Классификации методов исследований в менеджменте




Роль исследований в практике управления

Научное исследование – процесс выработки новый научных знаний.
Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.

Методология исследований систем управления.

1. Понятие и практическое содержание методов исследования
Методология – логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров его проведения в выборе средств и методов, определенных научных результатов.
Цель исследования – поиск научного наиболее эффективных вариантов построения системы укрепления организаций, ее функционирования и развития.
Цели: текущие и перспективные, общие и локальные, постоянные и эпизодические.
Объект исследование – система управления (она относится к классу социально-экономических систем).
Предмет исследования – возникающие проблемы.
Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения.
В методологии существует несколько подходов:
Подход – это ракурс исследования, отправная точка с которой исследование начинается и которая определяет его дальнейшую направленность.
Подходы:

· системный (максимальный учет всех возможных аспектов данной проблемы)
аспектный (выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или учета ресурсов)
концептуальный (предварительная разработка концепции исследования, т.е. комплекс ключевых положений, которые определяют направление данного исследования)

Подходы:
- эмпирический
- прагматический
- научный

Методология должна включать формулировку ориентиров и ограничений.
Ориентиры (мягкие и жесткие)
Ограничения (явные и неявные)
Главную роль в методологии играет средства и методы исследования.

Их подразделяют на 3 группы:
1. Формально-логические (метод интеллектуальной деятельности человека)
2. Общенаучные (научный аппарат исследования)
3. Специфические (специфика конкретных систем)

 

2. Проблема в методологии исследования управления
Каждую проблему можно решить на основе ее исследования. Ее решение требует творческих усилий, знания типовых схем и алгоритмов.
В практике имеет большое значение:
1. Отделение реальных проблем от псевдореальных
2. Отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения
3. Отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата
4. Выбор проблемы в соответствии с возможностями их разрешения

 

Мнимые проблемы делятся на 3 группы:
1. Уже не проблемы
2. Еще не проблемы
3. Никогда не проблемы

 

Проблему как предмет исследования характеризует ряд параметров:
1. Качество проблемы (актуальность проблемы, наличие ресурсов и предполагаемый результат)
2. Определение проблемы (комбинация множества различных операций: формирование проблемы (вопрошение – постановка основного вопроса, которого надо решить), фиксация противоречий, которые могли лечь в основу проблемы, описание ожидаемого результата)
3. Постановка проблемы (стратификация, композиция, локализация, вариатификация, оценка проблемы)
Оценка проблемы – кондификация: выявления всех вопросов по решению данной проблемы, инвентаризация: просмотр возможностей, колификация – выявление степени неизвестности, уподобление, классификация.
Обоснование проблемы – экспозиция (установление связи одной проблемы с другими), актуализация (необходимость доказать), компрометация (выдвижение всех возражений против решения проблемы), демонстрация (предоставление результатов).
Обозначение проблемы – экспликация (перевод проблемы на научный язык), интилизация (выбор словесного выражения проблемы).

Существует несколько уровней постановки:
1. Низший уровень – интуитивный уровень
2. Описание проблемы в соответствии с принятыми правилами
3. Высокий уровень постановки – проблему рассматривают в контексте развития предприятия в целом и предполагает поиск новых методов и средств исследования.

Существует 3 методологии принципа исследования:
1. Проблема может представляться необъяснимой
2. Принцип оценки
3. Принцип распознания (квалификации)

 

Классификации методов исследований в менеджменте

Классификация методов исследований в менеджменте включает два основных кластера: теоретический и эмпирический. Теоретические методы основываются на базе знаний и логических умозаключений, которые содержатся в книгах, учебниках, монографиях, статьях. Эмпирические же (опытные, прагматические) методы оперируют к экспериментам и мнениям специалистов. Нельзя авторитетно заявить, какие методы лучше, так как они по-разному рассматривают одну и ту же проблему. Поэтому в практике менеджмента, как правило, встречается синтез нескольких методов и инструментов.

Теоретические методы Методы исследования проблем менеджмента нередко опираются на теорию управления как ключевую научную базу. В первую группу входит метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он предлагает исследователю пройти путь от общего к частному, то есть, опираясь на объективные знания, сделать выводы о решении конкретной проблемы менеджмента. Абстрагирование как метод исследования предлагает игнорировать незначительные элементы системы управления для выявления ключевых взаимосвязей, в том числе путем моделирования бизнес-процессов. Группа теоретических методов не может не включать анализ и синтез, позволяющие разделить (декомпозировать) объект исследования для последующего независимого изучения и воссоединения для воссоздания прежней конструкции с осознанием протекающих внутри системы процессов.

Практические методы Прагматические методы исследования менеджмента организаций часто используются для первичной оценки проблемы. Наблюдение – самый очевидный из методов эмпирики. Информация собирается со всех задействованных в процессе управления подразделений компании. Главным критерием является невмешательство исследователя в бизнес-процесс в процессе наблюдения. Сравнительный метод предполагает наличие аналога или эталона, с которым можно будет сопоставить показатели исследуемого объекта. Также к прагматическим относят метод полемики (дискуссии). Такое аргументированное обсуждение вопросов менеджмента организации, как правило, проводят в рамках первичной оценки сложившейся ситуации (спланированное совещание у директора). Полемика может проходить и между исследователями.

Метод синектики

Синектика (англ. Synectics — «совмещение разнородных элементов») — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. У. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.

Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: