ХОРЕОГРАФ
Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями, и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, а также спецификой и условиями различных сфер деятельности.
Кто же такой хореограф и чем он занимается?
Хореограф – это деятель искусства, инструктор по танцам, постановщик танцев, учитель танцев.
Само искусство танца называется хореографией. Если руководствоваться происхождением этого слова (с древнегреческого «choreia» переводится как пляска, «grapho» – описываю), то его можно понимать как запись танцевальных движений с помощью особых символов. Создание этих движений и составление из них целого произведения – удел хореографов.
Хореограф может заниматься постановкой не только танцев, но и балетных спектаклей, концертных номеров. При этом главная его задача неизменно заключается в создании цельной, красиво оформленной и по-своему уникальной композиции. Хореограф работает с группой танцоров, распределяет между ними созданные образы, учитывая при этом способности и характер каждого. Также этот специалист подбирает музыку и костюмы. Во время занятий он трудится над отработкой техники исполнения танца коллективом. Хореографы могут работать в школах танца, фитнес-центрах, а также давать частные уроки.
Какими навыками и качествами должен обладать хореограф?
Для того чтобы придумать танец, человеку понадобятся богатая фантазия, творческое мышление и знание большого количества танцевальных элементов. Хореограф, как любой танцор, не состоится без музыкального слуха и чувства ритма. Работая с танцорами, хореограф должен сохранять доброжелательность, спокойствие, готовность к долгому сотрудничеству с одной и той же командой. Хореографу нужно учитывать, что иногда ему придётся работать в условиях сильной загруженности и гастрольных разъездов. Отличная физическая форма и способность работать в любое время суток – незаменимые качества хорошего специалиста в этой области.
|
Хореографу необходимо быть не только профессиональным танцором, но и настоящим интеллектуалом, знатоком различных видов искусства. Он должен уметь создавать танцы как с помощью переработки чужих работ, так и на основе исключительно собственных идей. Кроме занятий с группой, ему предстоит вести переговоры с артистами, музыкантами, дизайнерами, техническими работниками, PR-менеджерами.
Как показывают результаты анкетирования, профессия Хореографа подразумевает преимущественно физический труд. Хореограф должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.
Где учат профессии «хореограф»?
В колледжах, училищах и в высших учебных заведениях.
Хореографические училища и колледжи Санкт-Петербурга:
· ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»
· СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»
· Колледж «Звездный»
Высшие заведения с кафедрой хореографии в Санкт Петербурге:
· Санкт-Петербургский государственный университет
|
· Санкт Петербургский Государственный Институт Культуры
· Санкт Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов
· Российский Государственный педагогический Университет имени А.И. Герцена
История формирования профессии «хореограф»
Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.
История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.
В 14-16 веке пришла мода на классику и появился балет.
В 15-м веке людей, которых можно было бы назвать хореографами, было совсем немного. Сейчас известно лишь про тех из них, которые писали про танцы, работы остальных утеряны. Доменико из Пьяченцы (DomenicodaPiacenza), или Доменико Феррарский (DomenicodaFerrara) был одним из таких хореографов.
И дальше началось формирование современного танца.
Историю современного танца принято начинать с рубежа 19-20 века и таких направлений танца, как свободное движение, танец модерн и экспрессивный танец.
|
Главными характеристиками свободного движения были такие понятия, как «природа», «естественность» и достаточно простая манера движения, чаще всего, от центра тела.
Самым известным представителем этого танца является Айседора Дункан, но к этому же направлению в истории танца или к этому историческому отрезку можно также отнести Рут Сен-Дени, Мод Аллан, ЛоиФуллер.
Экспрессивный танец и танец модерн можно назвать братьями, но не близнецами. Центральной фигурой экспрессивного танца является Рудольф Лабан (больше известный, как теоретик, создавший систему анализа и записи движения), его ученики Мэри Вигман, Сюзанн Пероте, Курт Йосс, СигурдЛидер а также не связанные напрямую с Лабаном, ГрэтПаллука, РозалиаХладек, Дор Хойер. Экспрессивный танец зародился и развивался, в первую очередь, в Германии, в то время как танец модерн является, скорее, американским феноменом.
И хотя без взаимного влияния здесь не обошлось, можно сказать, что танец модерн поставил во главу угла технику, что, в итоге сблизило его с балетом, в то время, как экспрессивный танец в большей мере использовал импровизацию. Самыми известными представителями танца модерн являются Марта Грэм, Дорис Хамфри, ХаняХольм (ученица Мэри Вигман), Чарльз Видман.
С точки зрения эстетики, программы и техники движения, можно сказать, что для экспрессивного танца в противовес танцу свободному важна была такая категория как «безобразное», уродливое, его проживание.
Для свободного танца фокусом была красота естественного тела, поэтому манера движения в танце носила естественный, простой характер.