Художественный металл. Литейное искусство России. Искусство скани и зерни. Казаковская филигрань




ЛИТЕЙНОЕ ИСКУССТВО

Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшая отливка зачищается и дора­батывается способом чеканки.

История литья в искусстве России поражает своей долговечностью. В этой технике будут исполняться сложные змеевики, нательные кресты, амулеты и вотивы. Народное северное медное литейное искусство будет известно вплоть до XIX в. Изделия, производимые народом и реализуемые на ярмарках, будут самыми разнообразными по назначению — от пряжек и чернильниц до рукомойников. Орнаментальные же мотивы не отличаются разнообразием и какими-либо сложными элементами, так как техника литья не допускает более тщательной проработки орнамента или включения сложных композиций. Будущее литейного искусства заключается в со­четании с другими техниками: ковкой, штамповкой, украшением драгоценными или полудрагоценными камнями.

Уже в XVI в. Тула была местом производства железа, а затем и оружия. В 1712 г. при Оружейной слободе основан Тульский оружейный завод, где исполнялись государственные заказы. Сюда переводятся мастера из Оружейной палаты Московского Кремля, что, видимо, сыграло свою роль в развитии украшения оружия, а впоследствии и производства ху­дожественных изделий и уникальной мебели. Москва стремилась сосредоточить производство оружия на казенном пред­приятии, объединить мастеров и усовершенствовать выделку металла и оружия, но мастера добивались права работать по своим домам. Самостоятельность мастеров служила развитию искусства украшения оружия, которое пользовалось извест­ностью в конце XVIII в. К этому времени сформировались специфические художественные приемы оформления оружия, а затем мебели и других предметов, которые позволили превзойти аналогичные иноземные изделия.

Интенсивный цвет вороненой стали с ее переливающимися оттенками от глубоких синих и голубых тонов до темно-зеленых и розовых в сочетании с позолотой и светлой поверхностью блестящей стали давали возможность создавать широкую палитру цвета. Его красоте соответствовали ювелирная тонкость бронзовых позолоченных рельефов и игра граненых стальных «алмазов». Последние придавали черты особой неповторимости работам тульских мастеров. Граненые стальные элементы с успехом имитировали игру настоя­щих алмазов. Гранение производилось вручную и отличалось высоким качеством. Стальные шарики обрабатывались по типу бриллиантовой огранки, до 16 граней, причем величина их не превосходила подчас мелких бисеринок. Применение алмазов и сочетание их с другими приемами обработки металла отличалось большим разнообразием и гармоничным соответствием форме предмета.

В украшении эфесов шпаг, охотничьих ножен, деталей ружей использовались все виды обработки стали. Орнаментация отличалась строгостью стиля классических мотивов. Имела место и сюжетная миниатюра: сцены охоты, бег оле­ней, воинские эмблемы, исполненные прекрасным рисунком. Весь декор гармонично сочетался с конфигурацией частей оружия. В высоком профессионализме таких работ проявилось наличие при заводе архитектора, а также скульптурного и рисовального мастеров.

В конце XVIII в. стало развиваться крестьянское производство медных изделий для местных рынков Севера. Боль­шую роль в оживлении промыслов играли ярмарки. Одной из самых крупных считалась Благовещенская ярмарка в Шенкурском уезде Архангельской губернии, где продавалась мед­ная посуда. Расцвету меднолитейного искусства на Севере в середине XIX в. способствовали известные выговские старообрядческие меднолитейные мастерские, существовавшие на территории современной Карелии — на реке Выг и в Поморье. В течение полутора веков выгорецкие мастера снабжали раскольников всей России медными иконками, крестами, складнями, застежками для церковных книг и другими культовыми предметами. Во второй половине XIX в. заметно ухудшается художественное и техническое качество отливок Медная культовая пластика теряет присущие ей ранее чистоту отливки, тщательность отделки, сдержанную строгость и каноничность образов. Мастерство литейщиков, выселенных в XIX в. из Выгорецкого общежительства, оказало большое влияние на развитие меднолитейного промысла не только на Севере, но и во всей России. Во второй половине XIX в. появились новые центры старообрядческого медного литья: в Москве и Подмосковье, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири. Производство медных изделий во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось в районе Белого моря, а также в бассейнах рек Мезени, Пинеги, Печоры и; их притоков. Материалы сельскохозяйственных и промышленных выставок второй половины XIX в. свидетельствуют о наличии развитого кустарного производства медных изделий в Пинеге. Там чеканили братины и другую посуду мастера Монаковы. Основной ассортимент составляли братины, блюда, колокольчики, бокалы для скота и почтовых лошадей.

Отношение к медным изделиям у народов Севера было особое. Медь считалась издавна магическим металлом и несла в себе спасение от болезней и различных бед, способствовала процветанию дома и семьи.

Несмотря на то что уже в первой половине XVII в. вместе с русскими на Пинегу проникло христианство, там в течение нескольких веков господствовало идолопоклонничество, со­хранялась вера в домовых, колдунов, ведьм. Оружием против нечистой силы служили кресты на гайтанах (цепях), называемые чертогонами. Крест с кружком считался оберегом против злых сил. Такое же значение придавалось латунным гребням, которые носили на поясе. О производстве медных гребней на Севере известно немного. В XIX в. они часто изготавливались бродячими медниками. Мотив парных конских голов в медных изделиях северных ремесленников появился не во времена колонизации Севера новгородцами, а ранее — как результат торговых связей местных жителей с племенами, населявшими территорию Волго-Окского междуречья. Излюбленный эле­мент декора на поверхности медных изделий — циркульный или глазковый орнамент, повторяющий знаковое изображение солнца.

А. Б. Рыбаков высказал мысль о том, что в разнообразных соединениях и композициях подобные системы кругов всегда

Представляют собой символическое изображение солнца, в культе которого заключается глубокое и целостное мировоззрение древнего язычества.

Самостоятельную группу медных изделий, выполненных в технике литья с просечкой и иногда гравировкой, составляют так называемые спицы-зеркальца для крепления льна к прялке. Спицы представляют собой прямоугольную или трапециевидную рамку для зеркальца небольшого размера. Первоначально форма зеркальца напоминала фигуру Мокоши — бо­гини природы. Позднее, под воздействием городской культуры XVIII в. изменились очертания предмета и общий стиль орнаментики. Он стал более условным и усложненным. Подобные условные изображения древнеславянской богини плодородия встречаются вплоть до середины XX в.

В 1970-х гг. появился ряд публикаций, посвященных ким- женским литейщикам, где отмечалось, что мастера продолжа­ли свою деятельность и в XX в., снабжая многих жителей Севера, особенно канинских ненцев. Ассортимент кимженских мастеров отличался большим разнообразием: складни, иконки, кресты, церковные колокола, медные украшения для церквей, колокольчики для почтовых лошадей и для скота, конская и оленья упряжь, латунные украшения для женского и мужского национальных костюмов ненцев, бляхи для коновальских сумок.

Также древнейшим центром металлургии, начиная с неолита и бронзовой эпохи, был Урал. XVIII век — время быстрого развития здесь промышленного производства меди, железа, чугуна, а затем оружия. Промышленное производство металла не мешало сохранению ремесла на всем протяжении XVIII столетия. Это были медные и железные изделия, в том числе с росписью. Медная посуда и различная утварь простых и удобных форм, часто украшенная рельефным орнаментом, пользовалась популярностью в России. Она делалась при заводах Демидова, где с середины века стали выпускаться и железные подносы под прочным «хрустальным» лаком, изобретенным местным живописцем Худояровым.

Ремесленно-промышленным оставался Урал. Здесь росли и строились города вокруг больших и малых заводов. Скульп­тура и чугунные решетки украшали Москву и Подмосковье, Петербург, усадьбы и губернские города, особенно Урала и Сибири. Златоуст славился парадным оружием. На Златоустской оружейной фабрике, где с начала XIX в. было налажено производство высококачественного оружия, получило развитие и его художественное оформление, в котором проявилось самостоятельное творчество мастеров. Овладев приемами травления и позолоты, оборонной чеканкой, гравировкой и насечкой по металлу, сочетая полированную и вороненую поверхности с матовым рельефом, мастера добивались яркой декоративности не только орнаментальных мотивов, но и сюжетных композиций. Клинки сабель и шпаг, охотничьих ножей украшались изображениями нарядной военной арматуры, символических фигур, сцен охоты и сражений.

Как и в Туле, в Златоусте делали не только оружие: изготавливали ножи, подносы, бритвы, что позволяло мастерам более свободно трактовать сюжетные сцены. Здесь сложилась своя традиция, развитие которой привело в последующем к сохранению этого уникального вида мастерства вплоть до нашего времени.

Урал остался центром различных ремесел, связанных с металлургией; они сопутствовали промышленному производству меди и железа, созданию монументальных произведений: скульптуры, оград, архитектурных деталей. Параллельно с государственными и частными заказами на крупные работы делались предметы бытового назначения: медная посуда и различная утварь, железные подносы и сундуки, литые и кованые изделия.

Один из наиболее известных литейных промыслов России — это Каслинский центр, который, будучи одним из самых старинных промыслов, практически не претерпел серьезных технологических изменений и сохранился до сего дня.

Здесь уже в середине XIX в. было развито производство высокохудожественных изделий. Наряду с чугунными плитами, лестницами, оградами для садов и парков отливалась монументальная скульптура, лучшие образцы которой вошли в историю русской культуры, градостроительства и архитектуры. Каслинские мастера изготавливали не только монументальную скульптуру, но и мелкую пластику, а также большое количество декоративных изделий прикладного характера. Это были подсвечники, шкатулки, лотки, коробочки, часто дополненные скульптурными формами или ажурным литьем. Это искусство обрело свои черты благодаря самостоятельному творчеству мастеров, освоивших специфику такого мате­риала, как чугун, и своеобразную технологию. Не случайно особенно полюбилось ажурное литье, в котором каслинцы проявили свое виртуозное мастерство и творческую выдумку: и ажурных решетках преодолевалась тяжесть темного чугуна, легкий рельеф при этом создавал игру светотени. Каслинская пластика и предметы прикладного искусства полюбились в России. В начале XIX в. делались украшения к костюму: пряжки, броши, браслеты, перстни, в которых ажурный рельеф применялся с большим эффектом.

Таким образом, можно сказать, что литейное искусство продолжает традиции Древней Руси, распространяясь по всей территории государства. А открытие многих новых месторождений железной руды и меди дает возможность совершенствоваться мастерам-литейщикам в своем профессионализме, а также расширять ассортимент изготавливаемой продукции.

 

ИСКУССТВО СКАНИ И ЗЕРНИ

Искусство скани и зерни известно уже со II в. н. э. Интерес к этой технике не ослабевает и по сей день. За 900-летнюю историю скань претерпела множество видоизменений: от глухой до ажурной, от золота до стали. Менялись сюжеты и орнаменты. На заре православия это обилие языческих мотивов, которые смешиваются с византийской орнаментацией и образуют причудливую русскую вязь. С развитием и распространением стилистических направлений из Западной Европы в эту причудливую вязь проникают мотивы ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Развивается и усложняется сама техника, и, таким образом, она может сочетаться и со вставками из драгоценных камней, и с эмальерными вставками. Золото является одним из самых благородных материалов (металлов), которые были когда-либо известны человеку. Использование его в такой сложной технике, как скань или зернь, оправданно. Золото легкоплавкий материал, он очень пластичен и достаточно экономичен. Из небольшого количества золота можно вытянуть многометровую тончайшую проволоку, которая под умелой рукой мастера образует сложный узор из колец, завитков, пальметт и многого другого. Не зря золото и техника скани очень гармонично сочетаются в украшениях, как женских, так и мужских. Золотой сканый орнамент украшал колты, бармы X—XII вв., оклады икон, басмы, серьги XIV—XVI вв. И чем большей являлась потребность украшать себя и свой костюм, тем невероятнее были предложения мастеров-сканщиков. С XVI в. известны роскошные навесные пуговицы, украшенные ажурной вязью с замысловатым узором. Чем тоньше была проволока, чем сложнее рисунок, тем более благородным и дорогим выглядело само изделие. Искусство скани из золота претерпело большие перемены. С приходом в русское прикладное искусство барочных, классицистических мотивов сложные византийские, средневековые орнаментальные мотивы начинают отступать. В искусстве России второй половины XIX в. были попытки реанимировать древнерусское филигранное искусство, но новые материалы, с которыми эксперимен­тировали мастера, не заинтересовали потребителя.

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мягкость драгоценных металлов и широко использовали это свойство при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие легкое кружево, делали как из гладкой проволоки различной толщины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, или из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто эти серебряные и золотые узоры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же материала. Подобные изделия, относящиеся к IX—X вв., встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно. От старого русского слова «скань», т. е. сучить, свивать нити, этот технический прием получил название «скань», а выполненные им изде­лия называют «скаными». Ассортимент сканых изделий очень многообразен: массивные подносы и шкатулки; ажурные, легкие сухарницы, коробочки, ларчики, корзиночки и солонки; цепи, пряжки и пояса; пуговицы разной величины, от маленьких, с горошину, до крупных, с куриное яйцо; браслеты, перстни, серьги, броши, ожерелья, запонки; ярлыки и украшения для пробок винных бутылок, игольники, футляры для ножниц, ложки-ситечки, ручки для пера, сумочки, кошельки и портсигары; оклады икон и церковных книг, лампады и кадильницы. Трудно перечислить все множество предметов, которые в разное время, в разных художественных центрах создавались из легких, как кружево, ажурных узоров или покрывались ими. Они украшали быт. Дешевые сканые изделия делали из красно-медной проволоки и покрывали затем позолотой или серебрили. Золото как наиболее мягкий из драгоценных металлов дает возможность получить наитончайшую проволочную нить.

Применение проволоки различной толщины и чередование гладкой и ссученной веревочки дает мастеру-сканщику возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты сочетания гладких и рубчатых деталей орнамента. Редко скань ис­пользуется самостоятельно. Чаще всего вместе с ней можно увидеть и другой вариант декорирования, который называется «зернью». Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, окаймляет части предмета полосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.

Одна из важнейших проблем для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древ­них предметах, выполненных из скани и зерни, припой на­столько незаметен, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали. Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт исследователем профессором Ф.Я. Мишуковым. Он доказал экспериментально, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.

Изготовление сканых предметов не требует большой физической силы, а лишь исключительного терпения, внимания, четкости и точности работы. Поэтому в основном изделия выполняются женщинами-ювелирами.

Вьющийся стебель с побегами, спирально закрученные веточки или пучки трав, перехваченные колечками, — излюб­ленные мотивы древнерусской скани. Но каждый художественный центр нашей страны, где было развито сканое мастерство, сохраняя общность основы, имел ярко выраженные особенности орнамента.

В тонких сканых узорах, выполненных золотых и серебряных дел мастерами, улавливается близость к изделиям народного творчества, которая, несмотря на различие материала, говорит о стойкости многовековых традиций народного искусства. Скань делалась почти повсеместно, но в одних центрах она занимала ведущее место, в других встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами, как удалось установить, были Новгород, Москва и города русского Севера. Каждый из этих центров отличается особенностями орнаментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства, как и вообще серебряного дела, приходится на разное время, в зависимости от экономического и политического положения того или иного города.

Искусство Великого Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный индивидуальный характер. Новгород был крупным центром серебряного дела на протяжении нескольких столетий. Скань широко применялась новгородскими серебряниками в XIV, XV и XVI вв. Для конца XV и XVI столетия в Новгороде характерен орнамент крупных сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками и равномерно расположенных на фоне, сплошь заполненном мельчайшими кружками из тонкой скани.

Для новгородских сканщиков XVI в. характерен прием, дающий мастеру возможность выделить некоторые части узоров широкой, как бы проведенной кистью полосой, образованной тремя нитями: тонкая витая веревочка между двумя гладкими. Так же, как и сердцевидный орнамент, основной рисунок располагается на фоне мельчайших сканых кружков.

Иногда сканый или сканый с эмалью орнамент развертывается на матовом фоне, прочеканенном особым инструментом — канфарником: стилизованные цветы и травы, поднимающиеся из кольца, как бы из устья вазы, легкие стебли с побегами, трилистниками с трехлопастными зубчатыми лепестками. Иногда орнамент легкостью и изяществом напоминает о том, что в XVI в. культура и искусство Новгорода были тесно связаны с Москвой, занимавшей ведущее место в ювелирном деле страны. И здесь золотое дело отличалось ажурностью орнамента и сложностью работы.

Расцвет сканого мастерства в Москве приходится на XV и XVI вв., но и значительно позднее, в XVIII, XIX и XX вв., встречается много высококачественных работ.

Московская скань второй половины XVI и всего XVII века почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яр­кой, многоцветной эмалью, для которой служит обрамлением.

В XVIII в. московская скань сильно изменяет свой характер. Она редко бывает расцвечена эмалью, сканый орнамент большей частью делается ажурным, не припаивается к фону, а в случае надобности накладывается на металлическую эмалевую или стеклянную основу.

Московских сканых изделий последней четверти XVIII в. сохранилось очень много. Для них особенно характерен узор сетки из четырехлепестковых цветков. В орнамент обильно вводится зернь, которая украшает цветки, окаймляет края предметов прямыми и ломаными полосами, обрамляет медальоны, заполняет сплошь круги или полусферические вы­пуклости на рамах.

В первые годы XIX в. часто делали сканый орнамент из прямых вертикальных, довольно толстых полос гладкой плю­щеной проволоки, между которыми расположены плотные вертикальные прямые стебли из свитой в жгут скани, густо усеянные с двух сторон мелкими отростками в виде листиков и с круто свернутыми спирально концами в виде плотного кружка с отверстием посередине. Зернь применяется в эти годы в еще большем количестве, чем в XVIII в. Часто встречается орнамент сетки, сплошь усеянной мелкой зернью. Излюбленный мотив сканых изделий Древней Руси — спирально изогнутые стебли с мелкими отростками и непре­рывно вьющийся стебель с побегами с двух сторон — часто применяется сканщиками начала XIX в., конец каждого отростка они украшают зернышком зерни, а иногда и весь сте­бель сплошь покрывается полосой блестящих шариков.

В 30—40-х годах XIX в. основной рисунок сканого ажурного орнамента резко выделяется толстой плющеной проволокой, блестящей и гладкой, рельефно выступающей на фоне мелких сканых завитков.

В последней четверти XIX в. русские серебряники в поисках национальных русских форм и орнаментов возвращаются к старой технике эмали по сканому орнаменту.

Сканые изделия северных русских городов отличаются особенностями орнамента, сближающими их с народным искусством русского Севера. Заметно стремление к округлым линиям, листья изгибаются, превращаясь в круги, ножкам-цветкам ларца или солонки придается почти шарообразная форма. Мотив свернувшегося листа, образующего круг, характерный для великоустюжской серебряной скани, встречается и в яркой росписи северной деревянной посуды и прялок.

На сегодняшний день традиции скани хранятся некоторыми промыслами, такими как Красносельский, Казаков- ский, Мстерский и Софринский. На сегодняшний день художественно-промышленное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино» является лидером в производстве предметов церковного культа.

Красносельский ювелирный промысел Костромской области — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов, где применяются самые разные виды их обработки. Здесь выпускали и дешевые украшения (броши, серьги, кольца), и уникальные золотые вещи (кубки, ипзы). Современное творчество красносельских ювелиров сохраняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте продукции с ювелирными украшениями (в последние годы появились изделия из золота). Техника скани используется для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений. В технике филиграни на промысле впервые созданы скульптурные работы — обобщенные образы животных. Сверкающая чистым серебрением или приглушенная искусственной патиной-оксидированием, филигрань демонстрирует богатые возможности материала и неиссякаемую творческую фантазию мастеров.

Казаковская филигрань сложилась как самобытное направление обработки металла в селе Казаково Нижегородской области под прямым влиянием мастеров Красносельского промысла, которые были учителями местных ювелиров и создателями первых образцов изделий для нового промысла, начавшего свою деятельность в середине 1930-х гг.

В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы.

Некоторое подражание кружевоплетению перешло в откровенно металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений элементов, связанных четкими конструктивными тягами. В техническом исполнении скани казаковские мастера достигли высокого уровня наборки и пайки орнамента. Он отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило расширить ассортимент изделий, дополнить его коробочками, шкатулками, вазочками, в которых продолжается работа над рисунком растительного орнамента.

Мстерский промысел Владимирской области развился в XIX в. Здесь обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполненным местными живописцами, с изготовления посуды из цветных металлов с последующим серебрением и золочением. Работа с филигранью расши­рила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла. Были сделаны попытки соединить филигрань со стеклом, для которого ажурный чехол служил оправой. Однако внутренняя разработка рисунка в контурах главных форм орнамента не получила такого богатства и разнообразия, как в изделиях красносельских и казаковских мастеров.

Изучение художественного наследия прошлого помогает современным ювелирам в создании новых по форме и содержанию произведений на основе древних национальных традиций.

https://helpiks.org/5-16689.html

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев С.С. О цвете и красках / С.С. Алексеев. – М.: Искусство, 1964. ‒ 77 с.

2. Алексеев С. Архитектурный орнамент / С. Алексеев. – М.: Госиздат, 1954. – 176 с.

3. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк / М.В. Алпатов. – М. –Л.: Государственное издательство "Искусство", 1940. ‒ 132 с.

4. Алимова Л.В. История художественных промыслов Урала XVIII-начала XX веков: Учеб. пособие / Л.В. Алимова. – Орск: Изд-во ОГПИ, 2000. – 128 с.

5. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм. – М.: Стройиздат, 1984. ‒ 192 с.

7. Баксендолл М. Узоры интенции. Об историческом толковании картин / М. Баксендолл. – М.: ЮниПринт, 2003. ‒ 218 с.

8. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве / В.М. Василенко. – М.: Сов. художник, 1974. – 293 с.

9. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. / В.М. Василенко. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. – 181 с.

10. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах / В.В. Ванслов. – М.: Изобраз. Искусство, 1972. ‒ 296 с.

11. Вартазарян С.Р. От знака к образу / С.Р. Вартазарян. – Ереван: Изд-во АН АрмССР. 1973. ‒ 55‒117 с.

12. Введение в социологию искусства: Учеб. пособие для гуманит. Вузов / Е.В. Дуков, В.С. Жидков, Ю.В. Осокин и др. – СПб. Алетейя:, 2001. ‒256 с.

13. Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии / П. Вен. – М.: Научный мир, 2003. ‒ 394 с.

14. Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа / Н.Ю. Вергилес, В.Л. Зинченко. – М.: Издательство Московского университета, 1970. ‒ 107 с.

15. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусства / Г. Вёльфлин. – М. – М.: В. Шевчук, 2009. ‒ 344 с.

16. Викторов А.Ш. История русской культуры / А.Ш. Викторов. – М.: Тандем, 1997. – 132 с.

ЗАДАНИЕ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: