на тему «ПРЫГ, СКОК И ВБОК»




Методическая разработка

В рамках шахматного кружка «Е2-Е4»,

на тему «ПРЫГ, СКОК И ВБОК»

Составитель: педагог-организатор

подросткового клуба «Олимпиец»

Владимир Васильевич Ященко

 

Тамбов 2020

 

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей и подростков, через вовлечение их в познавательный досуг.

Уважаемые ребята! Продолжаем знакомство с теорией и практикой интеллектуальной игры - «Шахматы». Всем любителям этой увлекательной игры я предлагаю подкрепить свои знания, а новичкам познакомиться с основными её понятиями с помощью моих развивающих шахматных занятий. На каждом из занятий мы будем прорабатывать элементный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делаем на подробное изучение силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей на шахматной доске.

Итак, мы узнали из предыдущего занятия, каждого из своего войска. Теперь мы будем знакомиться с Конем.

Вопрос: Как называется представленная на диаграмме фигура? Ответ: Коняшка, лошадка, конница. Это неправильно. Шахматное название этой фигуры – Конь.   Варианты равноценного размена, где обязательно присутствует Конь: Коня можно поменять на Слона; Ладью - на Коня и 2 Пешки; Ферзя - на двух Коней и Слона или на 2 Коней и три Пешки, или на 2 Слонов и одного Коня, или на 1 Ладью, одну Пешку и 1 Коня; Диаграмма №1  

 

Всего на шахматной доске находятся 4 Коня: два белых у одной армии и два черных у другой армии. Конь, как и Слон, считается «легкой» фигурой.

Диаграмма №2  

 

Ход Коня наиболее сложен для усвоения и понимания детьми, поэтому он и изучается у нас чуть позже, чем это принято в популярной шахматной литературе. Ход коня следует показать несколько раз на демонстрационной доске, дать побольше, упражнений – заданий на ход Коня в различных сочетаниях и положениях. Диаграмма №3.

Конь, единственная фигура, которая с расстановки может «перепрыгивать» стоящие перед ним пешки для того чтобы сразу вступить в бой, как это показано на диаграмме №3. До начала сражения белые Кони располагаются на полях b1 и п1 а черные Кони располагаются на b8 иg8; Соответственно, белые Кони могут пойти на поля а3 и с3, f3 и h3; черные Кони могут пойти на поля: а6 и с6, f6 и h6; Диаграмма №4 внизу.    

Конь может совершить «прыжок» по вертикали(по прямой) на два поля, затем сделать шаг на одно поле вправо или влево (по горизонтали). Или «скачок» по вертикали на одно поле с последующим поворотом под прямым углом по горизонтали на два поля (вправо или влево). Во всех случаях на свободные от фигур и пешек поля. Диаграмма №5

  Можно дать и такое объяснение хода Коня: «Через два поля по прямой линии и на одно пол (тоже по прямой) в сторону: прыг, скок и вбок (прыг -1-е поле, скок – 2-е поле, вбок – на 3-е поле). На шахматной диаграмме №5 графически отображен ход Коня, как белого так и черного. Существует правило: если Конь стоял на белом поле, то после правильного хода он обязательно должен попасть на черное поле и наоборот.

И еще одно правило, облегчающее запоминание хода Коня: он всегда совершает только 3 шага со своего первоначального места: ни больше, ни меньше, и встает на свободное от своих фигур поле. Если же на данном поле расположена Пешка или фигура противника, то, если это ему выгодно, он может побить их, а сам встать на это место.

Первое время детям разрешается показывать ход Коня, последовательно передвигая его на каждую клеточку, квадратик, поле. И только потом, когда они твердо усвоят перемещение Коня, можно разрешить им ставить его сразу на конечную «стоянку». Это делается для того, чтобы ребята запоминали ходы не механически, а осмысленно.

Правило: Конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника НЕ ПО ПУТИ ДВИЖЕНИЯ, НЕ ВО ВРЕМЯ ПРЫДКА,, А НА КОНЕЧНОЙ «ОСТАНОВКЕ »

Диаграмма №6 Напоминание: Конь, очень подвижная, коварная фигура. Его стремительные, неожиданные, лихие ходы – наскоки весьма опасны для противника. Конь обозначается большой буквой «К». Вот как будет выглядеть запись первоначальной позиции расположения четырех Коней: Кb1 и Kg1 – белые, Kb8 иKg8 – черные. Диаграмма №7
  Задача: Конь расположен на поле е5 Сколько полей и какого цвета он одновременно контролирует со своего места? Ответ: Конь Ке5 может поочередно пойти на восемь разных сторон, как и Ферзь, но со значительной разницей. Ферзь держит под своим обстрелом одновременно двадцать семь полей, почти половину доски, а Конь только восемь полей – это те поля, на которые он может пойти.  

 

Учитывая выше приведенное правило, наш Конь, стоящий на черном поле

бьет восемь белых полей! При этом, надо иметь ввиду, что не все из приведенных на диаграмме №7 пешек, наш Конь может взять безнаказанно. Так как пешка б3 защищена пешкой с2 и брать ее Конем не безопасно.

 

Кони одного цвета поменяются местами всего за три хода, если ходят поочередно.

Конь движется по шахматной доске по окружности.

 

Конь отличается от всех остальных фигур тем, что: ходит по особенному – буквой «Г»; - перескакивает как через чужие так и через свои фигуры;

Почему Слон и Конь называются легкими фигурами, а Ладья и Ферзь тяжелыми? Ответ: Слон, а особенно Конь очень подвижные и малоценные фигуры, поэтому в бой чаще всего они вступают первыми, расчищая путь более ценным фигурам.

Слон и Конь примерно равны по силе, почему же тогда слон контролирует в центре доски тринадцать полей, а Конь только восемь? Ответ: у каждой из этих фигур есть свои сильные и слабые стороны, что и уравновешивает их по общей силе: а) Конь становится чуть сильнее слона, если на доске большое скопление фигур, а Слон, наоборот, чуть сильнее Коня, когда на доске просторно, мало фигур.

Конец.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: