Обзор методов диагностики нарушений слуха у детей




Исследование слуха у детей значимо для раннего выявления тугоухости и

предотвращения патологических изменений в речевых зонах мозга, развитие которых

зависит от формирования системных связей в головном мозге.

Аудиологическое обследование детей различных возрастных групп имеет свои

особенности. Это касается объема применяемых методов, процедуры их проведения, оценки

и интерпретации получаемых результатов (М.Р. Богомильский, И.В. Королева, Л.В. Нейман,

Я.М. Сапожников и др.).

Методы исследования слухового анализатора подразделяются на субъективные и

объективные.

Объективные методы исследования слуха

Объективные методы исследования слуха можно применять начиная с грудного

возраста. Они включают акустическую импедансометрию, компьютерную аудиометрию по

слуховым вызванным потенциалам (СВП), вызванную отоакустическую эмиссию (ВОАЭ).

В России разработана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с

периода новорожденности. На основании приказа Минздравмедпрома России от 23.03.96 г.

№ 108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» в

настоящее время эта система достаточно широко внедряется в регионах Российской

Федерации.

Современным объективным методом исследования слуха, используемым для

аудиологического скрининга (массового обследования), является регистрация вызванной

отоакустической эмиссии (ВОАЭ) (О.А. Белов, И.В. Королева, А.В. Круглов, Я.М. Сапожни-

ков, Г.А. Таварткиладзе, В.Л. Фридман и др.).

Метод вызванной отоакустической эмиссии. Отоакустпическая эмиссия — это очень

слабый звук, возникающий в ухе в результате механических движений наружных

волосковых клеток в улитке, который можно зарегистрировать при установке

миниатюрного чувствительного микрофона в наружном слуховом проходе. В настоящее

время применяют два класса ВОАЭ: задержанную ВОАЭ (ЗВОАЭ) и отоакустическую

эмиссию на частоте продукта искажения (ПОАЭ).

ЗВОАЭ регистрируется у всех детей с нормальным слухом, начиная с первых дней жизни.

При потерях слуха более 25-30 дБ относительно нормальных порогов слышимости ЗВОАЭ

отсутствует. При этом не имеет значение, является ли снижение слуха следствием

патологии структур среднего или внутреннего уха. Отсутствие ЗВОАЭ свидетельствует о

снижении слуха и необходимости направления на диагностическое обследование. Таким

образом, с помощью регистрации ОАЭ выявляется наличие снижения слуха, но определить

степень слуховых потерь и уровень поражения при использовании только этого метода

нельзя.

Изучение статистических и динамических характеристик звукопроводящей и частично

звуковоспринимающей систем органа слуха осуществляется с помощью объективного

метода — акустической импедансометрии.

Акустическая импедансометрия. Методика позволяет с помощью прибора акустического

импеданса регистрировать давление в среднем ухе, целостность и степень подвижности

барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, наличие экссудата (жидкости) в

барабанной полости, степень проходимости слуховой трубы, акустический рефлекс

стременной мышцы (М.Р. Богомильский, Л.Д. Васильева, М.Я. Козлов, И.В. Королева,

А.Л. Левин, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе и др.). Метод основан на измерении

акустического импеданса, т.е. сопротивления наружного и среднего уха в ответ на звук:

при достижении звуком барабанной перепонки часть энергии передается через среднее ухо к

внутреннему, а часть энергии, вследствие сопротивления со стороны барабанной перепонки и

цепи слуховых косточек, отражается и может быть измерена. В норме человеческое ухо

имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении

в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки проведение звуков через среднее

ухо затрудняется.

Исследование включает проведение тимпанометрии, т.е. динамического измерения

податливости барабанной перепонки при изменении давления воздуха в наружном слуховом

проходе (от +200 до-200 мм водного столба) и акустической рефлексометрии — ре-

гистрации акустического рефлекса стременной мышцы.

Диагноз ставится на основании анализа параметров тимпанограммы: расположения

пика максимальной податливости, ее значений, формы тимпанограммы. Выделяется 5

типов (форм) тимпанограмм:

тип Л — характерный для нормы и ограничения подвижности цепи слуховых

косточек;

тип В — характерный для наличия экссудата в барабанной полости и перфорации

(нарушении целостности) барабанной перепонки;

тип С — характерный для нарушения функции слуховой трубы; тип D — характерный

для рубцово измененной барабанной перепонки;

тип Е — характерный для разрыва цепи слуховых косточек (рис. 1).

Дополнительная информация может быть получена при акустической

рефлексометрии — регистрации изменений сопротивления структур наружного и

среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванных громкими звуками. Это

дает некоторую информацию о порогах слуха, т.к. известно, что у человека с

нормальным слухом порог акустического рефлекса 75-80 дБ. При повышении порогов

слуха порог акустического рефлекса (а.р.) также повышается. При потерях слуха более 60

дБ акустический рефлекс не регистрируется. У детей в возрасте до года акустический

рефлекс при нормальном слухе регистрируется на звук с уровнем 90 дБ.

Регистрируемый акустический рефлекс может служить признаком отсутствия

поражения звукопроводящего аппарата среднего уха.

В процессе проведения тимпанометрии исследователем повышается давление воздуха в

наружном слуховом проходе (до 200 мм водного столба). При этом барабанная перепонка

вдавливается в полость среднего уха, что приводит к ухудшению ее подвижности и, как

следствие, — понижению акустической проводимости. Большая часть энергии

зондирующего тона отражается, создавая относительно высокий уровень звукового

давления в полости наружного слухового прохода, что фиксируется микрофоном зонда.

Затем давление воздуха снижают, барабанная перепонка возвращается к своему

нормальному положению, ее подвижность восстанавливается, акустическая проводимость

повышается, а количество звуковой энергии снижается. Максимальная проводимость

наблюдается при равном давлении воздуха по обе стороны барабанной перепонки, т.е. при

атмосферном давлении. Дальнейшее понижение давления воздуха в наружном слуховом

проходе вновь приводит к ухудшению подвижности барабанной перепонки и,

соответственно, к снижению акустической проводимости (рис. 2).

Регистрация тимпанограммы типа А и акустического рефлекса отмечается при

нормальном функционировании среднего уха, а также может наблюдаться при

сенсоневральной тугоухости I—III степени.

Некоторые заболевания (секреторный средний отит, острый отит без перфорации

барабанной перепонки) приводят к скоплению жидкости в барабанной полости на фоне

пониженного интратимпанального давления. Эти факторы обусловливают значительное

снижение подвижности барабанной перепонки.

Рис. 2. Тиманограмма типа А, акустический рефлекс регистрируется (скрининговый режим)

В этих условиях пик тимпанограммы оказывается смещенным в сторону

отрицательных значений и представлен резко уплощенной или совсем сглаженной кривой (рис.

3).

При нарушении аэрации евстахиевой трубы, например в результате воспалительного

процесса, интратимпанальное давление понижается. В этом случае равновесие давлений по

обе стороны барабанной перепонки может быть достигнуто лишь при разрежении воздуха

в наружном слуховом проходе. Барабанная перепонка получает возможность колебаться с

максимальной амплитудой, когда давление в наружном слуховом проходе становится

равным давлению воздуха в среднем ухе. В результате пик тимпанограммы оказывается

смещенным в сторону отрицательного давления, причем величина смещения соответствует

значению отрицательного давления в барабанной полости (рис. 4).

Таким образом, тимпанограмма типа (формы) А и акустический рефлекс (а.р.)

регистрируются в норме и при сенсоневральной тугоухости I— III степени. При

сенсоневральной тугоухости III— IV степени а.р. обычно не регистрируется. При

минимальной кондуктивной тугоухости, в основном, определяются тимпанограммы

формы Си В, акустический рефлекс не регистрируется.

Основным методом объективной количественной оценки слуха у детей в возрасте от

рождения до трех лет, а также детей более старшего возраста с патологией центральной

нервной системы является регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга.

Метод компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам (СВП). Этот

метод известен также под названиями «компьютерная аудиометрия », «аудиометрия по

слуховым вызванным потенциалам» (З.С. Алиева, И.В. Королева, Л. А. Новикова, Н.В.

Рыбалко, Я.М. Сапожников, Г.А. Таварткиладзе, В.Р. Чистякова и др.).

Метод СВП основан на регистрации вызванной электрической активности слуховой

системы. Основными методиками являются: элехтрокохлеография (регистрируются

потенциалы действия слухового нерва и микрофонные потенциалы улитки), стволовые,

мозговые (коротколатентные) СВП, корковые (длиннолатентные) СВП.

.Исследование обычно проводится в состоянии седации, т.е. медикаментозного сна, т.к.

значительная продолжительность обследования (при записи КСВП около 1 часа) утомляет

маленьких детей и затрудняет проведение исследования.

Способ регистрации вызванных слуховых потенциалов, применяющийся с

использованием компьютера, позволяет производить накопление, суммацию и усреднение

регистрируемых сигналов. Ответная реакция на действие звукового раздражителя,

начинаясь в волосковых клетках, распространяется последовательно до коры головного

мозга. Различают три группы компонентов в зависимости от времени возникновения

ответной реакции по отношению к началу звукового стимула (латентный период):

коротколатентные ответы (от 1,5 до 12 мс), среднелатентные (от 12 до 50 мс), длинно-

латентные (от 50 до 300 мс).

В клинических целях чаще используют регистрацию стволовых мозговых и корковых

слуховых вызванных потенциалов. Длинно-латентные потенциалы (ДСВП) отражают

электрический ответ коры головного мозга на подачу звукового стимула. Стволовые моз-

говые, или коротколатентные, слуховые вызванные потенциалы (КСВП) —

электрические потенциалы, возникающие преимущественно в стволе мозга в ответ на

звуковой раздражитель.

Анализ зависимости СВП от интенсивности стимула имеет прогностическое значение в

процессе лечебно-коррекционных мероприятий и может помочь практическим врачам в

выборе наиболее рациональных методов лечения выявленных заболеваний и контроле его

эффективности.

Субъективные методы обследования слуха

Кроме объективных аудиологических методов, для диагностики нарушений слуховой

функции у детей используют субъективные методы: регистрацию безусловного

ориентировочного рефлекса, аудиометрию в свободном звуковом поле, пороговую тональную

аудиометрию, речевую аудиометрию, камертональные пробы, обследование разговорной

речью и шепотом.

В раннем возрасте (до 1 года) применяют исследования, направленные на выявление

поведенческих безусловнорефлекторных реакций на акустические раздражители. В этих

целях используют различные звучащие игрушки, баночки с крупой, баночки с дробью и

т.д., предварительно калиброванные шумомером; звукореактотесты, которые позволяют

предъявлять звуки определенной частоты (0,5; 2; 4 кГц) с интенсивностью 90; 65; 40 дБ.

Метод звукореактотеста (ЗРТ-01) основан на регистрации безусловнорефлекторных

реакций. Наиболее информативными и легко фиксируемыми являются следующие реакции

ребенка:

безусловный ориентировочный рефлекс Моро (экстензия, т.е. вздрагивание тела и

обнимающие движения рук);

кохлео-пальпебральный рефлекс (смыкание или подергивание век при действии

звуков);

изменения дыхания, пульса, зрачковый рефлекс, поворот головы к источнику звука

или от него, сосательные движения и др. Реакция считается положительной, если

ребенок 3 раза отвечает на один и тот же звук одной из указанных реакций. Детей, у

которых подозревается тугоухость, отбирают для наблюдения и последующего

обследования.

Например, И.В. Королевой описано исследование слуха у детей с помощью «горохового

метода». Указанный метод может применяться при обследовании с детьми любого возраста.

Благодаря простоте и доступности «гороховый метод» могут использовать лор-врачи,

невропатологи, педиатры, сурдопедагоги, логопеды и другие специалисты.

Для обследования необходимы три пластмассовые коробочки из-под «киндер-сюрприза»,

заполненные на 1/3:

—горохом (источник звука 70-80 дБ —для обследования детей в возрасте от 1-го

месяца);

—гречневой крупой (источник звука 50-60 дБ);

—манной крупой (источник звука 30-40 дБ —для обследования детей 6 месяцев и

старше).

Предлагается два способа проверки наличия рефлекторной реакции ребенка на звук.

Первый способ (предпочтительный) заключается в воспроизведении звучания емкости с

крупой сзади и несколько сбоку от ребенка (при исключении его зрительного восприятия).

Ребенок сидит на стуле или коленях матери (самые маленькие лежат на коленях у

матери). Врач располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе с

помощью яркой игрушки. По сигналу врача, например кивка головы, медсестра трясет ко-

робочку с крупой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 20-30 см, так чтобы он не

увидел руку со спрятанной в ней коробочкой с крупой. Необходимо исключить возможность

ребенка увидеть движение руки при отражении в зеркалах или каких-либо полированных

поверхностях. Следует предупредить мать, чтобы она не двигалась во время предъявления

звука. Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук: замирание или усиление

двигательной активности у новорожденных, поворот головы или движение глаз в сторону

звука детей более старшего возраста. Длительность скрытой реакции на звук может

достигать 3-5 с. Затем процедуру повторяют для другого уха.

Второй способ (при отсутствии медсестры) состоит в том, что справа и слева от ребенка

одновременно встряхивают две емкости, одна из которых с крупой, другая — пустая.

Ребенок должен повернуть голову в сторону звучащего предмета.

Ребенок сидит на стуле или на коленях у матери, врач располагается перед ребенком и

старается привлечь его взгляд к себе. У врача в руках 2 коробочки: в одной находится крупа,

вторая — пустая. После того как удалось привлечь внимание ребенка, врач начинает трясти

коробочки справа и слева от головы ребенка на расстоянии 20-30 см. Движения рук должны

быть одинаковыми. Ответная реакция ребенка — поворот головы, глаз в сторону коробочки

с крупой. Для проверки второго уха коробочки меняют местами.

В случаях отсутствия реакции у 3-месячного ребенка на звук бабочки с горохом, а у 6-

месячного — на звук баночки с манной крупой рекомендуется обследование слуха в

сурдологическом центре с использованием объективных методов.

Для исследования слуха у маленьких детей широко применяется также методика

звучащих игрушек, предложенная Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко. Для обследования

используется набор звучащих игрушек, отличающихся динамической выраженностью час-

тот от 500 до 5000 Гц: барабан, свисток, гармошка, дудка, шарманка, погремушка. Ребенку

(с 6-8 мес.) за его спиной предъявляют сначала высокочастотные звучания (например,

шарманки), затем — среднечастотные (дудки), и в конце — низкочастотные (барабан).

Ребенок с нормальным слухом должен реагировать на все стимулы на одном и том же

расстоянии (от 3 до 5 м). Расстояние, с которого воспринимаются все стимулы (от шарманки

до барабана), постоянно и зависит от возраста ребенка: чем он младше, тем с более близкого

расстояния воспринимаются акустические стимулы.

С 1-го года до 3 лет жизни для исследования слуха используются также различные

условнорефлекторные методики. Их суть заключается в первоначальном одновременном

предъявлении звука в свободном звуковом поле (вместо головных телефонов используют

звуковые колонки) и показе яркой картинки или игрушки латерально (сбоку) от ребенка.

После нескольких одновременных предъявлений звука и картинки у ребенка появляется

ориентировочная реакция в виде движения глаз или поворота головы в сторону звука, но уже

без зрительного подкрепления (Я.М. Сапожников).

Тональная пороговая аудиометрия является основным субъективным методом

исследования слуха (В.Г. Ермолаев, М.Я. Козлов, А.Л. Левин, А. Митринович-Моджаевска,

Л.В. Нейман и др.)- Она заключается в определении минимальной (пороговой) интенсивности

звука, выраженной в децибелах (дБ), при которой звук воспринимается в виде слухового

ощущения. Диапазон частот, применяемых для аудиометрии как по воздушной, так и по

костной проводимости, соответствует 7 октавам: 125-250-500-1000-2000-4000-8000 Гц (по

воздушной проводимости иногда дополнительно используются 10-12 кГц).

Тональная пороговая аудиометрия проводится у детей старше 7 лет. В более

младшем возрасте применяется игровая аудиометрия.

Игровая тональная аудиометрия основана на субъективном отчете испытуемого и

проводится у детей в возрасте от 3-3,5 до 7 лет. Метод основан на предварительной выработке

у ребенка условного рефлекса на звук, что достигается применением различных ярких

электронных игрушек, картинок.

Вначале предъявляется заведомо слышимый ребенком звук, и ассистент рукой ребенка

нажимает кнопку ответа. Постепенно интенсивность звука снижается. Когда ребенок

понимает суть исследования, то начинает нажимать кнопку ответа самостоятельно; при

правильном нажатии предъявляется картинка. Меняя интенсивность, а также частоту

стимуляции, удается получить информацию о состоянии слуха ребенка по всей тон-шкале

(от 125 Гц до 8 (10) кГц). Чтобы рефлекс не угасал, меняется зрительное подкрепление.

Вначале выявляется острота слуха по воздушной проводимости на каждом ухе, а затем — по

костной. Полученные результаты фиксируются на аудиограмме.

Аудиограмма представляет собой характеристику зависимости; остроты слуха от

интенсивности звука и его частот, которая изображается на бланке в виде кривых,

отражающих состояние воздушной и костной проводимости. Общепринято обозначать кривую

воздушной проводимости сплошной линией, а костной — пунктирной. Для обозначения

правого уха (AD) используют кружки (О-О-О)» а для левого (AS) — крестики (х-х-х).

Отсутствие интервала между кривыми воздушной и костной проводимости характерно для

минимальных сенсоневральных слуховых расстройств. Наличие значительного разрыва

между кривыми воздушной и костной проводимости типично для кондуктивной тугоухости.

Современным и достаточно точным методом определения не только характера нарушения

слуховой функции, но и степени снижения слуха (минимальной) является скрининговая

аудиометрия с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3, США). Данный

метод заключается в регистрации условно-рефлекторного ответа ребенка (например,

«слышу») на тональные сигналы. Микроаудиометр-отоскоп (рис. 7) объединяет в себе

функции двух аппаратов: в верхней части прибора находится отоскоп, снабженный тремя

сменными воронками различного диаметра (по размерам слуховых проходов) и

оптическим увеличительным стеклом; ручка аппарата — пульт микроаудиометра

включает индикаторы частоты (от 500 до 4000 Гц — речевой диапазон) и интенсивности

(от 20 до40дБ).

Ь помощью отоскопа можно осмотреть наружное ухо и барабанную перепонку, что

позволяет установить возможные причины снижения слуха (обтурацию слухового

прохода серными пробками, воспаление барабанной перепонки, втянутость барабанной

перепонки). Микроаудиометр позволяет определить восприятие ребенком тональных

сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20

до 40 дБ. Отсутствие реакции ребенка на низкочастотные и среднечастотные сигналы

(500,1000, 2000 Гц) при заданной интенсивности 20 дБ позволяет предположить наличие

у него минимального снижения слуха кондуктивного типа (нарушение

звукопроведения). При регистрации реакций на низкочастотные тоны и отсутствии

реакции на высокочастотный сигнал (4000 ГЦ) можно думать о минимальном

сенсоневральном снижении слуха (нарушении звуковосприятия). Результаты

обследования фиксируются в «Слуховом паспорте» ребенка (рис. 8),

Начиная с 2-3-летнего возраста исследование слуха можно проводить при помощи

шепотной и разговорной речи, т.к. в этом возрасте ребенок способен реагировать на

речевые сигналы, произнесенные шепотом, так же как и взрослый человек, — с

расстояния 6 метров. Выбор методики обследования зависит от того, владеет ли ребенок

речью: названные экспериментатором слова либо повторяются, либо показываются их

иллюстративные изображения.

Исследование слуха речью проводится в относительно звукоизолированном помещении,

длина которого должна быть не менее 6 м. Количественная оценка результатов

исследования сводится к определению того расстояния, выраженного в метрах, с которого

обследуемый слышит шепотную или разговорную речь. Важным обстоятельством для

достоверности исследования является заглушение неисследуемого уха. Во время

обследования ребенок располагается боком к экспериментатору, т.е. в максимально

удобном для слухового восприятия положении.

При невозможности обследовать ребенка в большом помещении можно поставить

его спиной к экспериментатору. Это позволит вдвое сократить расстояние (3 м), с

которого произносятся тестовые слова.

При исследовании слуха шепотной речью знакомые слова произносятся в нормальном

темпе, на резервном воздухе, что способствует уравниванию интенсивности шепота

разных лиц.

Существуют специально разработанные словесные таблицы, учитывающие основные

физические показатели речи: ее амплитудную характеристику (акустическую мощность

звука), частотную характеристику (акустический спектр), временную характеристику (дли-

тельность звука) и ритмико-динамический состав речи, а также соответствующие

различному возрасту.

Для исследования слуха у дошкольников применяют детские таблицы. Л.В. Нейман

предложил списки знакомых детям низкочастотных и высокочастотных слов:

Для обследования слуха детей школьного возраста используются речевые таблицы,

предложенные Н.Б. Покровским. Он составил 150 групп слов (по 10 слов в каждой), в

которых представлены различные части речи: существительные, глаголы,

прилагательные. Приведем некоторые группы слов:

Также широко используются речевые таблицы, записанные на магнитную ленту или

в цифровой форме в память компьютера (например, аудиометр «ДЭЛЬФА-311»), при

исследовании слуха методом речевой аудиометрии.

Методика исследования заключается в том, что через наушники магнитофона

последовательно передают слова, предметные изображения которых разложены в

углублениях панели прибора. В ответ на верное указание ребенком услышанного

названия предмета вверху панели загорается сигнальная лампочка.

Таблицы слов для игровой речевой аудиометрии, предложенные A.M. Ошеровичем,

состоят из 8 групп, по 6 слов в каждой:

Субъективным методом обследования состояния слуха является камертональный

метод. Камертональное исследование дает возможность провести предположительную

«качественную» и «количественную» характеристику состояния слуховой функции. С

помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Данные,

полученные по воздушной и костной звукопроводимости, сравнивают, после чего

делаются выводы о качественном состоянии слуховой функции. Количественная оценка

результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в

секундах), в течение которого раздраженный камертон воспринимается обследуемым

через воздух и через кость.

Обследование лучше проводить низкочастотными камертонами (С-128, С-256), т.к. их

звук долго слышится через воздух, через кость и ребенок успевает адекватно отреагировать

на тестовые задания.

При проведении дифференциальной диагностики используют пробы Вебера, Ринне,

Швабаха и др.

Сущность пробы Вебера состоит в том, что звучащий камертон ставится на середину темени, и

обследуемый отвечает, слышит ли он звук камертона одинаково в обоих ушах (в середине

темени) или только в одном ухе. При нормальном или одинаковом слухе на оба уха (даже при

снижении остроты слуха) латерализации (смещения звукового образа) не происходит. При

поражении звукопроводящего аппарата звук камертона латерализуется в сторону хуже

слышащего уха. При поражении звуковоспринимающего аппарата звук камертона

латерализуется в сторону нормально (или лучше) слышащего уха.

Для уточнения результатов пробы Вебера проводится опыт Ринне, который заключается в

сравнении воздушной и костной проводимости для одного и того же уха. При здоровом ухе

или поражении звуковоспринимающего аппарата воздушная проводимость преобладает

над костной (Ринне +). Преобладание же костной проводимости над воздушной характерно

для заболевания звукопроводящего аппарата (Ринне -). Если воздушная и костная

звукопроводимость одинаковые, то имеет место нарушение слуха смешанного характера.

Часто у детей при нормальных порогах слуха и нормальном интеллекте отмечаются

нарушения различения звонких и глухих согласных, восприятия последовательности

неречевых и речевых звуков, запоминания звуковых последовательностей, автоматизирован-

ных рядов слов (счет от 1 до 10, времена года, месяцы и т.д.), избирательная недостаточность

понимания устной речи (особенно на фоне окружающих помех и быстром темпе речи). Это

является признаком центральных слуховых расстройств, при которых не обеспечивается

анализ, синтез и дифференцировка речевых сигналов.

Для диагностики центральных расстройств слуха у детей И.В. Королева приводит

следующие комплексные тесты:

дихотические тесты (одновременное предъявление на правое и левое ухо 2-х

разных речевых сигналов: слогов, цифр, слов различной структуры, предложений).

Тесты направлены на выявление патологии корковых отделов и

межполушарного взаимодействия. В клинической практике используются около 10

модификаций этих тестов, которые позволяют выявить патологию ствола мозга,

корковых отделов слуховой системы, мозолистого тела (через него

осуществляется межполушарное взаимодействие), определить сторону поражения

(правое-левое полушарие мозга), а также оценить степень созревания

центральных слуховых структур;

тесты для оценка восприятия временной структуры сигналов (определение

порядка следования тонов разной часто ты и разной длительности). Эти тесты

чувствительны к нарушениям на уровне коркового отдела слуховой системы,

мозолистого тела, выявляют степень зрелости слуховых путей;

монауралъные тесты (предъявление сигналов в одно ухо).

Пробы на предъявление искаженной речи, сжатой по времени, чувствительны к

подкорковым и корковым нарушениям;

тесты, оценивающие бинауральное взаимодействие. В отличие от дихотических

тестов в этих тестах сигналы предъявляются в правое и левое ухо не одновременно, а

последовательно или с частичным наложением (эффект ресинтеза). Эти тесты

позволяют выявлять расстройства слуха на уровне ствола мозга;

электрофизиологические методы (регистрация различных видов слуховых

вызванных потенциалов). Анализ различных слуховых вызванных потенциалов дает

возможность определить уровень поражения слуховой системы.

Большинство указанных тестов может быть использовано в практике разными

специалистами, поскольку для их применения требуется только магнитофон и магнитные

записи тестов. Однако для работы с ними необходим правильный подбор тестового материала,

определенный опыт проведения исследования и интерпретации результатов. Исключение

составляют электрофизиологические методы исследования, которые выполняются в

специализированных медицинских и речевых центрах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: