При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
Рекомендации
♦ Правильный выдох должен:
— происходить без толчков, ровной длительной струей;
— производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;
— сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
♦ Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.) как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.
Упражнение 1. Фиксированный выдох
После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 2
Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить продолжительность выдоха на 10—12—15 и более секунд.
Упражнение 3
Распределить продолжительность фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.
Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).
Упражнение 4. Форсированный выдох
Вдохнуть носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).
Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке. Повторить 7—10 раз.
|
Упражнение 5
Проделать предыдущее упражнение, выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не добирать воздух во время секундных остановок в процессе тройного выдоха. Повторить упражнение.
Упражнение 6. Теплый выдох
Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать упражнение 5—6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
Вдох полезно делать с полуприседанием или с полупоклоном, разводя руки в стороны, поднимая их вверх, закладывая ладони на затылок и сохраняя прямую линию спины, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.
Проделать на «теплом выдохе» упражнения с мысленным счетом.
Упражнение 7. Свисток
Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать. Выдыхать экономно.
После того как будут освоены все упражнения, можно приступить к освоению специальных дыхательных упражнений. Эти упражнения направлены на тренировку дыхания уже непосредственно в процессе фонации.
На логопедических занятиях с заикающимися детьми повышенное внимание необходимо уделять следующим моментам:
– активное внимание к фазе вдоха;
– осуществление вдоха в момент физической нагрузки;
– реализация упражнений в определенном темпо-ритме.
|
Вся программа по развитию у заикающихся дошкольников дыхательной функции включает в себя пять этапов. Каждый этап имеет свою задачу и реализуется комплексом упражнений.
Этап I. Формирование грудобрюшного типа дыхания.
С целью закрепления навыка грудобрюшного типа дыхания, дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день по 2-4 минуты и повторяются в течение четырех недель. Пример упражнения на данном этапе:
«Бегемотик»: ребенок, находящийся в положении лежа, кладет игрушку (потом ладонь) на область диафрагмы. Инструкция направлена на активизацию произвольного внимания ребенка к проприоцептивным ощущениям, возникающим при грудобрюшном типе дыхания. Инструкция: «Запомни, как твой живот дышит и качает игрушку». Упражнение длится не более двух-трех минут.
Этап II. Обучение приемам дыхательной гимнастики с использованием элементов парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Второй этап длится 10 недель и включает в себя три комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики:
1 Комплекс (4 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики.
2 Комплекс (3 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе ходьбы.
3 Комплекс (3 недели) — обучение приемам парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе сложных двигательных упражнений. На данном этапе можно использовать методические пособия И.Н. Кочетковой (Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М.: Образ-Компани, 2004. 32 с.), М. Щетинина (Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2008. 368 с.), О.И. Асташенко (Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Парадоксально, но эффективно! М.: Вектор, 2010. 112 с.)
|
Этап III. Развитие фонационного дыхания. Данный этап длится 6 недель и включает в себя комплекс упражнений по развитию фонационного выдоха. Например: упражнение состоит из быстрого выполнения вдоха через рот с одновременным быстрым поднятием рук вверх и выдоха, в процессе которого поется звук А, и руки медленно опускаются вниз. Исходное положение: стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки опущены, подбородок слегка приподнят. Инструкция: «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и быстро поднимем руки вверх, а затем будем медленно опускать руки и петь звук А. Посмотрите и послушайте, как я пою. А теперь давайте вместе споем». Логопед привлекает активное внимание к медленному опусканию рук и длительному пению звука: «Руки опускаем медленно, еще медленнее и красиво поем».
Обучение пению последующих звуков О, У, И, Э проходит аналогичным образом, меняется лишь движения рук, которые после быстрого поднятия вверх медленно опускаются то прямо перед собой, то через стороны, то сгибаясь в локтях. Еще один пример упражнений на данном этапе состоит из выполнения быстрого вдоха через рот и выдоха, в процессе которого пропевается завершенный ряд гласных с разной интонацией (вопроса, удивления, радости и т.д.) Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. Инструкция: «Сейчас я пропою волшебное слово, а вы послушайте (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У и медленно опускает руку). А теперь вместе». Взрослый вместе с детьми пропевает ряд гласных. «А теперь давайте спросим, волшебное слово «Как дела?» (логопед выполняет вдох полуоткрытым ртом и на выдохе слитно пропевает ряд гласных: А О У? с вопросительной интонацией). Ряд гласных аналогично пропевается и с другими интонациями.
Этап IV. Развитие речевого дыхания. Этап длится 10 недель и включает в себя комплекс упражнений, направленных на развитие выдоха, в процессе которого последовательно по времени ребенок произносит отдельные слова, короткие фразы, короткие стихотворные строки.
Например: Выполняется вдох и на выдохе произносится нараспев, «тянется» слог — МЫ, ЗА, ЗИ, ЗО, ЖА и т.д. Затем выполнялся еще один вдох и на выдохе произносится образованное на основе слога слово: (МЫ- ЛА, МЫ-ЛО, ЗИ-НА, ЗО-Я, ЖА-ЛО, ЖА-БА и т.д.). Инструкция: «Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Сначала мы будем произносить волшебные слоги, а т.к. слоги волшебные, то из них у нас будут вырастать слова, которые мы также будем произносить. Послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и на выдохе нараспев произносит слог: МА-А-А вместе с движением руки вниз. Затем опять делает вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А и опускает руку вниз. «А теперь вместе». Логопед движением руки вверх помогает сделать перед произнесением слога и слова вдох, а медленным движением руки вниз- произнести их нараспев. Еще один пример упражнений на данном этапе: Выполняется вдох и на выдохе произносится фраза, состоящая из 2-х слов: из только что произнесенного слова и нового: МАМА МЫЛА (МИЛА ШИЛА, МАША ЕЛА, ПОЛЯ ПИЛА и т.д.). Инструкция: «Сначала мы будем произносить одно слово, а затем, присоединив к нему «паровозиком» второе слово, получим предложение, которое тоже произнесем сразу вместе с первыми, как паровозик с вагончиком, которые едут вместе. Посмотрите и послушайте, как у меня это получится». Логопед выполняет вдох вместе с движением руки вверх, на выдохе произносит нараспев слово: МА-А-МА-А с движением руки вниз. Затем делает вдох с движением руки вверх и на выдохе также нараспев произносит с одновременным движением руки вниз: МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А. «А теперь — вместе». Каждое последующее слово и двухсловную фразу экспериментатор сначала произносит сам, а затем вместе с детьми. В последующем речевая задача усложняется и становится сначала трех-, затем четырехсловной. Перед инструкцией повторяются предыдущие упражнения. К повторенным двухсловным фразам прибавляется третье слово. Инструкция: «А теперь мы будем с вами присоединять к паровозу новые вагончики». Экспериментатор рисует схему, называя каждое слово-«вагончик»: «Мама» «Мыла» «Милу». «А теперь вместе произнесем». Аналогично составлялась и произносилась четырехсловная фраза: МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ, МАМА ШИЛА ПЛАТЬЕ КУКЛЕ, У ЗОИ БОЛЯТ ЗУБЫи т.д. Этап V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач. Задачей данного этапа является тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста. Этап длится 5 недель. Пример упражнения: Речевая задача состоит в проговаривании двух фраз прозаического текста, не объединенных ритмом и рифмой: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. На доске рисуется схема этих двух фраз. Инструкция: «Посмотрите, что у меня в руках». Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит две фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох, «Теперь вместе произнесем». Далее речевая задача усложняется. К двум фразам предыдущего упражнения присоединяется третья фраза: ЭТО АПЕЛЬСИН. ОН КРУГЛЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ. ЕЩЕ ОН СОЧНЫЙ И СЛАДКИЙ. Инструкция: «А теперь мы дальше расскажем об апельсине. Соотнося каждое слово со схемой, экспериментатор произносит три фразы, делая между ними быстрый подъем руки и вдох. «Теперь произнесем вместе». Итак, для наглядности основные этапы, их длительность и задачи отражены в таблице. Основные этапы и задачи логопедической работы, направленной на развитие речевого дыхания у заикающихся дошкольников
V. Развитие речевого дыхания при реализации усложненных речевых задач Тренировка речевого выдоха при произнесении прозаического текста 5 недель В целом, как показывает опыт, предложенная поэтапная система работы и комплекс дыхательных упражнений позволяет нормализовать дыхательную функцию у детей с такой сложной речевой патологией, как заикание, за счет увеличения объема вдыхаемого воздуха и автоматизации грудобрюшного типа дыхания, а также оптимизирует процесс становления плавной речи у заикающихся дошкольников.
Перспективный план логопедических занятий
Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.
Первый год обучения: 64 занятия.
Задачи первого года обучения:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Второй год обучения: 32 занятия.
Задачи второго года обучения:
1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;
2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);
3) развивать речь на разных её уровнях - уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);
4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.