Екатерина К. имеет диагноз задержка психического развития церебрально-органического генеза. Находится на воспитании в коррекционном детском саду в старшей дошкольной группе. Это активный ребенок. Девочка плохо владеет речью, однако в достаточной степени понимает ее, умеет выполнять команды, прислушиваться к советам взрослых, понимать речь сверстников.
И всё же девочку отличает вполне здоровый интерес к происходящему вокруг неё, но Катя имеет большие трудности во взаимодействии с другими ребятами, потому что ее пространственные представления сильно нарушены. Она плохо понимает, куда во время занятий за столом, что значит «сверху листа», куда смотреть, когда воспитатель говорит «правее» и многое другое.
Родители и воспитатели по мере своих сил стараются коррегировать столь необходимое качество личности ребенка, однако, не имея индивидуально подходящего комплекса упражнений, многие их усилия терпят неуспех. Этим и объясняется необходимость разработки индивидуального маршрута для Кати К., направленного на развитие пространственных представлений ребенка.
Цель маршрута: развитие пространственных представлений у ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи маршрута: формировать и развивать пространственные представление ребенка об окружающем мире; закреплять полученные пространственные представления при помощи игр и упражнений; развивать словарный запас для наиболее лучшего понимания пространственных представлений.
Весь процесс коррекционной работы был разделен на два больших этапа: развитие пространственных представлений и развитие словарного запаса, связанного с пространственным мышлением. Проводимые упражнения не мешали остальным занятиям ребенка, ее играм. Они гармонично вписывались в общий график жизни Кати и продолжались от 10 до 15 минут.
|
Цель | Длительность | Упражнения |
Развитие пространственных представлений, их закрепление; развитие словарного запаса, связанного с пространственным мышлением. | 2 месяца. | «Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена). Ребенок подбирает вкладки к прорезям по форме и размеру и складывает фигуры, вырезанные на доске. «Найди форму в предмете и сложи предмет». Конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур. «Картинка сломалась». Ребенок должен сложить картинки, разрезанные на части. «Найти, что спрятал художник». На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно найти и назвать все нарисованные предметы. Рамки и вкладыши Монтессори. Игра представляет собой набор квадратных рамок, пластинок с вырезанными отверстиями, которые закрываются крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Крышки-вкладыши и прорези имеют форму круга, квадрата, равностороннего треугольника, эллипса, прямоугольника, ромба, трапеции, четырехугольника, параллелограмма, равнобедренного треугольника, правильного шестиугольника, пятиконечной звезды, прямоугольного равнобедренного треугольника, правильного пятиугольника, шестиугольника неправильной формы, разностороннего треугольника. Ребенок подбирает вкладыши к рамкам, обводит вкладыши или прорези, вставляет вкладыши в рамки на ощупь. «Почтовый ящик». Почтовый ящик – коробка с прорезями разной формы. Ребенок опускает в ящик объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания. У детей предметные картинки. Ведущий достает из мешочка фишки определенного цвета (формы). Ребенок закрывает фишками соответствующие картинки. Игра проводится по типу «Лото». «Собери по форме» У каждого игрока карточка определенной формы. Ребенок подбирает к ней подходящие предметы, изображенные на картинках. «Бегите ко мне». У ребенка флажки одного цвета, но разные по форме. Он двигается под музыку по комнате. Ведущий останавливает музыку, поднимает картинку с изображением предмета определенной формы. Ребенок поднимает флажки соответственной формы, подбегают к ведущему. Затем снова убегает. Игра продолжается. По мере выполнения игра усложняется за счет использования предметов, состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. Игры «Какой формы не стало?» и «Что изменилось?». Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд. Ребенок должен запомнить все фигуры или их последовательность. Затем он закрывает глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Он должен назвать, каких фигур не стало, или сказать, что изменилось. «Чудесный мешочек». В мешочек находятся объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы, овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно положить пластмассовые, картонные буквы и цифры. «Рисунок на спине». Можно подключить товарищей. Дети рисуют друг у друга на спине буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы. Нужно догадаться, что нарисовал партнер. «Выбери подходящую коробку для игрушки». Ребенок должен соотнести величину игрушки и коробки. «На какую площадку приземлится ракета». Ребенок соотносит форму основания ракеты и посадочной площадки. «Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны). Мы в строю шагаем браво. Мы науки познаем. Знаем лево, знаем право. И, конечно же, кругом. Это правая рука. Ох, наука нелегка! «Стойкий оловянный солдатик» На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, Да смотри не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. Усвоение ориентировок слева-справа. Стихотворение В.Берестова. Стоял человек на развилке дорог. Где право, где лево – понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и пол подметал, «Победа!» – раздался ликующий крик: Где право, где лево узнал ученик. Уточнение пространственных взаимоотношений. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева. Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу». Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел). Уточнение пространственных взаимоотношений. Ориентировка на листе бумаги: стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева; по инструкции расположить предметы слева и справа от данного. Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат. Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный. Моделирование сказочных историй «Лесная школа» (Л.С. Горбачева) Оборудование: у ребенка лист бумаги и домик, вырезанный из картона. «Этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке. В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить. Лев предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить на поляне.» Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса.» «Зима». Оборудование: у ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник). «У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом. Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая поляна. Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом. Повернула Зима в левый нижний угол и увидела муравейник. Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом. Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.» «Птичка и кошка». Оборудование: у ребенка лист бумаги, дерево, птичка, кошка. «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые. Провести прямые линии от середины листа по различным направлениям; Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям. «Машина едет по дороге» (А.Л. Венгер). На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого – дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом. «Попади карандашом в кружки» (А.Э. Симановский). На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки. Движение строго определено. I-вариант: впервой строчке направление движения слева – направо, во второй строчке справа – налево. II-вариант: в первом столбике направление движения сверху – вниз, во втором столбике снизу – вверх и т.д. Игра «Магазин» (ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял игрушки и говорил, где и что находится). Показать действия, о которых говорится в стихотворении. Буду маме помогать, Буду всюду убирать: И под шкафом, и за шкафом, и в шкафу, и на шкафу. Не люблю я пыли! Фу! Усвоение предлогов, имеющих пространственное значение. 1. Выполнить различные действия по инструкции. Ответить на вопросы. Положите карандаш на книгу. Где лежит карандаш? Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш? Положите карандаш в книгу. Где он сейчас? Возьмите его. Откуда взяли карандаш? Спрячьте карандаш под книгу. Где он? Выньте карандаш. Откуда его вынули? 2. Построиться, следуя указаниям: Света за Леной, Саша перед Леной, Петя между Светой и Леной и т.д. Ответить на вопросы: «Ты за кем стоишь?» (перед кем, рядом с кем, впереди, позади и т.д.). 3. Расположение геометрических фигур по данной инструкции: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.» 4. «Какого слова не хватает?» «Река вышла берегов. Дети бегут класс. Тропинка шла полю. Зеленеет лук грядке. Мы добрались города. Лестницу прислонили стене.» 5. «Что перепутано?» Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепешки. Овечки в речке, караси у речки. Под столом портрет, над столом табурет. 6. «Наоборот» (назвать противоположный предлог). Взрослый говорит: – Над окном. Ребенок: – Под окном. К двери – … В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – … – Подобрать пары картинок, которым соответствуют противоположные предлоги. Игра «Родинки». На картинке с изображением лица ребенок кладет «родинку» (маленький черный кружок) по заданию дефектолога. Например: «Положи родинку на подбородок», «Положи родинку над левой бровью» и т.д. |
|