С.В. Быков, О.В. Удовиченко




Взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения спортсменов-перворазрядников

С.В. Быков, О.В. Удовиченко

 

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи Я-образа с мотивацией достижения и локусом контроля достижений спортсменов-перворазрядников. Полученные в ходе корреляционного анализа данные позволяют утверждать, что высокие показатели мотивации достижения успеха взаимосвязаны с адекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интернальности в области достижений.

Ключевые слова: самооценка личности, спортивная мотивация достижений, локус контроля достижений, спортсмены-перворазрядники

 

В психологии спорта вопрос о роли самооценки в формировании мотивации достижения успеха спортсмена активно изучается в последнее время. В связи с тем, что самооценка играет огромное значение в жизни человека, а спорт, по выражению Н.Б. Стамбуловой, является ее «моделью», то крайне интересным в научном отношении и полезным в практическом смысле, является изучение вопроса взаимосвязи самооценки спортсмена с его мотивацией достижения успеха [1].

В психологической науке самооценка рассматривается как центральное личностное образование и центральный компонент Я-концепции [2, с. 26]. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления [3]. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта [19, с. 18].

Такое направление психологической науки как спортивная психология особое внимание уделяет мотивации спортсмена. Мотивация — основная движущая сила, позволяющая достигать все новых вершин спортсменам, с которыми по этому направлению ведется целенаправленная психологическая работа, либо они сами достаточно мотивированы. Мотивация любой деятельности заключается в определении и фиксации новых стимулов и грамотном доведении их значения до человека, стремящегося улучшить или повысить свои результаты, в том числе результаты выступлений на спортивных соревнованиях [4, с. 153]. В спортивной психологии существует несколько классификаций видов мотивации по различным критериям. В спортивной деятельности видами мотивации спортсменов можно считать:

а) самостоятельную, когда уровень мотивации контролируется и регулируется самим спортсменом;

б) нарабатываемую с помощью тренера или группы тренеров;

в) приобретаемую с помощью специалистов-психологов.

По времени использования мотивация может быть:

а) относительно-постоянная, когда спортсмен постоянно и высоко мотивирован;

б) относительно-переменная, когда периоды и величина мотивации постоянно меняется.

Причём, в первом случае, достаточно корректирующей работы со спортсменом, а во втором необходима практическая консультационно-стимулирующая работа со специалистами – спортивными психологами [5, с. 208]. Спортивная психология включает в себя широкий набор инструментов для оказания психологической помощи и повышения мотивации профессиональных спортсменов.

По степени реализации мотивацию, видимо, следует различать, как: 1) реализованную; 2) нереализованную.

Причём, по мнению психологов-консультантов, специализирующихся по направлению «спортивная психология», предпочтительным является второй вид, работа над которым ведётся с постоянным стремлением повысить уровень притязаний спортсмена. Здесь уместным будет упоминание о том, что этот уровень тесно связан с таким психологическим понятием, как самооценка, который необходимо постоянно повышать, но в осознаваемо достижимых пределах. А, это уже работа психолога-консультанта по спортивной психологии. В отдельных случаях уровень самооценки может изначально не соответствовать уровню притязаний, тогда возникает обратная проблема [6, с. 125]. Поиск новых стимулов, передвижение границ самооценки на новые достижимые рубежи, поддержание тонуса уровня притязаний спортсмена — практические пути спортивной психологии, направленные на реализацию повышения спортивной мотивированности. Достижения в спорте имеют высокую личностную значимость не только для спортсменов высокого класса, но, особенно, для спортсменов-разрядников, готовящихся к спорту высших достижений. В связи с этим растет и их психическая напряженность, возникающая в результате переживания предстартовых состояний, значимого поражения, разнообразных стрессовых ситуаций, вызванных включением во взаимодействие с социальным окружением. Участие в соревнованиях разного уровня также связано с высокой эмоциональной напряженностью. Заметно возросло внимание к реакциям спортсменов на значимые для них организационные факторы подготовки на тренировках и выступлениях в соревнованиях. Требования, предъявляемые к психологической подготовке спортсменов, находящихся на этапе спортивного совершенствования, обуславливают роль изучения и особенностей реакций на фрустрирующую ситуацию во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля, определяющих успешность спортивной деятельности [14, с. 61]. Выделение в структуре спортивной мотивации двух составляющих - тренировочной и соревновательной, имеющих существенное различие по содержанию, целям, результатам, – позволяет говорить о различии содержания мотивации занимающихся в каждой из этих составляющих.

При формировании у спортсменов мотивации к тренировочной деятельности решаются следующие задачи [12, с. 217]:

1) формирование у спортсменов устойчивого интереса к занятиям спортом через формирование положительных эмоций;

2) формирование у спортсменов личностного смысла при занятиях спортом через осознание значимости занятий спортом в личной жизни;

3) постановка перед спортсменами реально достижимых целей (развитие физических качеств, овладение техникой, тактикой и т. п.);

4) формирование сплоченного спортивного коллектива и благоприятных межличностных отношений в группе;

5) актуализация сложившихся (позитивных) мотивационных установок и создание условий для появления новых мотивационных установок, используя психологические механизмы формирования мотиваций «сверху вниз» и «снизу-вверх»;

6) предотвращение возникновения у спортсменов неблагоприятных психических состояний.

При формировании соревновательной мотивации у спортсменов решаются следующее задачи [8, с. 36]:

1) актуализация мотивов участия в соревнованиях;

2) информирование спортсменов о предстоящих соперниках, вскрывая их недостатки и сильные стороны;

3) моделирование в тренировочной деятельности предстоящих противников;

4) планирование соревновательных целей и задач в соответствии с подготовленностью спортсмена;

5) обеспечение психической и технической подготовленности юных спортсменов к соревнованиям.

В качестве средств, способов, методов формирования спортивной мотивации у спортсменов рекомендуется использовать широко известные в спортивной практике средства, методы. Соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена, его поведение на соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности [15, с. 210]. Формирование мотивации достижения у спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующих условий:

1) формирование у спортсменов синдрома достижения, т. е. преобладания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

2) самоанализ результатов своей деятельности. О содержании этой работы указывалось выше;

3) выработка оптимальной тактики целеполагания в занятиях спортом;

4) межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

Для формирования у спортсменов синдрома достижения рекомендуется следующая работа [16, с. 152]:

1) обучение способам создания проективных рассказов (по картинкам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения в спортивной деятельности;

2) обучение способам поведения, типичным для человека с высоко развитой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т. п.);

3) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Необходимость анализа результатов выступления спортсменов на соревнованиях объясняется поиском причин успехов и неудач с целью закрепления в дальнейшем успеха и предотвращения неудач [18]. При анализе результативности соревновательной деятельности рекомендуется мотивационный тренинг «причинных схем». Тренинг причинных схем рекомендуется проводить после каждого соревнования в индивидуальной форме. Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов осуществляется следующим образом. Мотивация личности связана с успешностью выполняемой деятельности. Такая тенденция была выявлена в ряде исследований [20, 21]. Показано, что чем выше результативность соревновательной деятельности спортсменов, тем более устойчива и ярче выражена спортивная мотивация [13]. В этой связи, при развитии результативности соревновательной деятельности у спортсменов-перворазрядников, тем самым будет укрепляться спортивная мотивация [17]. Для развития результативности как качества личности предлагается следующая стратегия действий [12, с. 24]:

1. Перед началом любого дела (обучение упражнению, приему, отработка тактики и т. п.) важно сформулировать спортсмену будущий результат. Спортсмен должен четко представить в своем сознании его образ.

2. Формирование сильной мотивации достижения этого результата, который должен вызывать у спортсмена интенсивные положительные переживания. Это становится возможным в случае, если спортсмен сумеет (в этом требуется помощь со стороны тренера) связать цель, к которой он стремится, с какой-либо из своих личностных ценностей. Характерно, что чем более значима эта цель, чем сильнее она эмоционально насыщена, тем интенсивнее будет соответствующий мотив.

3. Учитывая, что для спортсменов-разрядников юношеского возраста не характерно выполнение продолжительной по времени деятельности для достижения цели, целесообразно будет следующее. Процесс достижения цели следует разделить на шаги (этапы). Деление — это целесообразно довести до такой величины шага, который может быть осуществлен (а цель достигнута) в кратчайший срок (день, два, три). Такое деление позволяет: 1) начинать действовать незамедлительно; 2) определить необходимые ежедневные усилия; 3) определить ритм деятельности. Поддержание такого ритма начинает выступать в качестве самостоятельной мотивирующей силы к продолжению деятельности и способно выполнять роль своеобразной «инерции» в работе, побуждая к действию в условиях ослабления мотивации.

4. Обеспечение качественной обратной связи, в процессе которой спортсмен воспринимает результаты своей деятельности. При этом осуществляется контроль за проявлением результативности на пути к намеченной цели.

5. Оценивая результаты своей деятельности, спортсмен должен ориентироваться на темпы прироста, сравнивая сегодняшние результаты со вчерашними. Это позволяет подчеркнуть продвижение спортсмена к планируемой цели. При этом важным со стороны тренера является следующее: актуализация и усиление позитивных переживаний спортсмена.

6. Научить спортсмена поощрять себя (хвалить) за каждый выполненный шаг. Это создает позитивный эмоциональный фон, на котором более успешно развивается последующая деятельность.

Выявляется сформированность следующих составных компонентов состояния спортсмена.

А) Потребностно-мотивационный компонент, «запускающий» активность спортсмена, и являющийся его «движителем». Он выступает центральным звеном предстартовой психической готовности и включает потребности, мотивы, установки, цели, уровень притязаний, лежащие в основе процесса регуляции состояния, поведения и деятельности спортсмена. Для оперативной диагностики потребностно-мотивационного компонента перед соревнованием используются следующие показатели: соревновательная мотивация - мотивация достижения успеха; потребность в стремлении спортсмена к достижению высоких спортивных результатов; направленность спортивной мотивации на соревнование и на тренировочный процесс; состояние мотивации по цветовой методике М. Люшера.

Б) Рефлексивный компонент, являющийся осознаваемым компонентом регуляции деятельности. Он включает интеллектуальную переработку спортсменом собственного опыта, фактов с точки зрения их личностной значимости. Рефлексия проявляется в совокупности оценок и самооценок спортсмена, содержащих информацию о свойствах субъекта предстоящей деятельности, его социальном окружении и его влиянии, условиях деятельности, о ценности данных свойств и условий. Оценки и самооценка становятся инструментами самоуправления для спортсмена и регуляции деятельности. Они выполняют ответственную роль в организации поведения и текущей деятельности спортсмена [9, с. 38].

Организующая роль выявленных показателей оценки и самооценки зависит от их соответствия реальности. Поэтому, при психодиагностике предстартовой психической готовности нужны данные о соответствии оценок и самооценки спортсмена объекту отражения и об отступлениях от адекватности. Объективными сведениями о возможностях и состояниях спортсмена являются оценки тренера и других руководителей команды, имеющих опыт наблюдения выступления спортсмена на соревнованиях. Для диагностики рефлексивного компонента выявляются отношение к предстоящему соревнованию и значимость для спортсмена выступления на соревновании. Определяются следующие показатели: уверенность в успешном предстоящем выступлении, восприятие возможностей соперников, желание участвовать в соревновании, субъективное восприятие оценки возможности спортсмена другими людьми; личностная значимость выступления и результатов предстоящих соревнований для спортсмена [14].

В) Эмоциональный компонент предстартовой психической готовности спортсмена проявляется в отношении к предстоящему соревнованию и самому себе в форме переживания. В эмоциях проявляется результат соответствия знаний спортсмена о благоприятных или нежелательных раздражителях тому, что воздействует на него в период подготовки к соревнованию и участию в нем. Переживаемые эмоции проявляются в психических состояниях: тревоги, уверенности-неуверенности, стресса, напряженности, внутриличностного конфликта, предстартовой лихорадки, апатии и др. При диагностике эмоционального компонента перед соревнованием важно выявлять физиологические и психологические аспекты эмоций, проявляющиеся в следующих показателях: тревожность как состояние; коэффициент вегетатики с помощью цветового теста М. Люшера; способность к саморегуляции с помощью психофункционального теста А.В. Алексеева [16, с.38].

Г) Сенсомоторный (двигательный) компонент предстартовой психической готовности спортсмена включает показатели сенсорной устойчивости и моторной устойчивости и обусловливает эффективность исполнения движений. При диагностике сенсомоторного компонента определяются: быстрота саморегуляции (скорость простой двигательной реакции), точность саморегуляции (реакция на движущийся объект, воспроизведение дозированного мышечного усилия), активность саморегуляции (направление ошибок при РДО (реакция на движущийся объект) и при воспроизведении усилий, направление ошибки при оценке 10 секундного интервала) [15, с. 98].

Параллельно с психодиагностикой предстартовой психической готовности спортсмена, определяется результативность его соревновательной деятельности. На основе сравнения полученных результатов выявляются характеристики оптимального предстартового состояния каждого отдельного спортсмена [24]. Результаты психодиагностики предстартовой психической готовности спортсмена дают срочную информацию, которая используется в следующих направлениях:

1) для экстренной коррекции тренировочной нагрузки (объема и характера физических упражнений) в период подготовки к предстоящему соревнованию;

2) при воздействии на предстартовое состояние спортсмена с целью приведения его в состояние полной психической готовности, составляющей ядро оптимального боевого состояния;

3) для прогнозирования результатов участия спортсмена в предстоящем соревновании;

4) при отборе спортсменов для участия в конкретном соревновании;

5) актуализации мотивов участия в предстоящем соревновании.

Планирование соотношения видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе [11, с. 129]. Решение данной педагогической задачи психологического обеспечения подготовки спортсменов к соревнованиям осуществляется в соответствии с основными положениями теории спортивной тренировки [7]. Процентное соотношение видов подготовки спортсменов на предсоревновательном этапе представляется следующим образом:

а) физическая подготовка 30 %,

б) техническая подготовка 40 %,

в) тактическая подготовка 10 %,

г) психологическая подготовка 20 %.

При этом не исключается изменение в планировании для каждого отдельного спортсмена в связи с его подготовленностью в том или ином виде подготовки. Итак, соревновательная мотивация включает два аспекта: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудачи. Выраженная у спортсмена мотивация достижения успеха оказывает положительное влияние на предстартовое состояние спортсмена, его поведение на соревнованиях и на результаты соревновательной деятельности.

Цель настоящего исследования заключается в изучении взаимосвязи самооценки личности с мотивацией достижения и определении ее характера. В качестве объекта исследования рассматривалась мотивация достижения как основополагающий «конструкт» в системе психологической подготовки спортсменов-перворазрядников. Предмет исследования - взаимосвязь самооценки личности с мотивацией достижения у спортсменов-перворазрядников.

Гипотеза: существует положительная взаимосвязь между самооценкой личности и мотивацией достижения у спортсменов-перворазрядников, а именно: высокие показатели мотивации достижения прямо взаимосвязаны с высокой самооценкой и ярко выраженной интернальностью в области достижений.

Методика исследования

Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы процедура исследования включала в себя следующие этапы:

1. Выбор психодиагностического инструментария и базы исследования.

2. Психологическое тестирование спортсменов на предмет уровня мотивации достижения успеха, избегания неудачи, уровня самооценки и направленности локуса контроля.

3. Математико-статистическая обработка данных при помощи корреляционного анализа с использованием критерия Пирсона.

Эмпирической базой исследования был выбранПоволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, (ФГБОУ ВПО "ПВГУС"). Исследование проходило в период с 20 марта 2014 г. по 10 мая 2014 г. Выборка эмпирического исследования составила 30 человек - юноши и девушки, входящие в группу спортивного совершенствования ПВГУС.

Методы психодиагностического исследования были выбраны следующие: методика «Самооценка личности», предложенной С.А. Будасси, интерпретированной для спортсменов Ю.Я. Киселевым [17, с.11-19], методика Эллерса на исследование уровня мотивации достижения успеха и избегания неудачи, опросник «Уровень субъективного контроля».

Методика С.А. Будасси на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Таблица 1

Уровни выраженности показателей самооценки

От 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая неадекватная
От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая адекватная
От + 0,52 до -0,1 Самооценка средняя адекватная
От -0,09 до -0,32 Самооценка низкая адекватная
От -0,33 до -1,0 Самооценка низкая неадекватная

 

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком, как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать. Второй методикой, выбранной для диагностики в нашем исследовании, была выбрана методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Автор методики исходил из положения о том, что личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Третьей методикой стала методика «Уровень субъективного контроля». Тест адаптирован Е.Ф.Бажиным, С.А.Голынкиной, А.М.Эткиндом. Опросник УСК является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы опросника разработали его, исходя из принципа иерархической структуры системы регуляции деятельности. Из опросника могут быть выделены обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений и шкала интернальности в области неудач, а также четыре ситуационно специфических показателя, характеризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная, производственная, межличностные отношения и отношения к здоровью и болезням). Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низкой общей интернальностью характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, честными. Таким образом, выраженность интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Результаты исследования

Для дальнейшей обработки и подсчета данных нам понадобятся только две шкалы методики УСК: интернальность достижений и интернальность неудач. Далее результаты психодиагностического исследования были подвергнуты статистической обработке при помощи критерия Пирсона. Для проверки гипотезы о том, что между самооценкой и мотивацией достижения существует взаимосвязь, был использован метод корреляции χ2-Пирсона, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной взаимосвязи между двумя профилями признаков, измеренные в одной и той же группе испытуемых. Преимущество данного критерия состоит в том, что его можно использовать для проверки любого закона распределения. Были определены корреляционные зависимости между показателями шкал интернальности успеха и неудачи и мотивации достижения успеха и избегания неудач при помощи метода линейного корреляционного анализа χ2-Пирсона.

Сформулируем статистические гипотезы:

H0: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями интернальности успеха и неудач не отличается от нуля.

H1: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями интернальности успеха и неудач отличается от нуля.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции Пирсона спортсменов-перворазрядников между уровнем мотивация и УСК

УСК Интернальность достижений Интернальность неудач
Мотивация
Достижение успеха 0,38* 0,23
Избегание неудач 0,32 -0,62***

*p < 0.05, *** p < 0.001

После проведённого корреляционного анализа были получены следующие результаты: положительную корреляционную связь мы наблюдаем между мотивацией достижения успеха и интернальностью достижений. Эта взаимосвязь свидетельствует о том, что высокая мотивация достижения успеха обуславливается склонностью индивида брать на себя ответственность, контролировать свое поведение и быть убежденным в том, что происходящее зависит полностью от самого человека, от его поступков и решений в области указанные шкал уровня субъективного контроля. Эти испытуемые позволяют себе рисковать, проявлять инициативу, решать проблемы, искать сложные пути решения и предъявлять к себе повышенные требования. Также наблюдается отрицательная взаимосвязь между мотивацией избегания неудач и интернальностью в области неудач. Следовательно, при возникновении ситуации неуспеха испытуемые склонны возлагать за это ответственность на сложившиеся обстоятельства и других людей, поведение обусловлено больше защитными реакциями, нежели инициативой и риском. Полученные значения критерия позволяют принять гипотезу H1. Корреляция между показателями шкал интернальности, мотивации достижения успеха и избегания неудач статистически значима, отличается от нуля, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между мотивацией достижения успеха, избегания неудач и уровнем субъективного контроля в области достижений и неудач.

Для установления взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач были подвергнуты статистическому анализу результаты тестирования (таблица 3).

Сформулируем статистические гипотезы:

H0: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями самооценки не отличается от нуля.

H1: Корреляция между показателями мотивации достижения успеха и избегания неудач и показателями самооценки отличается от нуля.

Таблица 3

Коэффициенты корреляции Пирсона спортсменов-перворазрядников между уровнем мотивации и самооценкой

Самооценка Высокая неадекв. Высокая адекв. Средняя адекв. Низкая адекв. Низкая неадекв.
Мотивация
Достижение успеха 0,29 0,5** 0,38* -0,22 0,15
Избегание неудачи -0,41* 0,13 0,29 0,31 0,39*

*p < 0,05, ** p < 0,01

Итак, после проведенного корреляционного анализа, мы пришли к следующим выводам: наблюдаются положительные и отрицательные связи между уровнями самооценки и мотивацией достижения успеха, и избеганием неудач. В частности, отрицательная взаимосвязь наблюдается между неадекватно высокой самооценкой и мотивацией избегания неудач. Это означает обратно-пропорциональное соотношение этих показателей: чем сильнее стремится самооценка к неадекватно высоким показателям, тем ниже мотивация избегания неудач. То есть данную категорию людей можно отнести к «неудержимым». Их неадекватное оценивание собственных достоинств (преимущественно завышение) заставляет их неправильно оценивать ситуацию и последствия собственного поведения, и отрицать неудачи как таковые. Адекватно высокая самооценка и средняя высокая самооценка коррелируют с мотивацией достижения успеха. Это означает, что спортсмены, у которых в поведении преобладает мотивация достижения успеха, адекватно оценивают свои достоинства и успехи, стремятся к высоким результатам, но без фанатизма. Низкая неадекватная самооценка коррелирует с мотивацией избегания неудач. Следовательно, низкая оценка своих качеств и достижений провоцирует неуверенность в действиях и страх неудачи и наказания за поступки и «неправильные» результаты.

Из данных, приведенных в таблице 3 следует, что принимается гипотеза H1. Корреляция между показателями самооценки и мотивации достижения успеха и избегания неудач статистически значима, отличается от нуля, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между мотивацией достижения успеха, избегания неудач и уровнем самооценки.

Рассмотрим взаимосвязь интернальности достижений и неудач с самооценкой (таблица 4). Сформулируем статистические гипотезы:

H0: Корреляция между интернальностью достижений и неудач и показателями самооценки не отличается от нуля.

H1: Корреляция между интернальностью достижений и неудач и показателями самооценки отличается от нуля.

Таблица 4

Коэффициенты корреляции Пирсона спортсменов-перворазрядников между интернальностью достижений и неудач и самооценкой

Самооценка Высокая неадекв. Высокая адекв. Средняя адекв. Низкая адекв. Низкая неадекв.
Интернальность
Достижения 0,26 0,63*** 0,35 0,19 0,22
Неудачи 0,15 0,1 0,14 0,3 0,48**

**p < 0,01, *** p < 0,001

Итак, проведенный корреляционный анализ позволил выявить положительные связи между интернальностью успеха и неудач и самооценкой у спортсменов. В частности, отмечена взаимосвязь между интернальностью в области достижений и адекватно высокой самооценкой. Это означает, что адекватно высокая самооценка с признанием своих достоинств и недостатков и адекватной оценкой своих личностных качеств, взаимосвязана с субъективным восприятием ситуации, т.е. все успехи и неудачи зависят полностью от самого спортсмена, а не от внешних обстоятельств. Также выявлена положительная взаимосвязь между неадекватно низкой самооценкой и интернальностью в области неудач. Это соотношение между данными показателями означает, что высокая интернальность в области неудач у спортсмена обусловлена его неадекватно низкой самооценкой. Следовательно, индивид приписывает все свои неудачи собственным неуспехам и низким оцениванием своих личностных качеств и спортивных достижений, что позволяет принять гипотезу H1: Корреляция между интернальностью достижений и неудач и показателями самооценки отличается от нуля.

Таким образом, после проведенного математико-статистического анализа взаимосвязи самооценки и мотивации достижения у спортсменов-перворазрядников, мы пришли к выводу, что существует взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения успеха у спортсменов-перворазрядников, а именно: высокие показатели мотивации достижения успеха взаимосвязаны с адекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интернальности в области достижений. Следовательно, гипотеза, предложенная в начале исследования, нашла свое подтверждение.

Выводы

1. В группе испытуемых спортсменов-перворазрядников были выявлены индивиды с различными уровнями самооценки: от неадекватно высокого до неадекватно низкого. Наиболее многочисленной представлена группа со средними адекватными показателями и всего 1 испытуемый с неадекватно низкой самооценкой.

2. У испытуемых с высокой мотивацией достижения успеха наблюдаются средние или низкие показатели мотивации избегания неудачи. И, наоборот: у людей с высокой мотивацией избегания неудач наблюдаются средние или низкие показатели уровня мотивации достижения успеха.

3. Корреляционный анализ по методу Пирсона позволил установить наличие взаимосвязи между самооценкой и мотивацией достижения и избегания неудач. В частности, отрицательная взаимосвязь наблюдается между неадекватно высокой самооценкой и мотивацией избегания неудач. Адекватно высокая самооценка и средняя высокая самооценка коррелируют с мотивацией достижения успеха. Низкая неадекватная самооценка коррелирует с мотивацией избегания неудач.

4. Полученные в ходе корреляционного анализа данные позволяют утверждать, что существует взаимосвязь между самооценкой и мотивацией достижения, а именно: высокие показатели мотивации достижения успеха взаимосвязаны с адекватно завышенной самооценкой на фоне высокой интернальности в области достижений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бороздина, Л.В. Диагностика мотивации достижения успехов и избегания неудачи / Л.В. Бороздина – М.: Академия 2002. – 325 с.

2. Васильев, Н.Н. «Я»-концепция: в согласии с собой / Н.Н. Васильев - Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009. – 328 с.

3. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К. Вилюнас – М.: Просвещение, 1990. – 344 с.

4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. – 453 с.

5. Гуськов, С.И. Профессиональный спорт / С.И. Гуськов, М.М. Линец, В.Н. Платонов, Б.Н. Юшко – Киев: Олимпийская литература. 2000. – 308 с.

6. Дмитриенкова, Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов / Л.П. Дмитриенкова – Смоленск: Знание, 1980. – 398 с.

7. Иванков, Ч. Т. Методические основы теории физической культуры и спорта / Ч.Т. Иванков – М.: Инсан.- 2005. – 437 с.

8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2000. – 435 с.

9. Крылов, A.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / Спортивная психология в трудах отечественных специалистов // Под ред. Волкова И.П. – СПб.: «Питер», 2002. – 542 с.

10. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. / В.Р. Малкин – М.: ФиС, 2008 — 315 с.

11. Мартенс, Р. Социальная психология и спорт. – М.: ФиС, 1979. – 176 с.

12. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 517 с.

13. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие /В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.

14. Ольшанская, С. А. Особенности реакций на неудачи во взаимосвязи с уровнем субъективного контроля у спортсменов подросткового возраста на социальную адаптацию спортсменов / С.А. Ольшанская, Е.Н. Баскакова // Физическая культура, спорт — наука и практика. – 2013. – №1. – С. 60 – 65.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: