Использование современных образовательных технологий - один из критериев успешности учителя




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

 

Использование современных образовательных технологий - один из критериев успешности учителя

 

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Среди ощутимых потерь за последние полтора десятилетия можно назвать утрату стратегии в воспитательной работе. Школа зачастую пасует перед всеобщей «пивизацией», перед наркоманией, массовым курением. Этот ряд можно продолжать... Как следствие, школа сдает позиции перед массовым безразличием к учебе не только детей, но и их родителей.

Практика работы с различными педагогическими коллективами показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов. Хочется подчеркнуть: не призывы к модернизации образовательного процесса, не разработка очередных программ совершенствования и развития обновляет школу. Ее обновляет учитель, овладевший новыми технологиями обучения и воспитания.

Один из критериев оценивания деятельности педагогов - использование современных образовательных технологий, в том числе и информационных, в обучении и воспитании школьников. Сложилось так, что история информатизации школы представляет собой две прямые - наука и практика, которые иногда соприкасаются, порождая новые подходы, новые технологии. Но чаще эти прямые не соприкасаются.

Остановимся подробнее на данном критерии. Среди его показателей первым по степени значимости названо использование ИКТ в процессе обучения предмету. Поскольку для многих учителей города Новосибирска применение информационных технологий на уроках является действительно повседневной практикой, остановимся на том, что следует выделить, анализируя собственную деятельность.

Уместно будет назвать организационные формы работы с компьютером на уроке и во внеурочное время; описать приемы использования и варианты организации учебной деятельности школьников с электронными учебными материалами; назвать и кратко характеризовать эти материалы: рекомендованные министерством образования, экспериментальные, авторские, созданные самим учителем.

Показывая результативность обучения предмету, многие учителя сравнивают качественную успеваемость в своем классе и других классах параллели. Подчеркивают, что успехи их учеников обусловлены применением современных образовательных технологий. На наш взгляд, такой подход не совсем корректен. Во-первых, добиться хотя бы условного равенства большинства условий обучения и уровня развития обучающихся невероятно сложно. Во-вторых, вычленить влияние конкретной технологии на промежуточный результат обучения можно, лишь проведя серьезные психофизиологические исследования. Поэтому наиболее уместным, на наш взгляд, является предъявление личных достижений обучающихся, анализ их динамики.

Ценным представляется предъявление учителем результатов педагогического наблюдения, анкетирования учеников и их родителей, показывающих отношение к использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе, раскрывающих оценку их влияния на результаты обучения.

Кроме того, помещая в приложение конспекты уроков, на которых использовались современные образовательные технологии, уместно будет сопроводить их комментариями присутствующих учителей, методистов, руководителей, ученых. Тем самым конкурсант подтвердит достоверность предъявляемых результатов и познакомит экспертов с результатами внешней оценки.

Второй показатель рассматриваемого критерия - использование проектных, исследовательских и других развивающих технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Раскрывая особенности своей деятельности в этом направлении, учителю целесообразно продемонстрировать понимание того, что проекты и исследования, осуществляемые школьниками, имеют существенные отличия, проявляющиеся в целях, в организации работы и в представлении полученных результатов. Для начальной школы эти виды деятельности пока не стали массовыми. Зачастую доля труда учителя в полученных результатах слишком велика, а затраты времени и сил не соответствуют влиянию этого вида деятельности на развитие личности ученика. Поэтому имеет смысл кратко раскрыть содержание наиболее значимых, на взгляд учителя, проектов или исследований, указать их практическую значимость, акцентировать внимание на участии родителей в организации этой работы, которая в начальной школе, как правило, проводится во внеурочное время.

Для учителей, работающих с подростками и старшими школьниками, имеет смысл раскрыть особенности использования современных образовательных технологий в организации кружковой и факультативной работы обучающихся, обозначить в справке и поместить в приложение авторскую программу спецкурса, факультатива или элективного курса, преподавание которого предполагает активное использование современных технологий, в том числе и информационных. Оптимальным вариантом может быть краткое описание и обоснование выбора используемых учителем образовательных технологий, их взаимосвязи и влияния на достижение целей обучения и воспитания. Особенно ценно, если учитель покажет, как применение им различных образовательных технологий обогащает традиционные методы и приемы.

Третий показатель касается разработки и использования общественно признанной авторской методики, в том числе новых цифровых образовательных ресурсов. Речь идет и о методах фиксации и оценивания учебных достижений, и о контрольно-измерительных материалах.

Что может представить учитель в аналитической справке, раскрывая данный показатель? Прежде всего, стоит перечислить используемые методы и приемы включения современных технологий в урок - наиболее распространенную форму обучения. Уместно описать разработанные учителем методические и дидактические материалы, средства наглядности, предназначенные для применения на уроке и во внеурочной деятельности школьников. Существенное значение имеет представление данных разработок в электронном виде на сайте школы, районного или городского управления образования, участие учителя в конкурсах образовательных ресурсов различного уровня. В том случае, если современные образовательные технологии используются при организации альтернативных уроку форм учебной деятельности школьников, целесообразно кратко представить такой опыт, показав роль, место и функции технологий.

Особо следует остановиться на разработке контрольно-измерительных материалов. Это не такое простое дело, как может показаться начинающим. Однако если тесты и другие материалы для контроля знаний школьников, оценки уровня их развития, разработанные учителем, валидны, адаптированы к массовой школе и рекомендованы к использованию, например, аттестационной комиссией, опубликованы в научно-методических изданиях, есть смысл раскрыть их суть в аналитической справке.

Последний показатель - результативность использования современных образовательных технологий. Поскольку деятельность учителя по применению информационно-коммуникационных и других современных образовательных технологий является инновационной, следует использовать универсальные критерии оценки ее эффективности. К ним относятся, в частности, образовательный критерий, критерий психологического комфорта обучения и здоровья школьников, критерий воспитанности и социальной востребованности инновационных преобразований. Отчасти доказательством того, что учитель эффективно использует возможности современных образовательных технологий, является позитивная динамика учебных достижений обучающихся, представляемая учителем при описании результатов своей деятельности. Для рассматриваемого нами критерия важно показать, что полученные результаты являются следствием использования применяемых технологий [27].

Для учителей, активно использующих информационные технологии в качестве инструмента профессиональной деятельности, как правило, не возникает проблем с обобщением и распространением опыта инновационной деятельности. В Новосибирске для этого есть масса возможностей. Одна из них - публикация своих идей, опыта работы, результатов поисково-исследовательской деятельности в электронной газете «Интерактивное образование», в журнале «Сибирский учитель» и других изданиях. Другая возможность - участие в городских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях и представление материалов выступления для публикации в сборниках. С одной стороны, это поэтапное написание конкурсной или аттестационной работы. С другой стороны, это возможность соответствовать конкурсным требованиям по еще одному критерию отбора лучших учителей.

В качестве примера можно назвать работы учителей начальных классов Т.В. Осколковой, И.В. Саловой и С.Ф. Шаровской, активно участвующих в семинарах и конференциях различного уровня, имеющих многочисленные публикации. В процессе сотрудничества с НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО в качестве учителей-исследователей, ими накоплен опыт представления результатов поисково-исследовательской деятельности. Наличие опубликованных материалов позволило этим учителям сократить затраты времени и сил на составление аналитической справки для участия в конкурсе приоритетного национального проекта «Образование» и явилось залогом успеха [28].

Школа непрерывно развивается. При этом ее развитие либо поддерживается и описывается, анализируется наукой, либо идет вне ее усилий. Крайне редко наука предопределяет направления позитивных изменений. Начальной школе в этом смысле повезло: здесь процент «попаданий в точку», конструктивно-положительных научных предначертаний значительно выше среднего значения по всей общеобразовательной школе. Это относится и к истории с информатизацией: крайне медленно начальная школа по всей Украине вносит компьютер в класс. Десятки раз учитель посидит за компьютером, мысленно проиграет весь урок, определяя место в нем новым технологиям, высчитывая затраты времени и вероятный результат. И всплывают «минусы»: трата времени на подготовку, отсутствие внятных методических рекомендаций, отсутствие электронных пособий... Да и, судя по многолетним результатам, чем хуже без компьютера?

Не хуже, а иногда и лучше. Все опять же зависит от учителя, от его понимания уникальных возможностей, которые могут привнести в школу современные информационные технологии. Важно освоить их, разобраться в том, как можно изменить качество образовательного процесса, сделать урок интересней, результативней, современней. Тех учителей, кто сумел это реализовать и представить результаты своего труда, наверняка отметит общество и государство. Если не вмешается чрезмерное «обюрокрачивание» национальных проектов - контроль, отчетность, планирование и тому подобное, - наша школа может качественно прибавить. По крайней мере, каждая из конкурсных работ новосибирских педагогов подтверждает это.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: