Проверочный расчет винтовой пары




 

2.1 Расчет винтовой пары из условия износостойкости

 

2.1.1 Допускаемое давление в резьбе для винтовой пары сталь – сталь

из условия износостойкости принимаем равным [pизн.] = 16 Мпа

2.1.2 Определяем максимальную допустимую силу F, кН, которую

можно получить в этом съемнике из условия износостойкости винтовой пары по формуле

F = π d22 ψh ψH[pизн.], (2.1)

где ψh- коэффициент рабочей высоты профиля, ψh = 0,5 *

ψH - коэффициент высоты гайки.

Коэффициент высоты гайки определяем по формуле

, (2.2)

где h – высота траверсы (гайки), мм. В соответствии с рисунком 1 h = 16 мм;

d2 – средний диаметр резьбы, мм.

Коэффициент высоты гайки

.

Максимально допустимая сила составит

F = π ·12,52 · 10-6 · 0,5 · 1,8 · 16 · 106 = 7068 H ≈ 7 кН.

F =7кн > F max =2кН, следовательно, условие износостойкости винтовой пары выполняется.

2.1.3 Угол подъема резьбы γ, град., определяем по формуле

γ = arctg . (2.3)

____________

* Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин: Учебник для техникумов.- 5- изд., перераб. и допол. – М., Илекса, 1999,с. 240

Угол подъема резьбы составит

γ = arctg = 4˚ 20΄

2.1.4 Приведенный угол трения φ´, град., определяем по формуле

φ΄ = arctg (f / cos α΄), (2.4)

где f – коэффициент трения (для трения сталь по стали, всухую,

f = 0,15÷ 0,18), принимаем f = 0,15;

α ΄ - угол между боковой стороной профиля трапецеидальной резьбы

к высоте профиля, α ΄ = 15˚.

Отсюда, приведенный угол трения φ΄ для данной винтовой пары будет равен

φ΄ = arctg (0,15 / cos 15˚) = 8˚ 50΄.

2.1.5 Осевая нагрузка в винтовой паре съемника не должна вызывать самоотвинчивания. Это условие выполняется, когда угол подъема резьбы γ меньше приведенного угла трения φ΄.

В данном случае γ < φ΄ (4˚20΄< 8˚50΄), следовательно, передача винт – гайка данного съемника является самотормозящей.

2.1.6 Число витков резьбы в траверсе.

В данном съемнике, в передаче винт-гайка, роль гайки выполняет резьба, нарезанная в траверсе.

Толщина траверсы, Н, равна 16 мм.

Число витков резьбы, z в, определяем по формуле

z в = H / p < z в макс.= 10 (2.5)

где Н – высота гайки (траверсы), мм;

z в макс. – максимально допустимое число витков в гайке передачи винт-гайка.

Число витков резьбы в траверсе по расчёту

z в = 16 / 3 ≈ 5,3 < z в макс. = 10,

что допустимо.

 

2.2 Проверочный расчет винта на прочность

 

2.2.1 Момент, Т, H∙м, в резьбе определяем по формуле

T = F tg (γ + φ΄), (2.6)

тогда после подстановки значений параметров получим

T = 7 · 103 · ∙ tg (4˚20΄ + 8˚ 50΄) = 10,23 H∙м.

При снятии подшипника винт упирается в вал пятой, диаметр которой dп =10 мм.

Момент трения Ттр, Н∙м, на торце пяты определяем по формуле

Ттр = F f dп / 4, (2.7)

Момент трения на торце пяты составит

Ттр = 7 ∙ 103 ∙ 0,17 ∙ 10 ∙ 10-3 / 4 ≈ 3 Н∙м .

 

2.2.2 Строим эпюры продольных сил N и крутящих моментов Тк.

При условии равномерного распределения нагрузки по виткам резьбы, продольная сила винта в пределах гайки будет уменьшаться от F до 0,

а крутящий момент – от Т + Ттр до Ттр в соответствии с рисунком 3.

По эпюрам N и Тк положение опасного сечения винта не очевидно: оно может быть либо выше гайки (сечение А – А), либо ниже ее (сечение Б – Б). Сделаем проверку для того и другого сечения.

 

 

Рисунок 3– Построение эпюр продольных

сил N и крутящих моментов Тк

 

 

2.2.3 Расчет по сечению А – А.

В этом сечении продольная сила N= 0, а крутящий момент Тк = Т + Ттр = 10,23 + 3 = 13,23 Н·м.

Эквивалентное напряжение σE, МПа, определяем по формуле

σE = , (2.8)

где N – продольная сила, Н.

Тогда, после подстановки числовых значений параметров, получаем

σE = = 99 МПа.

σЕ = 99 МПа < [σ] =180 МПа, следовательно, условие прочности выполняется.

 

2.2.4 Расчет по сечению Б – Б.

В этом сечении N = F, а Тк = Ттр.

Эквивалентное напряжение σE, МПа, определяем по формуле

σЕ = . (2.9)

Эквивалентное напряжение составит

σЕ = = 84 МПа.

 

σЕ = 84 МПа < = 180 МПа, следовательно, условие прочности выполняется.

 

2.3 Проверочный расчёт винта на устойчивость

 

2.3.1 В соответствии с рисунком 1, один конец винта заделан в гайке, а другой конец пятой опирается шарнирно на вал.

2.3.2 Момент инерции сечения винта J,мм3, рассчитывают по формуле

J = (πd /64)(0,375 + 0,625d/d1). (2.10)

Момент инерции сечения винта составит

J = (π·10,54/64)(0,375 + 0,625·14,0/10,5) ≈ 721 мм4.

Радиус инерции сечения винта i, мм, определяем по формуле

i = (2/d1) (2.11)

Радиус инерции составит

i = (2/10,5) 2,89 мм.

Расчетную длину винта l, мм, определяем по формуле

l = l 0 + H/2, (2.12)

где l 0 –рабочий ход, мм.

Рабочий ход винта определяем по чертежам приложений А, Б, В. В данном случае, рабочий ход винта равен 122 мм.

Расчетная длина винта

l = 122 + 16/2 = 130 мм.

2.3.3 Гибкость винта λ определяем по формуле

λ = μ l / i, (2.13)

где μ – коэффициент приведения длины, учитывающий способ закрепления концов винта (если один конец заделан, а другой закреплен шарнирно). Принимаем μ = 0,7.*

Гибкость винта составит

λ = 0,7·130/2,89 = 31,5 < λ0 = 60,

где λ0 – гибкость, при которой критическое напряжение в поперечном сечении винта равно пределу текучести σт. Принимаем для Стали 45 λ0 = 60**

Следовательно, винт малой гибкости, для которого σкр = σт = 540 МПа, т. е. специальный расчет на устойчивость не нужен.

 

____________

* Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Житков В.К. Детали машин: Учебник

для техникумов.- 5- изд., перераб. и допол. – М., Илекса, 1999. с. 241

** Там же.,с.242



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: