Алгоритм разбора ситуационных задач.




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Патофизиология»

 

Составитель: ассистент Бяков И.С.

 

Тема: Анемии: лабораторная и патофизиологическая характеристика.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы красной крови.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;

- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;

- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.

После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и, с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Составьте патогенез развития основных симптомов анемии.

2. Объясните механизм развития и укажите основные симптомы сидеропенического синдрома.

3. Перечислите этиологические факторы В12, фолиеводефицитных анемий.

4. Назовите главное звено патогенеза острой постгеморрагической анемии.

5. Перечислите основные виды гемолитических анемий.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Какую из перечисленных анемий можно отнести к гипорегенераторным?

1) хроническую постгеморрагическую анемию

2) острую постгеморрагическую анемию

3) гемолитическую анемию

4) наследственную микросфероцитарную анемию Минковского-Шоффара

 

2. При какой анемии наблюдается мегалобластический тип кроветворения?

1) а-талассемии

2) анемии, связанной с дефицитом железа

3) анемии, связанной с резекцией подвздошной кишки

4) апластической анемии

5) серповидноклеточной анемии

 

3. Укажите, какие показатели обмена железа характерны для апластической анемии:

1) уменьшение коэффициента насыщения трансферрина

2) уменьшение латентной железосвязывающей способности сыворотки

3) уменьшение коэффициента насыщения трансферрина

4) увеличение латентной железосвязывающей способности сыворотки

5) увеличение общей железосвязывающей способности сыворотки

 

4. Какая из перечисленных анемий характеризуется наибольшим повышением концентрации эритропоэтинов в крови?

1) острая гемолитическая анемия средней тяжести

2) острая постгеморрагическая анемия средней тяжести

3) хроническая постгеморрагическая анемия

 

5. Укажите наиболее частые причины железодефицитной анемии:

1) недостаточное поступление железа с пищей у детей

2) хроническая кровопотеря

3) беременность и лактация

4) заболевания желудочно-кишечного тракта

5) все перечисленные

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
         

 

Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии (для клинических задач).

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:

1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.

2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.

3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации

- по цветовому показателю

- по величине эритроцитов

- по типу эритропоэза

- по регенераторной способности костного мозга

4). Указать дополнительные признаки.

5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.

 

Задача №1 (с примером разбора)

Непрямой билирубин 45мкмоль/л (N 8,5-20,5)

Заключение: анемия нормохромная, нормоцитарная, нормобластическая, гиперрегенераторная – гемолитическая анемия.

Задача №2

Мегалоциты+++, тельца Жоли+++, кольца Кебота+++, в пунктате костного мозга мегалобласты+++

Задача №3

Анизоцитоз+++, пойкилоцитоз +++. СЖ 56 мкмоль/л

Задача №4

Анизоцитоз+++, пойкилоцитоз +++. Непрямой билирубин 42,76 мкмоль/л(N 8,5-20,5). Снижена активность Г6-ФДГ в эритроцитах. В анамнезе прием ПАСК.

 

Анализы крови к задачам №№1-4 представлены в таблице. Провести патофизиологический разбор анализов крови в данных задачах по алгоритму и сделать предположительное заключение по этиологии и патогенезу выявленных нарушений не опираясь на данные анамнеза.


 

Показатели Норма № задачи
       
Hb г/л 130-160 (м); 120-140 (ж)        
Эритроциты х1012 4,0-5,0 (м); 3,9-4,7 (ж) 3.8 1.2 2,8 3.1
Цветовой показатель 0,85-1,05        
Ретикулоциты % 0,2 – 1,0%        
Тромбоциты х109/л 180-320        
Лейкоциты: х109 4-9   2.3 2,1 9.5
Нейтрофилы:          
Миелоциты %          
Метамиелоциты %          
Палочкоядерные % (абс.) 1-6 (40-300)        
Сегментоядерные % (абс.) 47-72 (2000-5000)        
Эозинофилы % (абс.) 0,5-5 (20-300)        
Базофилы % (абс.) 0-1 (0-65)        
Лимфоциты % (абс.) 19-37 (1200-3000)        
Моноциты % (абс.) 3-11 (90-600)        

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для вузов + CD.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008

 

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

3. Руководство к занятиям по патофизиологии / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 128 с.

4. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

 

Методические указания подготовлены:

ассистент Бяков И.С. _____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 8 от «27» февраля 2012 г.

 

Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: