В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны.
Российская Федерация, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. В стране все еще не обеспечено верховенство закона.
В Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.
Помимо объективных сложностей переходного периода, это во многом объясняется тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из этих органов еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом.
Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты их прав, а государственные и муниципальные органы не оказывают помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Вот почему построение в России правового государства потребует больших усилий и государства, и его граждан в преодолении всех этих трудностей и недостатков.
Успешное строительство у нас правового государства возможно только при нахождении собственных, адекватных реальной ситуации путей формирования необходимых предпосылок и элементов конституционализма и, прежде всего, гражданского общества.
|
Необходима демократическая, признающая власть права Россия. Только тогда многочисленные народы, населяющие ее, могут чувствовать себя действительно единой дружной семьей.
Заключение
Таковы основные характеристики правового государства. Цель данной работы - это попытка осмыслить и оценить всю важность идеи правового государства. При раскрытии основ, основных признаков и самого понятия правового государства, в этой работе приводятся примеры строительства правового государства в постсоветской России. Акцентируется внимание на характерных чертах правового государства России.
Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.
|
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.
Итак, правовое государство обеспечивает:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.
3. Взаимную ответственность государства и личности
4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.
В заключении следует отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства
Нормативно правовые Акты:
1. Конституция РФ
Список используемой литературы:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 2000 г.
2. Енгибарян Р.В. Краснов Ю.К. Теория государства и права. Учебное пособие. 2000 г.
3. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2000 г.
4. Нерсесянц В.С. Теория государства и права. 2001 г.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 2007 г.
6. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России 2003 г.
7. Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. 1996 г.
|
8. Кудинов О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века //Общественные науки и современность. 2002г
9. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2004 г.
[1] Аристотель 384 до н.э.-322 до н.э. - древнегреческий философ
[2] Конституция РФ статья 1
[3] Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель
[4] Ж. Боден – французский политик, философ, экономист, юрист, член Парламента Парижа и профессор права в Тулузе
[5] Г. Гроций – основатель учения о естественном праве, систематизатор международного права
[6] Д. Дидро – французский философ и писатель, основатель «Энциклопедии»
[7] Т. Гоббс английский философ и литератор, известен трактатом о государстве - Левиафаном
[8] Д. Локк английский философ, разработал эмпирическую теорию познания в «Опыте о человеческом разумении»
[9] Джефферсон Декларация Независимости США
[10] Г.Ф. Шершевич Общая теория права
[11] Н.И. Матузов актуальные проблемы теории права. Теория государства и права
[12] Конституция РФ статья 15
[13] Л.И. Спиридонов теория государства и права учебник
[14] Конституция РФ статья 10