В современной рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег – количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):
Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии – по трем, в Англии и Франции – по двум. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю металлических денег приходится 2-3 %, а бумажных денег – 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, – высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процентной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).
|
Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой центральным банком страны.
Банковский мультипликатор (от лат. multiplicare — множить, преумножать, увеличивать) – экономический коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и демонстрирующий, в частности, степень роста денежной массы за счёт кредитно-депозитных банковских операций. Банковский мультипликатор проявляет себя двояко – как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор. Сущностью кредитного мультипликатора является то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, получают прибыль. Процесс получения прибыли за счет вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Если клиент снимает деньги со своего счета и величина депозитов уменьшается, то произойдет противоположный процесс – кредитное сжатие. В свою очередь депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации – деньги на депозитных счетах коммерческих банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.
|
Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличиваю предложение денег.
МВ = С + R, где
МВ – денежная база;
С – наличность;
R – резервы.
Мs = С + D, где
D – депозиты до востребования.
|
Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег к денежной базе.
m = Ms / MB => Ms = m ´ MB
Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):
m = Ms / MB = C+D / C+R
Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на депозиты D и получим:
M = cr + 1 / cr + rr,
где cr = C/D,
rr = R / D
Величина сr определяется поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Теперь предложение денег можно представить как
Ms = (cr + 1 / cr + rr) x MB
Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы: изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки; изменение нормы обязательных резервов, т.е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ; о перации на открытом рынке: купля или продажа ЦБ государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).
ЦБ не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:
1. Коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов (они входят в состав R), что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор.
2. ЦБ не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банком.
3. Величина сr определяется поведением населения.