Задачи возрастной психологии
Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.
Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).
Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития. В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге "Беседы с учителями о психологии" В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.
|
Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).
Психология теоретическая и практическая
Психология, как и все другие науки, делится на два больших раздела. Одни психологи занимаются теоретическими исследованиями, другие - применением результатов этих исследований на практике. Соответственно выделяются теоретическая и практическая психология. Задачей первой, о которой мы и говорили до сих пор, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработка теории. Задача практической психологии - использование полученных знаний в различных сферах жизни.
Психологические знания касаются каждого человека. Они могут быть использованы в профессиональной деятельности и личной жизни, в отношениях с другими людьми. Однако настоящее их применение требует участия специалиста-психолога, обладающего не только знаниями, но и умением практически использовать их.
Психологи-практики работают в детских садах, школах, на заводах, в клиниках, больницах, специальных консультациях, армии, системах управления, в службах помощи семье и т.п. - почти во всех областях человеческой деятельности. Их работа связана с ответом на разнообраз- • ные запросы практики.Психолог, работающий в детских садах, школах, колледжах, профессионально-технических училищах, детских домах и т.п. - психолог образования, или детский практический психолог, занимается множеством проблем. Он помогает выявить и развить способности детей, способствуетстановлению основных психических процессов - внимания, памяти, мышления и т.п. Он может определить, почему ребенок учится ниже своих возможностей, выяснить, почему дети не усваивают тот или иной учебный материал, почему ребенок плохо себя ведет, не может дружить с одноклассниками. И не только определить, но и объяснить. Психолог располагает средствами, позволяющими ему предупредить возможные нарушения, отклонения в развитии ребенка. Эта работа называется психологической профилактикой. Ведет он работу и по преодолению имеющихся нарушений. Такая работа называется психологической коррекцией. Однако сделать все это психолог может только в тесном сотрудничестве с педагогами. Именно их постоянное сотрудничество может обеспечить такую работу школы, когда детям увлекательно и радостно учиться, а взрослым - интересно работать.
|
Практический психолог образования решает множество повседневных вопросов и задач. Но главной целью его деятельности, целью существования психологической службы образования в целом является психическое и психологическое здоровье детей и подростков.