Методическая разработка
В рамках шахматного кружка «Е2-Е4»,
на тему «ПРЫГ, СКОК И ВБОК»
Составитель: педагог-организатор
подросткового клуба «Олимпиец»
Владимир Васильевич Ященко
Тамбов 2020
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей и подростков, через вовлечение их в познавательный досуг.
Уважаемые ребята! Продолжаем знакомство с теорией и практикой интеллектуальной игры - «Шахматы». Всем любителям этой увлекательной игры я предлагаю подкрепить свои знания, а новичкам познакомиться с основными её понятиями с помощью моих развивающих шахматных занятий. На каждом из занятий мы будем прорабатывать элементный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делаем на подробное изучение силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей на шахматной доске.
Итак, мы узнали из предыдущего занятия, каждого из своего войска. Теперь мы будем знакомиться с Конем.
Вопрос: Как называется представленная на диаграмме фигура? Ответ: Коняшка, лошадка, конница. Это неправильно. Шахматное название этой фигуры – Конь. Варианты равноценного размена, где обязательно присутствует Конь: Коня можно поменять на Слона; Ладью - на Коня и 2 Пешки; Ферзя - на двух Коней и Слона или на 2 Коней и три Пешки, или на 2 Слонов и одного Коня, или на 1 Ладью, одну Пешку и 1 Коня; | Диаграмма №1
![]() |
Всего на шахматной доске находятся 4 Коня: два белых у одной армии и два черных у другой армии. Конь, как и Слон, считается «легкой» фигурой.
Диаграмма №2
![]() |
Ход Коня наиболее сложен для усвоения и понимания детьми, поэтому он и изучается у нас чуть позже, чем это принято в популярной шахматной литературе. Ход коня следует показать несколько раз на демонстрационной доске, дать побольше, упражнений – заданий на ход Коня в различных сочетаниях и положениях. Диаграмма №3.
Конь, единственная фигура, которая с расстановки может «перепрыгивать» стоящие перед ним пешки для того чтобы сразу вступить в бой, как это показано на диаграмме №3. До начала сражения белые Кони располагаются на полях b1 и п1 а черные Кони располагаются на b8 иg8; Соответственно, белые Кони могут пойти на поля а3 и с3, f3 и h3; черные Кони могут пойти на поля: а6 и с6, f6 и h6; Диаграмма №4 внизу. | ![]() | |
![]() |
Конь может совершить «прыжок» по вертикали(по прямой) на два поля, затем сделать шаг на одно поле вправо или влево (по горизонтали). Или «скачок» по вертикали на одно поле с последующим поворотом под прямым углом по горизонтали на два поля (вправо или влево). Во всех случаях на свободные от фигур и пешек поля. Диаграмма №5
Можно дать и такое объяснение хода Коня: «Через два поля по прямой линии и на одно пол (тоже по прямой) в сторону: прыг, скок и вбок (прыг -1-е поле, скок – 2-е поле, вбок – на 3-е поле). На шахматной диаграмме №5 графически отображен ход Коня, как белого так и черного. Существует правило: если Конь стоял на белом поле, то после правильного хода он обязательно должен попасть на черное поле и наоборот. | ![]() |
И еще одно правило, облегчающее запоминание хода Коня: он всегда совершает только 3 шага со своего первоначального места: ни больше, ни меньше, и встает на свободное от своих фигур поле. Если же на данном поле расположена Пешка или фигура противника, то, если это ему выгодно, он может побить их, а сам встать на это место.
Первое время детям разрешается показывать ход Коня, последовательно передвигая его на каждую клеточку, квадратик, поле. И только потом, когда они твердо усвоят перемещение Коня, можно разрешить им ставить его сразу на конечную «стоянку». Это делается для того, чтобы ребята запоминали ходы не механически, а осмысленно.
Правило: Конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника НЕ ПО ПУТИ ДВИЖЕНИЯ, НЕ ВО ВРЕМЯ ПРЫДКА,, А НА КОНЕЧНОЙ «ОСТАНОВКЕ »
Диаграмма №6
![]()
Учитывая выше приведенное правило, наш Конь, стоящий на черном поле бьет восемь белых полей! При этом, надо иметь ввиду, что не все из приведенных на диаграмме №7 пешек, наш Конь может взять безнаказанно. Так как пешка б3 защищена пешкой с2 и брать ее Конем не безопасно.
Кони одного цвета поменяются местами всего за три хода, если ходят поочередно. Конь движется по шахматной доске по окружности. |
Конь отличается от всех остальных фигур тем, что: ходит по особенному – буквой «Г»; - перескакивает как через чужие так и через свои фигуры;
Почему Слон и Конь называются легкими фигурами, а Ладья и Ферзь тяжелыми? Ответ: Слон, а особенно Конь очень подвижные и малоценные фигуры, поэтому в бой чаще всего они вступают первыми, расчищая путь более ценным фигурам.
Слон и Конь примерно равны по силе, почему же тогда слон контролирует в центре доски тринадцать полей, а Конь только восемь? Ответ: у каждой из этих фигур есть свои сильные и слабые стороны, что и уравновешивает их по общей силе: а) Конь становится чуть сильнее слона, если на доске большое скопление фигур, а Слон, наоборот, чуть сильнее Коня, когда на доске просторно, мало фигур.
Конец.