Семинар 1. Ощущение и восприятие (2 часа).
План:
1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений.
2. Виды ощущений.
3. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.
4. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
5. Классификация основных видов восприятия.
6. Индивидуальные различия восприятия.
Основные понятия: ощущение, восприятие, рецептор, орган чувств, верхний порог чувствительности, нижний порог чувствительности, порог чувствительности к изменениям, синестезия, проприорецепция, интерорецепция, экстерорецепция, сенсибилизация, гештальт
Семинар 2. Мышление и речь (2 часа).
План:
1. Мышление и его развитие в онтогенезе.
2. Мыслительные операции.
3. Способы активизации мышления.
4. Расстройства мышления.
5. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
6. Классификация видов речи.
7. Мышление и речь.
Основные понятия: мышление, виды мышления, операции мышления, расстройства мышления, речь, язык.
Семинар 3. Внимание и память (2 часа).
План:
- Внимание, его свойства и виды.
- Непроизвольное и произвольное внимание.
- Физиологические основы внимания. Принцип доминанты А.А. Ухтомского.
- Устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.
- Отвлекаемость и рассеянность внимания. Развитие и коррекция внимания.
- Память. Закономерности и структура.
- Типы и виды памяти.
- Характеристика процессов памяти.
- Теории памяти.
- Расстройства памяти. Факторы забывания.
Семинар 4. Воля, мотивация, эмоции (2 часа)
План:
1. Понятие воли.
2. Фазы волевого акта. Влечения и желания. Волевое усилие.
3. Волевые свойства личности: сила воли, целеустремленность, инициативность, выдержка, энергичность и настойчивость.
4. Самоконтроль и самооценка. Внутренняя и внешняя локализация контроля.
5. Понятие мотива и мотивации. Потребности и их классификация.
6. Теории мотивации.
7. Эмоции: понятие, физиологические основы.
8. Базовые эмоции (по К. Изарду).
9. Эмоциональные состояния.
Контрольная работа
Раскрытие темы означает, что в работе приведены 4-5 определений выбранного в теме понятия, раскрыта его сущность и структура, физиологические основы (если в теме психический процесс), классификации, свойства, функции, теории, механизмы, этапы развития в онтогенезе.. В работе должны содержаться примеры, показывающие связь изучаемого материала с жизнью.
Темы:
1. Методы исследования в психологии.
2. Отрасли психологии.
3. Этапы развития психологии.
4. Деятельность как психологическая категория. Основы деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
5. Ощущение и восприятие.
6. Мышление.
7. Речь.
8. Внимание как познавательный процесс.
9. Память как познавательный процесс.
10. Понятие «личность», структура личности.
11. Основные отечественные и зарубежные теории личности.
12. Воля как психический процесс.
13. Понятие мотива и мотивации.
14. Эмоции и чувства.
15. Темперамент и характер.
Требования к оформлению
Шрифт Times New Roman 14 кегль, 1,5 междустрочный интервал. Ориентация текста «по ширине». Красная строка 1,25 см, абзацный отступ и интервалы между абзацами 0 пт.
Наличие ссылок на источники литературы [№ источника, С. - № страницы], не менее 2-3 и не более 5 ссылок на страницу текста, например, [5, с. 31-32].
Объем работы – 15-20 печатных листов, включая титульный лист, оглавление, основную часть, заключение и список литературы.
Список литературы (минимум 8 источников): расположение источников в алфавитном порядке, различия в оформлении выходных данных статей и книг, например:
1. Казанцева, Т.А., Олейник, Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов. // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. - № 6. – С. 51-59.
2. Карандашев, В.Н. Психология: Введение а профессию / В.Н. Карандашев. – М., 2000. – 288 с.
3. Келли, Д.А. Теория личности: Психология личных конструктов. – СПб.: Речь, 2000. – (Мастерская психологии и психотерапии). – 249 с.
4. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1996.- 400 с.
Вопросы к экзамену:
Форма проведения экзамена – устно, по билетам.
1. Предмет, задачи общей психологии.
2. Методы исследования в психологии.
3. Отрасли психологии.
4. Принципы психологии.
5. Этапы развития психологии.
6. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы.
7. Функциональная морфология нервной системы.
8. Механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы.
9. Строение головного мозга. Представления о локализации психических функций в коре головного мозга.
10. Функциональная организация человеческого мозга по А.Р. Лурия.
11. Физиологические механизмы функционирования мозга.
12. Общее понятие о деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.
13. Структура деятельности человека. Действия и движения.
14. Навыки, их структура и закономерности выработки.
15. Виды человеческой деятельности. Понятие ведущей деятельности.
16. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений.
17. Закономерности ощущений.
18. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.
19. Классификация основных видов восприятия.
20. Понятие о мышлении. Виды мышления.
21. Мыслительные операции.
22. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.
23. Классификация видов речи.
24. Мышление и речь.
25. Определение и функции процесса внимания.
26. Физиологические основы внимания.
27. Свойства и виды внимания.
28. Память. Физиологические основы памяти.
29. Характеристика процессов памяти.
30. Теории памяти.
31. Характеристика видов памяти.
32. Понятие «личность», структура личности по К.К. Платонову.
33. Понятие о направленности личности. Потребности, интересы, установки, мировоззрение и идеалы личности.
34. Основные отечественные и зарубежные теории личности.
35. Понятие воли и волевого акта.
36. Фазы волевого акта. Влечение и желание. Волевое усилие.
37. Понятие мотива и мотивации. Потребности и их классификация.
38. Теория мотивации.
39. Понятие об эмоциях и чувствах.
40. Виды эмоций.
41. Эмоциональные состояния.
42. Определение темперамента. Исторические аспекты. Типы темперамента и их психологические характеристики.
43. Определение характера. Общие и частные свойства характера.
44. Акцентуации характера.
Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене
Таблица 13
5 «отлично» | - студент системно и комплексно представляет устный ответ - демонстрируется глубокое знание теоретического материала и умение его применить - последовательное правильное выполнение всех заданий - умение обоснованно излагать свои мысли делать необходимые выводы |
4 «хорошо» | - дается комплексная оценка предложенной ситуации - демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применить - последовательное правильное выполнение всех заданий - возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя - умение обоснованно излагать свои мысли делать необходимые выводы |
3 «удовлетворительно» | - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации - неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя - выполнение заданий при подсказке преподавателя - затруднения в формулировке выводов |
2 «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации - отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий |