Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС




(в помощь заместителю директора образовательного учреждения

по воспитательной работе и педагогу-организатору)

 

Одинцова Е.А., методист СИПКРО

 

В современной России воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. В массовую педагогическую практику образовательных учреждений введены новые ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты общего среднего образования, методологической основой которых является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

В условиях реализации требований ФГОС каждое образовательное учреждение (ОУ) разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования (ООП ООО). Данная программа формируется как нормативно-управленческий документ, в котором отражены основные направления развития ОУ и пути их практической реализации. Одним из ключевых разделов ООП ООО становится программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Целью данных методических рекомендаций является характеристика требований ФГОС к разработке программы воспитания и перечня необходимых нормативно-правовых документов, а также ознакомление с комментариями представителей педагогической науки и практическая помощь заместителю директора образовательного учреждения по воспитательной работе и педагогу-организатору в выборе своего варианта структуры и содержания программы.

Требования к программе воспитания и социализации обучающихся содержатся в пункте 18.2.3 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. «Программа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа человечества. Программа способствует развитию и воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу отечества как свою лично, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны. Программа должна быть направлена на:

· освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения;

· формирование готовности к выбору профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями рынка труда;

· формирование личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни.

Программа должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения;

3) содержание, виды деятельностей и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся;

5) социальное воспитание в рамках образовательного учреждения и совместная деятельность ОУ с предприятиями, общественными организациями и учреждениями дополнительного образования;

6) формы педагогической поддержки социализации обучающихся;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

8) деятельность ОУ в области непрерывного экологического здоровье сберегающего образования обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся;

10) критерии, показатели эффективности деятельности ОУ в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».

Памятуя о том, что в содержании программы надо отразить все 12 пунктов ФГОС, можно структурировать разрабатываемую программу двумя способами:

1 способ: воспроизвести в программе все 12 пунктов, разделив программу на 12 разделов;

2 способ: самостоятельно определиться с последовательностью расположения основных разделов программы, учитывая при этом что в них должны быть отображены все необходимые требования стандарта. Например,

1 раздел – «Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания и социализации обучающихся» (пункт 1);

2 раздел – «Основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся» (пункт 2);

3 раздел «Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся» (пункты 2-9);

4 раздел – «Планируемы результаты воспитания и социализации обучающихся» (пункт 12);

5 раздел – «Мониторинг воспитания и социализации обучающихся» (пункты 11-12).

Заслуживают внимания рекомендации П.В.Степанова, к.п.н., с.н.с. ФГНУ ИТИП РАО (г. Москва) по разработке пяти основных разделов программы воспитания и социализации обучающихся, изложенные в лекциях на «Факультете воспитания П.В. Степанова» в научно-методическом журнале заместителя директора школы по воспитательной работе, № 1-2, 2014 год.

В данных рекомендациях указывается, что при разработке раздела 1 «Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания и социализации обучающихся» важно помнить об основных требованиях, предъявляемых к постановке цели:

1. цель должна быть актуальной, т.е. должна соответствовать потребностям общества, специфике данного ОУ, возрастным особенностям школьников;

2. формулировка цели должна быть простой и понятной;

3. цель должна быть достижимой и диагностируемой, т.е. педколлектив должен обладать чёткими критериями оценки достижения поставленной цели воспитания;

4. цель определяется на основе воспитательных ориентиров данного учебного заведения.

При формулировке задач важно выделить ключевые вопросы в организации процесса воспитания, которые педагогическому коллективу необходимо решить для достижения поставленной цели.

Согласно требованиям ФГОС в разделе 2 «Основные направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся» должны быть описаны «направления деятельности подуховно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровье сберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику ОУ, запросы участников образовательного процесса».

Напомним, что направления – это основные векторы воспитательной деятельности, ориентированные на решение задач, поэтому необходимо:

- перечислить в данном разделе основные векторы деятельности;

- увязать эти направления с поставленными ранее задачами;

- отразить в этих направлениях всё то, что требует ФГОС.

Раздел 3 «Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся» - это основной раздел программы, ведь именно здесь указывается, что именно и каким образом делает школа для воспитания и социализации детей. Данный раздел станет более стройным и внятным, если будет соответствие между поставленными задачами и содержанием, а также формами деятельности. Это придаст программе чёткость, логичность, а самое главное, поможет представить работу школы в системе. Системность воспитательной работы предполагает связь: цель – средства – результат, т.е. эти компоненты деятельности педагогов связаны и вытекают один из другого. Работая над данным разделом программы, постарайтесь не только максимально сжато и конкретно описать действия школы, но и указать их воспитательный смысл, т.е. показать, зачем их школа осуществляет.

В данном разделе могут быть изложены главные направления воспитательной деятельности ОУ:

3.1. Поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, формирующих у ребёнка чувства школьного патриотизма»;

3.2. Подготовка, проведение и анализ ключевых общешкольных дел;

3.3. Поддержка ученического самоуправления в школе;

3.4. Формирование коллективов в школьных классах;

3.5. Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся;

3.6. Реализация воспитательного потенциала урока;

3.7. Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий;

3.8. Профессиональное просвещение, диагностирование и консультирование школьников по проблемам профориентации школьников;

3.9. Организация совместной деятельности с семьями школьников;

3.10. Совместная деятельность с организациями дополнительного образования, культуры и спорта, общественными организациями;

3.11. Рациональная организация здоровье сберегающей среды школы;

3.12. Организация системы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий;

3.13. Организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ и детского дорожно-транспортного травматизма.

Приступая к разработке раздела 4 «Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся», нужно принять во внимание то, что, во-первых, результаты воспитания всегда будут нечёткими и до конца неопределёнными, во-вторых, результаты воспитания никогда не будут конечными, их нельзя определить сиюминутно (в связи с этим П.В. Степанов обращает внимание на существование принципа незавершимости воспитания).

Цели воспитания и результаты – это две стороны одного и того же явления. Если в качестве цели рассматривать личностный рост школьников, проявляющийся в приобретении ими социально значимых знаний, в развитии социально значимых отношений и опыта социальных действий, необходимо в результатах воспитания перечислить социально значимые знания, отношения и опыт действий, которые должны получить школьники.

В разделе 5 «Мониторинг воспитания и социализации обучающихся» необходимо будет ответить на несколько важных вопросов:каковы цель, объект, субъект и способы осуществления мониторинга воспитания и социализации обучающихся? Другими словами – зачем, кто и как будет осуществлять мониторинг?

Мониторинг воспитания необходим совсем не для того, чтобы искать ответственного за воспитание ребёнка или для того, чтобы похвалить или покритиковать учителя. Мониторинг воспитания необходим для того, чтобы понять, над чем в школе надо работать дальше, что делать со своими воспитанниками, как улучшать имеющиеся на сегодня результаты их воспитания и социализации. Мониторинг необходим для обнаружения тех проблем, над которыми педагогам предстоит работать дальше, для грамотной постановки целей и планирования воспитательной работы.

В связи с этими сложностями в осуществлении мониторинга воспитания и социализации ФГОС вводит некоторые ограничения в этот процесс. В частности, в нём отмечается, что «ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики» не могут быть предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы. Мониторинговые исследования рекомендуются делать не персонифицированными, т.е. не указывающими на результаты воспитания конкретного ребёнка, а дающими общую картину результатов воспитания по школе или классу.

Данные рекомендации включают примерное содержание программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС по П.В. Степанову (Приложение 2).

М.П. Нечаев, д.п.н., профессор кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, в статье «Методика разработки программы воспитания и социализации обучающихся» (журнал «Воспитание школьников» № 3, 2013 год) предлагает руководителю ОУ и его заместителю познакомиться с этапами подготовки программы воспитания и социализации:

1. Изучить внешние нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания (международные документы, федеральные законы, документы правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня и документы регионального уровня) Приложение 1;

2. Изучить внутренние документы ОУ:

- программу развития ОУ;

- основная образовательная программа ОУ (по реализации ФГОС второго поколения);

- перспективные планы структурных подразделений ОУ и органов системы школьного самоуправления.

3. Провести анализ воспитательной системы школы и планирование её развития.

4. Определить цели и задачи развития воспитательной системы ОУ, а также цели и задачи программы воспитания и социализации.

5. Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, которые будет являться проектом плана воспитательной деятельности ОУ.

6. Скоординировать сроки и исполнителей.

7. Определить форму программы и плана (лучше графическую форму), где выделить следующее:

- традиционные дела (годовая циклограмма);

- новые дела и формы организации воспитательной деятельности);

- общественно-политические даты и события, способствующие гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, которые перечислены в календаре традиционных дат и памятных событий Российской Федерации (Приложение 7).

8. Оформить программу воспитания и годовой план воспитательной деятельности ОУ с последующим визированием этих документов руководителем ОУ и утверждением документов на педсовете.

В связи с тем, что для заместителя директора по воспитательной работе представляет определённую трудность определение структуры программы воспитания и социализации обучающихся для своего ОУ данные методические рекомендации представляют возможность познакомиться с практическим опытом разработки программы города Москвы и ряда образовательных учреждений РФ (Приложения 3, 4, 5, 6).

 

 

Приложение 2

 

Примерное содержание программы воспитания и социализации обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (по П.В. Степанову)

Раздел 1 «Цель, задачи и ценностные ориентиры воспитания

и социализации обучающихся»

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.

Ориентируясь на этот воспитательный идеал и профессиональные ценности нашего педагогического коллектива, мы сформулировали цель воспитания и социализации школьников – личностный рост ребёнка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимыхотношений и в накоплении им опыта социально значимых действий.

Конкретизируя эту цель применительно к ступени основного общего образования, мы выделяем в ней следующий приоритет – формирование позитивных отношений к таким ценностям как: Человек, Отечество, Природа, Мир, Труд, Культура, Знание, Здоровье.

Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников будет способствовать решение следующих основных задач воспитательной работы:

· формировать воспитывающий уклад школьной жизни;

· реализовать воспитательный потенциал урочных и внеурочных занятий;

· организовать профориентационную работу с обучающимися;

· организовать совместную деятельность с социальными партнёрами ОУ;

· организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

Перечень задач при необходимости может быть продолжен.

В разделе 2 «Основные направления деятельности по воспитанию

и социализации обучающихся» формулируются в соответствии с конкретными задачами, которые определило для себя данное учебное заведение в разделе 1.

Раздел 3 «Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся»

3.1. Поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, формирующих у ребёнка чувство школьного патриотизма, реализуется посредством таких форм как использование школьной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, школьная форма; ежегодная церемония знаками «гордость школы»; общешкольный праздник «Посвящение в учащиеся»; школьный пресс-центр и т.д.;

3.2. Подготовка, проведение и анализ ключевых общешкольных дел таких как дискуссионный день, социальные проекты праздник «Честь школы», тематические акции;

3.3. Поддержка ученического самоуправления в школе, т.е. организация деятельности Совета школы, Советов дел классов, Совета старшеклассников, Временного Совета дела, который создаётся при организации больших общешкольных дел;

3.4. Формирование коллективов в школьных классах посредствомтаких форм деятельности как игры и тренинги на сплочение классных коллективов; внутриклассные КТД; «Дни рождения классов», осенние и весенние походы и т.д.;

3.5. Развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся реализуется в рамках таких форм как «Портфолио школьника», «Карты личного участия», система отличительных знаков на форме школьников, благодарственные письма родителям и т.д.;

3.6. Реализация воспитательного потенциала урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организация работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанными с открытиями и изобретениями; включение школьников в конструктивный диалог (дебаты, дискуссии, деловые игры);

3.7. Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий, которые организуются, во-первых, на базе школьных классов, во-вторых, на базе секций, кружков, студий, клубов и других детских объединений (кружок «Загадки истории», «Клуб любознательных», «Детский театр сказок», «Студия авторской песни», дискуссионный клуб «Наше дело», спортивные секции, интеллектуальный игровой клуб «Сова» и т.д.;

3.8. Профессиональное просвещение, диагностирование и консультирование школьников по проблемам профориентации осуществляется в следующих формах: циклы профориентационных часов общения, деловые игры «Калейдоскоп профессий», экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в ВУЗах, индивидуальные консультации психолога и т.д.;

3.9. Организация совместной деятельности с семьями школьников осуществляется в следующих формах: функционирование Совета школы, родительских комитетов классов, проведение родительских конференций; работа семейных клубов, проведение «Родительских суббот», консультации психологов для родителей, тематических родительских собраний; работа «Родительского форума» на сайте школы, проведение семейных конкурсов, праздников «Игры нашего детства», акций «Семья – семье» и др.;

3.10. Совместная деятельность с организациями дополнительного образования, культуры и спорта, общественными организациями может быть в таких формах как функционирование на базе школ творческих кружков и студий; экологические акции совместно с пригородным лесничеством, туристические слёты в сотрудничестве с центром юных туристов; фестиваль театрального творчества, организуемый в сотрудничестве с городскими театрами;

3.11. Рациональная организация здоровьесберегающей среды школы осуществляется в следующих формах: цветовое и декоративное оформление учебных помещений; организация уроков в строгом соответствии с нормами охраны здоровья; оборудование оздоровительно-рекреационных зон, выделяющих в школе зоны активного отдыха; озеленение пришкольной территории, физкультминутки на уроках и подвижные игры н7а переменах и т.д.;

3.12. Организация системы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий осуществляется в следующих формах: спортивные соревнования между командами классов, индивидуальные спортивные турниры, общешкольные Дни здоровья, конкурсы «Спортсмен года», «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс», ведение личных книжек спортсмена и туриста, походы выходного дня и т.д.;

3.13. Организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ и детского дорожно-транспортного травматизма включает в себя систему тренингов, спецкурсы, направленные на защиту от негативных информационно-психологических воздействий, тематические родительские собрания, исследовательские проекты школьников, тематические классные часы, разработку тематических памяток для детей и родителей и т.д..

4 раздел – «Планируемы результаты воспитания и социализации обучающихся» распределяются по трём уровням:

- результаты первого уровня – приобретение школьниками социально значимых знаний (о нормах поведения человека как гражданина, о традициях миротворческой деятельности, о нормах поведения в информационном пространстве, при взаимодействии с другими людьми, в пространстве культуры и т.п.);

- результаты второго уровня – развитие социально значимых отношений школьников (ценностного отношения к Отечеству, к природе, к культуре, к труду, к другим людям, к здоровью);

- результаты третьего уровня – накопление школьниками опыта социально значимых действий (природоохранных, культурного поведения, участие в трудовых делах, здоровьесберегающих действий, самостоятельного приобретения знаний, опыта заботы о других людях).

Раздел 5 – «Мониторинг воспитания и социализации обучающихся» осуществляется по трём основным направлениям:

1. Мониторинг качества результата воспитания и социализации обучающихся, который производится на основе не персонифицированных методик путём сопоставления цели воспитательной работы в классе с реально полученными результатами (при помощи педагогических наблюдений и специальной анкеты). Критерием качества результатов воспитания является динамика личностного роста школьников;

2. Мониторинг качества воспитательной деятельности педагогов, где показателями являются:

-соответствие цели воспитательной деятельности актуальны проблемам воспитания;

-адекватность форм и содержания воспитательной деятельности поставленным целям;

-использование воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности.

3. Мониторинг качества управления воспитательным процессом, где показателями качества управления в сфере воспитания являются:

-планирование воспитательной работы на основе изучения проблем данного школьного сообщества;

-чёткое распределение обязанностей и ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс;

-поддержка профессиональной мотивации педагогов со стороны администрации;

-осуществление грамотного внутри школьного контроля и анализа состояния воспитания в школе.

Результаты мониторинга воспитания и социализации не используются для ранжирования, составления рейтингов или сравнения детей и педагогов, а также для какого бы то ни было давления на детей, родителей или педагогов школы.

 

Приложение 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: