Lктр = Lктр у + a, (6.6)
где a – расстояние от оси вращения крана до шарнира пяты стрелы, м (Значение определяется по паспортным данным крана. Для расчетов в первом приближении можно принять: 1…2 м для гусеничных и 0,7…1,8 м для пневмоколесных кранов);
Lктр у – требуемый условный вылет крюка.
Lктр у = h1 / tg αо + b, (6.7)
h1 = hо + 0,5 + hэл – hш, (6.8)
где hш – расстояние от уровня стоянки крана до шарнира пяты стрелы, м (Значение определяется по паспортным данным крана. Для расчетов в первом приближении можно принять: 1,4…2,0 м для гусеничных и 1,6…2.5 м для пневмоколесных кранов);
αо – угол наклона стрелы к горизонту (оптимально – 65о…70о);
b – расстояние от стрелы крана до центра тяжести монтируемого элемента, м
b = В + d, (6.9)
где В - расстояние от вертикальной оси, проходящей через центр тяжести монтируемого элемента (через крюк крана) до наружной грани наиболее выступающей в сторону крана части здания, м;
d = 1…1,5 м – зазор безопасности по горизонтали, равный минимальному расстоянию между осью наклонной стрелы крана и существующими или монтируемыми конструкциями.
Рис. 6.1. Схема к определению требуемых
монтажных параметров крана
На основании проведенных расчетов по кривым грузоподъемности [ 9 ] подбираются подходящие по техническим параметрам марки кранов.
Технико-экономическое обоснование
Выбора монтажного крана
Для выбора наиболее оптимального комплекта монтажных кранов необходимо произвести технико-экономическое сравнение двух вариантов. Расчет ТЭО для каждого крана (комплекта кранов) выполняется в следующей последовательности:
1. Определяется продолжительность цикла монтажа одной конструкции краном в минутах:
(7.1)
где Нктр – требуемая высота подъема крюка, м;
L2 – перемещение крана, необходимое для монтажа конструкции, м (по схеме установки конструкции);
L3 – перемещение крюка по горизонтали при изменении вылета стрелы для конструкции, м (по схеме установки конструкции);
Тр – время на ручные и сопутствующие работы при монтаже конструкции, мин;
V1 – средняя скорость подъема и опускания крюка крана, м/мин;
Vmin - минимальная (посадочная) скорость перемещения крюка, м/мин;
α – угол поворота, необходимый для перевода стрелы крана из транспортного положения в рабочее, град (по схеме монтажа);
V2 – средняя скорость горизонтального перемещения крана (скорость хода), м/мин;
V3 – средняя скорость перемещения стрелы при изменении вылета, м/мин.;
K – средняя скорость вращения, об/мин.
2. Определяется продолжительность монтажа однотипных конструкций краном в сменах:
(7.2)
где N – количество однотипных конструкций, шт.;
Кн – коэффициент, учитывающий регламентированные внутрисменные перерывы (Кн =0,84);
К1 – коэффициент, учитывающий дополнительные работы (К1 =0,9);
К2 – коэффициент, учитывающий условия монтажа кранами с различной базой (для башенных кранов К2 =0,9; для стреловых самоходных кранов на гусеничном ходу К2 =0,85, на пневмоколесном ходу – К2 =0,8).
3. Рассчитываются трудозатраты в чел.-дн.:
Рк = D ∙ Т + 4 ∙ Т2, (7.3)
где Рк – трудозатраты по данному варианту;
D – состав звена монтажников (принимается по ЕНиР [ 7 ]);
Т2 – продолжительность монтажа, демонтажа и подготовки к работе крана, смен.
4. Определяется себестоимость работ (без учета заработной платы монтажников) в руб.-коп.:
Ск =[ 1,08 ∙ См-см ∙ (Т + Т2) + Сед .] ∙ К4, (7.4)
где См-см – стоимость машино-смены крана, руб.;
Сед. – стоимость единовременных затрат на перебазировку, монтаж и демонтаж крана, руб.;
К4 – коэффициент, учитывающий дополнительную стоимость технологических приспособлений для монтажа (К4 =1,1).
5. Рассчитываются приведенные затраты в руб.-коп.:
Сприв .= Ск + 0,12 ∙ Синв. ∙ (Т + Т2)/ Тгод ., (7.5)
где Синв . – инвентарная стоимость крана, руб.;
Тгод. – количество рабочих смен в году, смен.
Исходные данные для сравнения вариантов комплектов кранов определяются по приложениям 18, 19 и для удобства расчетов сводятся в таблицу 7.1
Таблица 7.1
Исходные данные для выбора крана
№ п/п | Исходные технические параметры | Гусеничный кран (марка) | Пневмоко-лесный кран (марка) |
Нктр - высота подъема крюка, м | |||
L2 - горизонтальное перемещение на единицу монтажа, м | |||
L3 - перемещение крюка при изменении вылета, м | |||
α – угол поворота стрелы, град. | |||
V1 – средняя скорость подъема груза, м/мин. | |||
Vmin - минимальная скорость подъема, м/мин. | |||
Тр – время на ручные и сопутствующие работы, мин. | |||
V2 – средняя скорость хода крана, м/мин. |
Продолжение таблицы 7.1
№ п/п | Исходные технические параметры | Гусеничный кран (марка) | Пневмоко-лесный кран (марка) |
V3 – средняя скорость изменения вылета стрелы, м/мин. | |||
К – средняя скорость вращения стрелы, об/мин. | |||
N – количество однотипных конструкций, штук | |||
К2 – коэффициент учета различной базы крана | |||
К1 – коэффициент, учитывающий дополнительные работы (К1=0,9) | |||
D – состав звена монтажников, чел. | |||
Т2 – продолжительность монтажа, демонтажа, смен | |||
См -см – стоимость маш-смен. крана, руб. | |||
Сед – стоимость единовременных затрат, руб. | |||
Синв – инвентарная стоимость крана, руб. | |||
Тгод – количество рабочих смен в году, смен |
После проведенных вычислений полученные результаты сводятся в таблицу 7.2 и делается вывод какой вариант комплекта кранов наиболее экономически выгоден.
Таблица 7.2
Технико-экономическое обоснование выбора крана.
№ п/п | Наименование показателя | Гусеничный кран (марка) | Пневмоколесный кран (марка) |
Трудозатраты, чел.-дн. (Рк) | |||
Себестоимость, руб.-коп. (Ск) | |||
Приведенные затраты, руб.-коп. (Сприв.) |