что матери Петухова Д.А. - П на состав семьи из 4-х человек, в том числе и самого Петухова Д.А., в соответствии с ордером № №, выданным на основании решения исполкома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес>

В ДД.ММ.ГГГГ года Петухов Д.А. отказался от участия в приватизации вышеуказанной квартиры, тем самым распорядившись предоставленным ранее от государства жильем по своему усмотрению, мер к сдаче его не принял, и, следовательно, он, по мнению автора жалобы, не подлежит повторному обеспечению жильем в порядке, определяемом ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

С учетом этого автор апелляционной жалобы просит вынесенное судебное постановление отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.

Заслушав выступления представителя административных ответчиков Сафронова Д.А. в обоснование апелляционной жалобы, административного истца Петухова Д.А. и его представителя Лысенко Ю.В., просивших об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, окружной военный суд, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Петухов Д.А. правомерно с <данные изъяты> года был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ему и членам его семьи на законных основаниях выделена жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.

Как установлено по делу, административный истец проходит военную службу по контракту с <данные изъяты> года. С учетом военной службы по призыву Петухов Д.А. имеет общую продолжительность военной службы более 21 года. До призыва в ДД.ММ.ГГГГ на военную службу по призыву он проживал в вышеуказанной квартире, полученной его матерью, по адресу: <адрес> В связи с призывом в армию ДД.ММ.ГГГГПетухов Д.А. в соответствии с установленным в тот период порядком был снят с регистрационного учета и больше в этой квартире не проживал (т. 1 л.д. 141).

В <данные изъяты> года, в период прохождения военной службы по призыву, он отказался от участия в приватизации этой квартиры в пользу своей матери - П которая её приватизировала в равных долях на себя и своего мужа, а в последующем продала. После этого она купила две двухкомнатные квартиры - одну для себя, а другую для Петухова Д.А. по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м. Согласно объяснениям Петухова Д.А. в судебном заседании, в этой квартире, в связи с прохождением им военной службы в г. <данные изъяты>, никто не проживает.

При этом приобретенная матерю Петухова Д.А. для последнего двухкомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв. м, собственником которой он является, не ухудшила, а улучшила его жилищные условия.

О наличии у него в собственности данной квартиры Петухов Д.А. указывал в своем заявлении в войсковую часть № с просьбой признать его нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ (т. 1 л.д. 13-16).

Как видно из решений жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, была учтена эта жилая площадь, находящаяся в собственности Петухова Д.А., как при признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так и при принятии решения о предоставлении ему жилищной субсидии (т. 1 л.д. 11-12).

Иного жилья в собственности и пользовании Петухов Д.А. и члены его семьи не имеют. Из акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец со своей многодетной семьей проживает в служебном жилье, предоставленном войсковой частью № на период прохождения военной службы по контракту в указанной воинской части по адресу: <адрес>

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, такое право может возникнуть у военнослужащего в случае изменения семейного положения, в результате чего обеспеченность общей площадью ранее предоставленного ему жилого помещения на каждого совместно проживающего с ним члена семьи станет составлять менее учетной нормы.

Петухов Д.А., согласно той же норме закона, относится к категории лиц, обеспечивающихся на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Петухову Д.А., как военнослужащему, обеспечиваемому на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанному нуждающимся в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы более 20 лет федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, должны предоставляться жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением администрации городского округа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № установлена учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.

Таким образом, несмотря на имеющуюся в собственности административного истца квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м, с учётом состава семьи последнего - 5 человек, они бесспорно являются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма <данные изъяты>

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с указанным выше Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Следуя этим требованиям закона жилищная комиссия войсковой части № при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ№ № о признании Петухова Д.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о предоставлении ему жилищной субсидии, обоснованно исходила из того, что ему для обеспечения жильем 5 членов семьи, из расчета 18 кв. м на человека, необходимо предоставить жилье (жилищную субсидию) из расчета недостающих <данные изъяты> При этом его нуждаемость обусловлена количественным составом семьи, а не действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.

Более того, сам Петухов Д.А., имеющий выслугу более 21 года военной службы, самостоятельно от федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, жилое помещение по социальному найму не получал, хотя такая льгота предусмотрена ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Одновременно окружной военный суд обращает внимание на то, что в соответствии с п. 4 «Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 указанных Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности либо занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае, если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.

Эти нормативные положения в совокупности с нормами п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не исключают возможность улучшения жилищных условий военнослужащим, при котором учитываются ранее полученное им жилое помещение от федерального органа исполнительной власти. Данные положения приведенных нормативных правовых актов могут быть применены при решении вопроса об обеспечении военнослужащего жилым помещением или жилищной субсидией.

Таким образом, в соответствии с «Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Порядок), утвержденным приказом Росгвардии от 28 сентября 2018 года № 428, Петухов Д.А. имеет право на получение жилищной субсидии на себя самого, своих жену и детей, в том числе вне очереди как военнослужащий, имеющий трех детей (п. 9 Порядка).

Как объяснениями в суде апелляционной инстанции самого Петухова Д.А., так и предоставленной им распечаткой из лицевого счета подтверждается, что жилищная субсидия в размере <данные изъяты> руб. ему была перечислена на указанный им банковский счет еще ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с п. 5 названного Порядка жилищная субсидия считается предоставленной с момента списания средств федерального бюджета с лицевого счета Росгвардии, управления оперативно-территориального объединения войск национальной гвардии, территориального органа Росгвардии, управления соединения, воинской части, военной образовательной организации высшего образования и иной организации войск национальной гвардии.

Помимо того, изданный в соответствии с п. 12 Порядка на основании протокола о предоставлении Петухову Д.А. жилищной субсидии приказ командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № «О выплате субсидии для приобретения и строительства жилого помещения», являющийся необходимым условием для перечисления жилищной субсидии, никем не оспорен и не отменен.

При этом порядок расчета и размер предоставленной Петухову Д.А. жилищной субсидии стороной административных ответчиков не оспаривается.

Таким образом, реализация Петуховым Д.А. права на получение жилищной субсидии осуществлена в соответствии с законом.

В то же время суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что вопреки требованиям п. 15 этого же Порядка жилищная комиссия войсковой части № в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа (бухгалтерии) воинской части (организации) о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего не приняла решение о снятии Петухова Д.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Приведенное указывает на незаконность оспариваемого решения жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № №, утвержденного командиром этой воинской части, об отмене своих прежних решений от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № о признании Петухова Д.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и о предоставлении ему с учетом членов семьи жилищной субсидии.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что гарнизонный военный суд, признав незаконным решение жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № № и обязав эту жилищную комиссию отменить данное решение, необоснованно возложил на указанный жилищный орган обязанность «вынести в отношении Петухова Д.А. новое решение с учетом права административного истца быть обеспеченным жилищной субсидией, которая была распределена ему ранее жилищной комиссией воинской части», то есть фактически обязал жилищную комиссию воинской части повторно рассмотреть вопрос о предоставлении административному истцу жилищной субсидии, которая ему уже предоставлена.

Таким образом, гарнизонный военный суд неправильно применил материальный закон, что в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ является основанием для изменения обжалуемого судебного постановления в указанной части.

Оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда в остальной части не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, окружной военный суд

о п р е д е л и л:

решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 12 марта 2019 года по административному иску Петухова Дмитрия Александровича к командиру войсковой части № и жилищной комиссии этой воинской части изменить:

исключить указание об обязанности жилищной комиссии войсковой части № о вынесении в отношении Петухова Д.А. нового решения с учетом права административного истца быть обеспеченным жилищной субсидией, которая была распределена ему ранее жилищной комиссией воинской части.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Судья Уральского окружного

военного суда А.А.Соловей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: